Требования к уровню усвоения программы и формы контроля
СОДЕРЖАНИЕ УМК
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка………………………………….
РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины …………………………………
РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной дисциплины……. ……………………...с.
РАЗДЕЛ 4. Методические материалы и рекомендации для
преподавателя…………………………………………………………….. …. с.
РАЗДЕЛ 5. Программа самостоятельной познавательной
деятельности студентов……………………………………………………..с.
РАЗДЕЛ 6. Виды и формы контроля качества знаний и
результатов обучения………………………………………..……………….с.
РАЗДЕЛ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…… с.
РАЗДЕЛ 8. Материально-техническое обеспечение……………с.
Приложение ……………………………………………………….с.
РАЗДЕЛ 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература (050301 по ОКСО) |
Регистрационный номер 707 пед/сп от 31.01.2005 |
Специальность 032900 (050301 по ОКСО) - Русский язык и литература
Квалификация учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ ГОС:
Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы
Пояснительная записка
Курс продолжает цикл «Истории русской литературы», в связи с чем его важной составляющей является прослеживание традиций классики и литературы первой половины XX в. в произведениях изучаемых авторов. Опора на предшествующие знания позволяет выделить развитие этих традиций и их трансформацию.
Изменения в литературе этого периода теснейшим образом связаны с исторической эпохой, поэтому особое внимание уделяется идеологической составляющей литературного процесса этого времени.
В курсе прослеживаются как общие тенденции развития литературы, так и их конкретное преломление в творчестве отдельных авторов, что обусловило включение обзорных и монографических лекций, посвященных крупным и наиболее типологически выразительным писателям времени.
Программа соответствует государственному стандарту.
Цель дисциплины: ознакомление студентов с литературой 1960-х – 2000-х годов. Ее изучение позволяет выстроить более полную картину русского литературного процесса XX века в его историческом и типологическом аспектах.
Задачи дисциплины:
· Расширение и конкретизация знаний по истории русской литературы XX века, введение в обиход студентов-филологов новых материалов.
· Развитие навыков целостного анализа художественных произведений, принадлежащих различным эстетическим системам.
· Подготовка к критической деятельности и научным исследованиям в области изучения истории и типологии литературы.
Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен:
Знать
а) основные исторические факты о современной литературе;
б) основные произведения указанных авторов, в аспекте проблематики и поэтики;
в) исторический и теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе;
Уметь
а) объяснять специфику литературного процесса XX века;
б) выделять проблематику произведений, написанных в ситуации идеологического тоталитаризма;
в) выявлять трансформацию классических традиций;
Иметь представление
а) о социально-литературном контексте времени;
б) об особенностях развития русской литературы в XX веке;
в) о современном состоянии изучения советской литературы;
Владеть навыками
а) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;
б) сравнительного анализа произведений;
в) исторического комментирования художественного произведения;
Воспитательное значение курса: В силу особой социальной значимости русской литературы и специфики тематики литературы второй половины ХХ в., изучение курса способствует формированию патриотических чувств, пониманию сложности отношений человека с миром и необходимости постоянного нравственного выбора, т. е. воспитывают основы нравственности.
Многообразие интерпретаций в освещении литературой исторического процесса (военная проза, лагерная проза) приучает студента к самостоятельному творческому труду; ярко выраженные познавательные интенции литературы расширяют его представления об истории и человеке.
Заостренность нравственной проблематики в произведениях литературы изучаемого периода сочетается в ней с особой поэтикой («скрытой авторской позиции», иногда «игры с читателем») что вынуждает читателя-студента к самостоятельному поиску и формирует в нем творческое отношение к литературе и жизни.
Психологическая глубина и разнообразие традиционного и авангардного романов, в силу их высокой художественной значимости способствуют развитию рефлексивных свойств личности, самопознанию студентов и вырабатыванию ими индивидуального мировоззрения.
Ясно выраженные в авангардной литературе особенности современного сознания, а также различие художественных систем способствует расширению интеллектуального кругозора студентов, воспитывает в них такие личностные свойства как терпимость, необходимость взаимопонимания между людьми, заинтересованное отношение к другому человеку.
Особое место в развитии воображения принадлежит изучению образной системы современной поэзии.
Лекции и практические занятия посвящены рассмотрению основных вопросов курса.
Требования к уровню усвоения программы и формы контроля
Программный материал усвоен, если студент, помимо усвоения исторических сведений и теоретических понятий, анализирует произведения разных авторов с позиций объективности;
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, при проведении письменных работ по отдельным вопросам курса, тестировании по отдельным темам, контрольных работ. Итоги подводятся по модульно-рейтинговой системе.