Здравствуйте уважаемая редакция

Разбирая газеты (мне их привозят) нашла статью под рубрикой «Деревенька моя» - о Скамье. Всё во мне вско­лыхнулось, вспоминала счастливую молодость, и с подру­гой поплакали. Вспоминала жителей д. Скамьи, потому что с этой деревней связаны са­мые счастливые годы. Мама знала всех, она говорила: «Хо­рошие люди в Скамье». По­этому попросила похоронить её там, так как не было тако­го, чтоб на какой-то праздник она не пошла в Сыренец, в церковь. Нас, маленьких, бра­ла голодных. Еле отстоишь ночь на Пасху. На ту сторону перевозил её д. Миша Кузне­цов за 20 копеек туда и обратно. Знали мы тётю Шуру Кузнецо­ву, мать Анатолия, Поляковых. Еще жил Матвей, мой дядя. Коренных жителей сейчас ни­кого не осталось. В магазин туда часто ходили. Была в Коз­ловом Берегу начальная шко­ла: помню, на лодке плыли на экскурсию в Сыренец, расска­зывали нам про крепость. Го­ворили, что якобы был под­земный ход на наш берег, то есть через Нарову. Сколько было радости, всю дорогу пели песни! Дядя Павел Поляков, уважаемый человек, несколь­ко лет был капитаном. Всё наше побережье его знало и уважало. Ходил пароход «Заря» на угле. Плыли до Нарвы 6 часов. Тогда, после вой­ны, работали все в Нарве на фабриках, а на выходной обя­зательно все домой к мате­рям возвращались. Плывешь, бывало, с Сыренца, так по обеим берегам начинаются деревни: Кукин Берег, Переволока, Степановщина, Омут. По ту сторону: Скарятина, Князь-Село.

Много названий деревень за­были, уничтожили память, так как было Нарвское водохра­нилище построено. Не знаю, попала ли деревня Ольгин Крест под затопление. Кому помешало название Омут? Ведь деревня названа в ста­рину, потому что там Нарова очень порожистая река. Пароход зачастую не шёл до Сы­ренца, высаживали всех пас­сажиров в Омуте. И с вещами, пешком шли до деревень. Уж если взялись вспоминать про­шлое, зачем искажать исто­рию? До деревни Скамьи была деревня Куричек, её уже нет. Там тоже жили прекрас­ные люди, например, Камбис. Живет дочь в Нарве теперь, Нина Камбис. Я у мамы спра­шивала, почему так деревни названы, и она говорила: княж­на Ольга зашла в деревню, её угостили курочкой - Куричек. Пошла дальше княжна, поси­дела на скамейке - Скамья. Народная молва хранит исто­рию. Была в Скамье огромная церковь, меня в ней крестили в 1938 году. А когда началась война, немцы её взорвали. Такой взрыв был, говорила мама, высыпало стёкла в Хитове во всех домах. Есть у меня метрики с видом Скамейской церкви. Бывало, идём на па­роход, зайдем туда, где разва­лины храма. А теперь говорят, там что-то строят. Громовская пристань, Громовская цер­ковь. Но пароход не причали­вал к ней, т.к. Нарова обмеле­ла и тогда.

В огромном Скамейском лесу находился партизанский от­ряд, воевал в нём мой двою­родный брат Степанов Миха­ил. Рассказывал много жутко­го, и я всё помню. Шли они в Эстонию, замерзали на льду. Простудил голову, заболел. А потом в отряде делали ему операцию: долбили череп без наркоза, потому что его не было. И опять воевал, стал офицером. Сейчас его уже нет в живых. А в Эстонии, он рас­сказывал, есть захотели силь­но, истощали. Хозяйка поднес­ла простоквашу и что-то занер­вничала. Они дали коту сначала её попробовать, и кот умер тут же. А с чердака уже шум: засада, еле спаслись благода­ря копнам сена.

Очень мне захотелось душу отвести, всколыхнули воспо­минания.

С уважением,

Альвина Семеновна

ИВАНОВА,

Псковская область, г. Гдов, п/о Орёл, д.Хитово.

Знамя труда. 13.05.2005.

В.И. Будько

21.06.2005 мне довелось посетить в Хитово автора этого письма и осмотреть упомянутый ею документ. Неточность в письме та, что крещение Альвины Семеновны состоялось не 1938 году, а в годы оккупации, когда жителям приграничной деревни как и до времен атеизма довелось посещать скамейский храм. Приходский же храм в селе Козлов Берег к тому времени уже стоял без колоколов и в нем никто не служил, скорее всего, с 1937 года. В этом году на Гдовщине как и по всей России были произведены массовые аресты священноцерковнослужителей и активных верующих. Мне помнится рассказ долгожительниц села Козлов Берег, бывших комсомолок, как их принудительно заставляли стаскивать колокола с церковной колокольни. Никакие отговорки не могли убедить руководство колхоза и комсомольских активистов.

Свидетельство

Дано сие в том, что младенец Алевтина (по паспорту (?) Альвина), родившаяся 30 / XII. 1938 г. крещена 13 / 7. 1941 г. в Скамейской Свято-Ильинской церкви Рояской волости, Визскаго уезда. Родилась в дер. Хитово, Гдовского района Ленинградской области. … Иванов Семен Филиппович и жене его Анне Васильевне. Восприемники гр-не … Исаков Григорий Петрович и гр-ка Лаврентьева Ульяна Ивановна.

Настоятель священник Александр Гуковский (?).

14 / X. 1941 г.

Наши рекомендации