Здравствуйте уважаемая редакция
Разбирая газеты (мне их привозят) нашла статью под рубрикой «Деревенька моя» - о Скамье. Всё во мне всколыхнулось, вспоминала счастливую молодость, и с подругой поплакали. Вспоминала жителей д. Скамьи, потому что с этой деревней связаны самые счастливые годы. Мама знала всех, она говорила: «Хорошие люди в Скамье». Поэтому попросила похоронить её там, так как не было такого, чтоб на какой-то праздник она не пошла в Сыренец, в церковь. Нас, маленьких, брала голодных. Еле отстоишь ночь на Пасху. На ту сторону перевозил её д. Миша Кузнецов за 20 копеек туда и обратно. Знали мы тётю Шуру Кузнецову, мать Анатолия, Поляковых. Еще жил Матвей, мой дядя. Коренных жителей сейчас никого не осталось. В магазин туда часто ходили. Была в Козловом Берегу начальная школа: помню, на лодке плыли на экскурсию в Сыренец, рассказывали нам про крепость. Говорили, что якобы был подземный ход на наш берег, то есть через Нарову. Сколько было радости, всю дорогу пели песни! Дядя Павел Поляков, уважаемый человек, несколько лет был капитаном. Всё наше побережье его знало и уважало. Ходил пароход «Заря» на угле. Плыли до Нарвы 6 часов. Тогда, после войны, работали все в Нарве на фабриках, а на выходной обязательно все домой к матерям возвращались. Плывешь, бывало, с Сыренца, так по обеим берегам начинаются деревни: Кукин Берег, Переволока, Степановщина, Омут. По ту сторону: Скарятина, Князь-Село.
Много названий деревень забыли, уничтожили память, так как было Нарвское водохранилище построено. Не знаю, попала ли деревня Ольгин Крест под затопление. Кому помешало название Омут? Ведь деревня названа в старину, потому что там Нарова очень порожистая река. Пароход зачастую не шёл до Сыренца, высаживали всех пассажиров в Омуте. И с вещами, пешком шли до деревень. Уж если взялись вспоминать прошлое, зачем искажать историю? До деревни Скамьи была деревня Куричек, её уже нет. Там тоже жили прекрасные люди, например, Камбис. Живет дочь в Нарве теперь, Нина Камбис. Я у мамы спрашивала, почему так деревни названы, и она говорила: княжна Ольга зашла в деревню, её угостили курочкой - Куричек. Пошла дальше княжна, посидела на скамейке - Скамья. Народная молва хранит историю. Была в Скамье огромная церковь, меня в ней крестили в 1938 году. А когда началась война, немцы её взорвали. Такой взрыв был, говорила мама, высыпало стёкла в Хитове во всех домах. Есть у меня метрики с видом Скамейской церкви. Бывало, идём на пароход, зайдем туда, где развалины храма. А теперь говорят, там что-то строят. Громовская пристань, Громовская церковь. Но пароход не причаливал к ней, т.к. Нарова обмелела и тогда.
В огромном Скамейском лесу находился партизанский отряд, воевал в нём мой двоюродный брат Степанов Михаил. Рассказывал много жуткого, и я всё помню. Шли они в Эстонию, замерзали на льду. Простудил голову, заболел. А потом в отряде делали ему операцию: долбили череп без наркоза, потому что его не было. И опять воевал, стал офицером. Сейчас его уже нет в живых. А в Эстонии, он рассказывал, есть захотели сильно, истощали. Хозяйка поднесла простоквашу и что-то занервничала. Они дали коту сначала её попробовать, и кот умер тут же. А с чердака уже шум: засада, еле спаслись благодаря копнам сена.
Очень мне захотелось душу отвести, всколыхнули воспоминания.
С уважением,
Альвина Семеновна
ИВАНОВА,
Псковская область, г. Гдов, п/о Орёл, д.Хитово.
Знамя труда. 13.05.2005.
В.И. Будько
21.06.2005 мне довелось посетить в Хитово автора этого письма и осмотреть упомянутый ею документ. Неточность в письме та, что крещение Альвины Семеновны состоялось не 1938 году, а в годы оккупации, когда жителям приграничной деревни как и до времен атеизма довелось посещать скамейский храм. Приходский же храм в селе Козлов Берег к тому времени уже стоял без колоколов и в нем никто не служил, скорее всего, с 1937 года. В этом году на Гдовщине как и по всей России были произведены массовые аресты священноцерковнослужителей и активных верующих. Мне помнится рассказ долгожительниц села Козлов Берег, бывших комсомолок, как их принудительно заставляли стаскивать колокола с церковной колокольни. Никакие отговорки не могли убедить руководство колхоза и комсомольских активистов.
Свидетельство
Дано сие в том, что младенец Алевтина (по паспорту (?) Альвина), родившаяся 30 / XII. 1938 г. крещена 13 / 7. 1941 г. в Скамейской Свято-Ильинской церкви Рояской волости, Визскаго уезда. Родилась в дер. Хитово, Гдовского района Ленинградской области. … Иванов Семен Филиппович и жене его Анне Васильевне. Восприемники гр-не … Исаков Григорий Петрович и гр-ка Лаврентьева Ульяна Ивановна.
Настоятель священник Александр Гуковский (?).
14 / X. 1941 г.