И новые театрально-драматургические формы в искусстве ХХ века
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
РОМАН Э.Т.А.Гофмана «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА».
Вопросы к занятию см. в сб. «Практические занятия по зарубежной литературе». М., 1981.
ЛИТЕРАТУРА: (дополнительная)
1. Э.Т.А.Гофман Письма, высказывания, документы – М., 1987.
2. Ветчинов К. Похождения Гофмана — следователя полиции, гос. Советника, композитора, художника и писателя. Пущино, Фото-век, 2009.
3. Вольф К. Житейские воззрения кота в новом варианте. // К.Вольф. Избранное. – М., 1979.
4. Встреча. Повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. – М., 1983 (Ф.Фюман. «Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман». А.Зегерс «Встреча в пути»).
5. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и собрания мистика – СПб, 1996.
6. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990, с.51-60.
7. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время – Рига, 1988.
8. Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Гофмана. – Рига, 1970.
9. Художественный мир Гофмана. – М., 1982.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПОЭЗИЯ Г.ГЕЙНЕ
1. Творчество Г.Гейне как новый этап в развитии немецкой романтической поэзии.
2. «Книга песен».
-тематическое и интонационное своеобразие циклов;
-лирический герой;
-романтическая ирония;
-особенности художественной формы;
3. Проза Гейне.
4. Письменный анализ одного стихотворения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гиждеу С.П. Генрих Гейне. – М., 1964.
2. Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. – М., 1983.
3. Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. – М., 1963.
4. Дмитриев А.С. Генрих Гейне. – М., 1952.
5. Стадников Г.В. Генрих Гейне. – М., Книга для учащихся. – М., 1984.
6. Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. – М., 1962.
7. Гордон Я.И. Гейне в России. В 3 т. – Душанбе, 1973 – 1983.
8. Копелев Л. Поэт с берегов Рейна. – М., 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Новеллы-притчи Ф.Кафки.
5. Кафка и романтизм (экспрессионизм, Достоевский, Гоголь).
6. Мир в произведениях Кафки (абсурд, мир как «конструкция», «сновидческая» концепция мира).
7. Логическая ясность и алогизм. Метафорическая условность, символика стиля.
8. Гротеск и фантастика.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Днепров В. Черты романа ХХ века. – М.-Л., 1965.
2. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М.,- 1972.
3. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франка Кафки // Камю А. Человек бунтующий. – М., 1990. С. 93-100.
4. Сучков Б. Лики времени – М., 1969. С. 3-81.
9. А.Зегерс. Встреча в пути.
10. Карельская Л. Лекция о творчестве Ф.Кафки // И.Л. – 1995. – №8.
11. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Драматургия Б.Брехта
и новые театрально-драматургические формы в искусстве ХХ века.
16. Понятие театра «аристократического» и театра «эпического».
17. Основные художественные принципы «эпического» театра.
18. Смысл двойного значения брехтовского понятия «остранения» («очуждения»)
19. Публицистическое начало в творчестве Б.Брехта.
20. Пьеса «Добрый человек из Сычуани» в системе эпического театра.
1) Заимствованный сюжет и его интерпретация у Брехта.
2) Основные темы (добр или зол человек?)
3) Образы
4) Структурные и композиционные особенности пьесы.
5) Смысл зонгов в пьесе.
6) Брехт и современный театр.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Клюев В. О философском театре Брехта. // В кн.: Вопросы эстетики, вып. 6. – М., 1964.
2. Сурков Е. Путь к Брехту. // В кн.: Брехт Б. Театр, т. 5, кн. 1. – М., 1965. С. 5-58.
3. Миттенцвай В. Испытание нового метода. Бертольт Брехт. // В кн.: эпические позиции. М., 1973. С. 63-105. См. также сноски в разделе.
4. Фрадкин И.П. Бертольт Брехт. Путь и метод. – М., 1965.
5. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М., 1966.
6. Райх Б.Ф. Вена-Берлин-Москва-Берлин. – М., 1972.
7. Шумахер Э. Жизнь Брехта. – М., 1988.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПОСТМОДЕРНИЗМ Роман П.Зюскинда «Парфюмер»
1. Постмодернизм (философия, эстетическая теория, художественная практика).
2. Мир как текст. Гипертекст. Интертекст.
3. Творчество П.Зюскинда в свете постмодернистской эстетики.
4. История и современность в романе Зюскинда «Парфюмер».
5. Литературные и исторические аллюзии в романе.
6. Структура романа.
7. Поэтика романа (язык и стиль).
ЛИТЕРАТУРА:
1.Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. – М., 1996.
2.Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. – М., 2001.
З.Ильин И.П.Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.
4.Проблемы современной стилистики. – М., 1989.
5.Вопросы литературы. – 1996. – № 3,4.
6.Иностранная литература. – 1994. – № 1.
7.Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе. – М., 2004.
8.Зверев А. Преступления страсти: вариант Зюскинда. // Иностранная литература. – 2001. – № 7.
9.Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины XX века. – М., 2002.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Абуш А. Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения. М., 1964.
Адмони В.Г., Сильман Т.И. Томас Манн: Очерк творчества. JI., 1960.
Аникст А.А. Творческий путь Гёте. М., 1986.
Апт С.К. Над страницами Томаса Манна. М., 1980.
Бакалов А. С. Йозеф фон Эйхендорф и Адельберт фон Шамиссо (Очерки поэтического творчества). Самара, 2003.
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
Берлин - Москва. 1900-1950. Каталог выставки. Мюнхен - Нью-Йорк - Москва, 1996.
Берлин - Москва. 1950-2000. Искусство. Современный взгляд. М., 2004.
Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.
Брод Макс. О Франце Кафке. СПб., 2000.
Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М., 1994.
Васильев Г.В. История немецкоязычной литературы XIX века. Программа спецкурса. Н.-Новгород, 2000.
Вилъмонт Н.Н. Достоевский и Шиллер. М., 1984.
Випьмонт Н.Н. Гёте. История его жизни и творчества. М., 1959.
Волков И.В. «Фауст» Гёте и роблема художественного метода. М., 1970.
Воропаев С.А. Энциклопедия третьего рейха. М., 1996.
Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М., 1978.
Гёте в русской культуре XX века. М., 2001.
Грешных В.И. Мистерия духа: Художественная проза немецких романтиков. Калининград, 2001.
Грешных В.И. Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа. М.,2001.
Гугнин А.А. Немецкая литература XIX века. От романтизма до бидермайера. Но-вополоцк - Москва, 2002.
Гугнин А.А. Серболужицкая литература в славянско-германском контексте. М., 2001.
Гугнин А.А. Современная литература ГДР. М., 1987.
Давыдова Е.В. Голубой цветок и русский символизм: творчество Новалиса в контексте русской литературы начала XX века. М., 2001.
Данилевский Р.Ю. «Молодая Германия» и русская литература. Л., 1969.
ДейчА.И. Судьбы поэтов: Гёльдерлин. Клейст. Гейне. М., 1968.
Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.
Евреинов Н.Н. Первобытная драма германцев. Пг., 1922.
Жирмунский В.М. Гёте в русской литературе. Л., 1984.
Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур. Л., 1981.
Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. М., 1919. (2-ое изд. СПб., 1996).
Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М., 1973.
Золотусский И. Фауст и физики. М., 1968.
Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе: Литература и музыка. Н.-Новгород, 2002.
Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки. Н.-Новгород, 1996.
История литературы ГДР. М., 1982.
История литературы ФРГ. М., 1980.
История немецкой литературы: В 5 т. М., 1962-1976.
История немецкой литературы: В 3 т. М., 1985-1986.
Ишимбаева Г.Г. Образ Фауста в немецкой литературе XVI-XX веков. М., 2002.
Ишимбаева Г.Г. Проблема фаустианства в Германии. Уфа, 1997.
Каралашвили Резо. Мир романа Германа Гессе. Тбилиси, 1984.
Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.
Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы М., 1990.
Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество. М., 1987.
Копелев Л.З. Поэт с берегов Рейна. Жизнь и страдания Генриха Гейне. М., 2003.
Кессель Л.М. Гёте и «Западно-восточный диван». М., 1973.
Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
Лейтес Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. Пермь, 1984.
Мальчуков Л.И. Текст и контекст. Проза братьев Манн 1900-х гг. в типологическом освещении. Петрозаводск, 1990.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.
Мерине Франц. Литературно-критические статьи. М.-Л., 1964.
Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры М., 1989.
Млечина И.В. Типология романа ГДР. М., 1985.
Млечина И.В. Уроки немецкого. Век XX. М., 1994.
Морозов А.А. «Симплициссимус» и его автор. Л., 1984.
Мотылёва Т.Л. Анна Зегерс. Личность и творчество. М., 1984.
Мотылёва Т.Л. Литература против фашизма. М., 1987.
Мотылёва Т.Л. Роман - свободная форма. М., 1982.
Немилое А.Н. Немецкие гуманисты XV века. М., 1979.
Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. М., 1982.
Патова Е.С. Литература Германии. Орел, 1998.
Пестова Н.В. Немецкий литературный экспрессионизм. Екатеринбург, 2004.
Пронин В.А. «Стихи, достойные запрета...» Судьба поэмы Генриха Гейне «Германия. Зимняя сказка». М., 1986.
Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVII веков. М., 1955.
Пуришев Б.И. Гёте. М., 1931.
Раницки М. Моя жизнь. М., 2002.
Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750- 1848 гг. М., 1959.
Реутин М.Ю. Народная культура Германии. М., 1996.
Ришар Лионель. Энциклопедия экспрессионизма. М., 2003.
Седельник В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература. М., 1970.
Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гёте. М., 1989.
Серебров Н.Н. Генрих Манн. М., 1964.
Стадников Г.В. Генрих Гейне. М., 1984.
Тураев СВ. Гёте и формирование концепции мировой литературы. М., 1984.
Тураев СВ. Гёте и его современники. М., 2002.
Тураев СВ. Революция во Франции и немецкая литература. М., 1997.
Федоров А.А. Томас Манн: время шедевров. М., 1981.
Фрадкин И.М. Литература новой Германии. М., 1961.
Ханмурзаев К.Т. Немецкий романтический роман. Махачкала, 1998.
Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.
Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. М., 1982.
Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М., 2000.
Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988.
Шумкова Т.Л. Романтизм в Германии и России. Екатеринбург, 2001.
Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М., 1981.
Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство / Сб. статей. М., 1966.
Якушева Г.В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. М., 1998.