Новые направления в искусстве

Во второй половине XIX века в Западной Европе культурным центром становится Франция. Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. В Англии в 1842 г. возникло «Братство прерафаэлитов» – общество поэтов и художников (Д.Г.Россетти, X.Хант, Дж.Э.Миллес), критиковавших с романтических позиций современную культуру. Прерафаэлиты соединяли скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. Они избрали своим идеалом «наивное» искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля). Идеи прерафаэлитов повлияли на развитие символизма и стиля «модерн».

Символизм (фр. simbolisme, от греч. – знак, символ) – художественное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А.Шопенгауэра, Э.Гартмана, Ф.Ницше, творчеству Р.Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму. С помощью «сверхчувственной интуиции» символисты намеревались проникнуть в тайны мира, скрытые под внешним покровом. Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает фантазии и духовности. Художник-символист создает произведения, дающие выход воображению.

Основные представители символизма в литературе – П.Верлен, П.Валери, А.Рембо, С.Малларме, М.Метерлинк, А.А.Блок, А.Белый, Вяч.И.Иванов, Ф.К.Сологуб; в изобразительном искусстве: Э.Мунк, Г.Моро, М.К.Чюрленис, М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, близко к символизму творчество П.Гогена и мастеров группы «Наби», графика О.Бердсли, работы многих мастеров стиля «модерн». Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844 – 1896), Стефан Малларме (1842 – 1898), Артюр Рембо (1854 – 1891).

Импрессионизм (от фр. impression впечатление) обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э.Мане, К.Писсарро, Э.Дега, П.О.Ренуар, К.Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.

Один из основоположников импрессионизма, Эдуар Мане (1832 – 1883), родился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу, затем учился в Школе изящных искусств в Париже. Он много путешествовал, интересуясь секретами живописи старых мастеров, в традициях которых были выполнены его ранние картины. В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве». На ежегодную выставку художников в Париже официальное жюри принять его картину отказалось. Тогда он выставился среди неофициальных художников – в известном «Салоне отверженных». Картина произвела в Париже громкий скандал. На ней была изображена обнаженная женщина в обществе одетых мужчин. Новшеством в этой картине было то, что яркий свет переходил к тени сразу, без промежуточных градаций. Это создавало ощущение незавершенности, резкости и одновременно угловатости. Отныне Мане встал на путь разрушения традиционных канонов бытовой живописи, отказавшись от четкой сюжетной мотивировки.

Клод Моне (1840 – 1926) – ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии картин «Стога сена» (1891), «Руанский собор» (1895) он стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название направления – импрессионизм. Наряду с Дега и Ренуаром, Моне был одним из немногих художников, чьи произведения были выставлены в Лувре еще при их жизни. Критики стали считать Моне предшественником лирической абстракции, в частности абстрактного пейзажа.

Другой представитель импрессионизма Камиль Писсарро (1830 – 1903) является автором светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. Как и другие импрессионисты, Писсарро создал немало городских пейзажей, среди которых лучшими являются виды Парижа, написанные им в конце 90-х годов. Писсарро, как и большинство импрессионистов, пишет маленьким точечным мазком, сочетая его с ясно выраженным контуром предметов. Наиболее известные произведения «Бульвар Монмартр» (1897) и «Оперный проезд в Париже» (1898).

Выходец из семьи крупной финансовой буржуазии, Эдгар Дега (1834 – 1917) получил классическое образование. Может быть потому его творческому почерку свойственны безупречно точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. Чтобы нарушить неподвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные приемы: поднятие линии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы. Значительное место в творчестве Дега занимает балет, который он показал и с праздничной, и с будничной стороны: его знаменитые танцовщицы напоминают то грациозные воздушные создания («Репетиция балета на сцене», 1874), то измученных тяжелыми репетициями полувзрослых девочек с утомленными лицами, в минуты отдыха неловкими движениями поправляющими туфельки и корсажи («Танцовщицы за кулисами», 1890 – 1895). Художник одинаково, без снисхождения изображал женщин из народа и завсегдатаев салонов. В живописи Дега продолжал социально-критическую традицию Золя. Круг тем, интересовавших Дега, был чрезвычайно широк: прачки и портнихи, цирковые представления и биржевая суматоха, похождения кокоток и жизнь борделей. Художник создал более 2000 картин и пастелей.

Выдающийся французский живописец, график и скульптор Огюст Ренуар (1841 – 1919), сын портного из Лиможа, зарабатывая на жизнь, расписывал в Париже фарфор, веера и шторы, затем учился в Школе изящных искусств у импрессионистов. Ему охотно позировали друзья, которых он помещал под деревьями, изучая зеленые рефлексы и блики света на лице, теле и одежде. Ренуар хотел быть непосредственным в восприятии и воспроизведении натуры, он говорил об этом: «Я устанавливаю свою натуру, как мне хочется, затем беру и пишу ее, как писал бы ребенок... Я не мудрю, у меня нет ни правил, ни методов». Он создавал светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены, воспевающие чувственную красоту и радость бытия: «Мулен де ла Галет» (1876), «Ж.Самара» (1877).

Импрессионисты (за исключением Дега) создают оригинальную живописную систему. Она отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением четких раздельных мазков чистого цвета, смешивающихся не на палитре, а при восприятии зрителем – в оптических рецепторах глаза – светлой и яркой цветовой гаммой, цветными тенями. Объемные формы как бы растворяются в окутывающей их свето-воздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний.

Франция в конце XIX в. дала миру великого скульптора – Огюста Родена (1840 – 1917), творчество которого относят к импрессионизму. В его скульптурах духовное содержание передавалось выражением лица и движением тела, достигающим кульминации в жесте, поразительном по красоте, психологической точности и ритмическое выразительности. Его любимым стилем был готический, а любимым произведением – «Божественная комедия» Данте. И вслед за Бальзаком, создавшим «Человеческую комедию», и за Бодлером, чьи «Цветы зла» поначалу носили название первых кругов дантова «Ада», Роден приступил в 1880 году к работе над «Вратами ада» для Музея декоративного искусства в Париже. Центральная фигура композиции – самое известное творение французского мастера – «Мыслитель». Он имеет определенного прототипа в образе пророка Иеремии из фрески Микеланджело.

Постимпрессионизм (от лат. post – после и импрессионизм) – художественное течение конца XIX в. – начала XX века, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились по принципиальным вопросам. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором – рассудок и интерес к философским аспектам бытия. К постимпрессионистам относят П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека, Ж.Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «Наби». Между собой они имели мало общего. Каждый из них искал свою художественную нишу: Сера осуществлял свои эксперименты с цветом в Париже. Ван-Гог уехал в Арль, городок на юго-востоке Франции, Гоген отправился на далекий остров Таити. Их творчество положило начало многим тенденциям в изобразительном искусстве XX века.

Творчество крупнейшего постимпрессиониста Поля Сезанна (1839 – 1906) стоит у истоков современного искусства. Он начинает вместе с импрессионистами, однако в 80-х годах отходит от них и разрабатывает новую живописную систему, которая оказала огромное влияние на развитие всего искусства XX века. Он формирует технику аналитического геометризма. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны (Сезанн серьезно интересовался геологией). Излюбленный прием Сезанна – совмещение разных точек зрения на объект при его изображении. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна не видно людей; его многочисленные пейзажи пустынны. Сезанн занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, его рисунок очень лаконичен, а цветовая палитра небогата: в ней преобладают три цвета – зеленый, голубой и желтый.

Поль Гоген (1848 – 1903) – один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю «модерн». В 40 лет уехал на Таити. На Таити он живет жизнью туземца: изучает легенды, традиции и верования таитян. В своих картинах изображает жизнь таитян среди тропической природы, и праздничном покое, идеализируя ее. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. Обобщенный рисунок, контрастные сочетания цветовых пятен придают его картинам настроение торжественного покоя. Его интересуют не столько описательные возможности цвета, сколько его эмоциональное значение. Композиции Гогена носят орнаментальный характер; Гоген – автор таких картин, как «Брод» (1901), «А, ты ревнуешь?» (1892). На Таити он написал один из своих шедевров «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Выдающийся французский график и живописец Анри де Тулуз-Лотрек (1864 – 1901), с детских лет страдавший тяжелым физическим недугом, стал блестящим мастером острых, порой язвительных живописных характеристик. Прожив долгие годы на Монмартре, он прекрасно знал мир парижской богемы и места, где она проводит свой досуг. Тулуз-Лотрек изображал завсегдатаев кабаре и публичных домов.

В истории мирового искусства трудно найти художника с судьбой более трагичной, чем у голландца Винсента Ван-Гога (1853 – 1890). Уже с самого начала и совершенно сознательно Ван-Гог хотел стать художником униженных, воспевая их неблагодарный труд, как некогда он пытался принести им утешение в Евангелии и подобно тому, как он предложил кров проститутке. Ван Гог пытался синтезировать образную манеру письма импрессионистов и мастеров японского искусства.

Ван-Гог работал в очень динамичной манере, используя цвет как мощное выразительное средство. Эгоцентрист и неврастеник, Ван-Гог передает в своих картинах глубоко оригинальное видение мира. Его творчество продолжалось менее одного десятилетия, но, работая как одержимый, он создал за этот короткий срок несколько тысяч шедевров. Непризнанный гений, он подвергался насмешкам не только врагов, но и друзей. Ван-Гог покончил с собой в возрасте 37 лет. Его творчество повлияло на всю культуру XX столетия, а картины Ван-Гога считают за честь иметь лучшие музеи мира.

Наши рекомендации