Новые тенденции в военном искусстве.

Первое. Существующий с давних времен принцип со­средоточения сил и средств на решающем направлении требует уточнения для новых условий. Осуществляться он должен главным образом путем массированного при­менения средств огневого поражения.

Новые дальнобойные средства в ряде случаев позво­лят вместо маневра и концентрации войск осуществ­лять маневр траекториями для нанесения массирован­ных огневых ударов по определенным группировкам войск. А ударные группировки будут выдвигаться на направления главных ударов в самый последний момент.

Второе. Изменилось соотношение между стратегией, оперативным искусством и тактикой, хотя все эти ка­тегории военного искусства - сохранят свое значение. Использование результатов ударов стратегических средств и завершение разгрома группировок противни­ка будут зависеть от успеха боевых действий в оператив­ном и тактическом масштабе.

Третье. Изменятся внешние и внутренние показатели вооруженной борьбы. В ней будут жестко увязаны дей­ствия большого количества видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск, выполняющих ог­ромное количество сложнейших взаимосвязанных стратегических, оперативных и тактических задач од­новременно во всех сферах вооруженной борьбы.

Четвертое. Произойдет дальнейшее сближение спо­собов действий войск в наступлении и обороне. На­ступление в будущем представляется как сочетание ог­невых, радиоэлектронных ударов.

В связи с увеличением дальности и эффективности огневых средств возникнет необходимость уточнения способов рассредоточения войск по фронту и в глуби­ну, как в наступлении, так и в обороне, удаления ог­невых рубежей от выжидательных районов, рубежей развертывания войск, вторых эшелонов и резервов. Возрастет значение заблаговременного создания до­статочно сильных и хорошо защищенных группировок сухопутных войск и сил, которые способны не только отразить нападение противника после нанесения им массированных авиационных ударов, но и быть гото­выми к немедленному ведению (возможно, отдельны­ми автономными отрядами или группами) наступатель­ных действий в непосредственном соприкосновении с сухопутными войсками противника. Требуется превра­тить уже в начальный период войны «бесконтактную» войну в «контактную», как наиболее нежелательную для противника, оснащенного дальнобойным высокоточ­ным оружием.

Пятое. Характерной чертой тактических действий бу­дущего явится возрастающее значение дальности веде­ния огневого боя. Войска получат возможность огне­выми средствами наносить значительное поражение противнику задолго до непосредственного соприкосно­вения с ним. Новое оружие позволит добиваться не­прерывности наступления, внезапности и стремительно­сти ударов, высокой активности, маневренности и ус­тойчивости войск. Одной из характерных особеннос­тей боя будет срыв и отражение воздушных ударов про­тивника и борьба за господство в воздухе.

Шестое. Особое значение приобретает способность войск обеспечить быстрое выведение из строя инфра­структуры политического и экономического управления противника, а также систем связи и радиоэлектронной борьбы.

Седьмое. Решающую роль в войне будущего будет иг­рать хорошо защищенная помехоустойчивая система ПВО, способная вести эффективную борьбу со всеми летательными аппаратами противника, в том числе и изготовленными по технологии «Стелс». Система ПВО должна быть эшелонирована и структурирована на трех уровнях:

— стратегическая ПВО с элементами защиты от кры­латых и баллистических ракет;

— объектовая ПВО, прикрывающая наиболее значи­мые в военном, политическом и гуманитарном отно­шениях объекты инфраструктуры;

— ПВО сухопутных войск, нейтрализующая попытки противника добиться господства в воздухе над полем боя.

Первыми жертвами воздушных ударов в недавних кон­фликтах становятся именно мирные жители. Поэтому надежная противовоздушная оборона — это, прежде всего, защита нашего народа.

Восьмое. Планируя агрессию, противник будет про­водить широкий комплекс мероприятий по сокрытию начала и характера своей подготовки к нападению. Од­ним из эффективных способов решения этой задачи может стать проведениеспециальной операции по дезинформации, которая будет включать комплекс вза­имосвязанных и тщательно согласованных мероприятий по введению в заблуждение противостоящей стороны относительно истинных намерений.

Девятое. Хотя завоевание господства в воздухе и мас­сированное применение высокоточного оружия сохра­нят решающее воздействие на исход вооруженной борь­бы, они не снимают необходимости проведения мас­сированных наземных операций силами сухопутных войск. Чрезмерная зависимость от поддержки с возду­ха будет являться фактором, ограничивающим боевое применение вооруженных сил. Выявляется возросшее значение средств ПВО на поле боя.

Но есть и еще одна черта современной войны. Это резко возросшая роль морального фактора. Поражение внешне мощных армий в недавних конфликтах было достигнуто, в том числе за счет их морального развала. В кратчайшие сроки необходимо создать подлинно дей­ственную, а не формальную систему морально-психо­логической подготовки военнослужащих. Нужно взять все лучшее из наших военных традиций, но одно­временно учесть изменения в структуре нашего обще­ства и новые демократические ценности.

Ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах конца XX—начала XXI века будет играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, — высшего командного состава. Это означает необхо­димость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятельности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

Наши рекомендации