Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарёва»
У Т В Е Р Ж Д Е Н О Деканом филологического факультета /М.В. Мосин/ «___» _________2011 г. |
П Р И Н Я Т О
Учёным советом
филологического факультета
«____»__________2011 г.
Протокол №___
Рабочая программа дисциплины
«История отечественной литературы (Литература 40-х – 90- х гг. ХХ века)»
Основной образовательной программы высшего профессионального образования
По специальности
Журналистика
Форма обучения
очная
Трудоёмкость дисциплины – 70 часов
Саранск 2011
Приложение 4
В связи с изменением перечня примерных вопросов к экзамену
- Основные этапы развития русской литературы во второй половине ХХ века.
- В. Астафьев «Последний поклон»: проблематика, тема, идея, герои.
- Особенности литературного процесса «оттепельного периода».
- В. Распутин «Последний срок»: проблемно-тематический анализ.
- «Деревенская проза»: определение, становление, художественные особенности.
- В.Высоцкий: личность и творчество.
- «Лейтенантская проза»: понятие, проблематика, герой, определенный ракурс повествования.
- Поэзия андеграунда: неоавангардистская традиция в творчестве Г. Сапгира, И. Холина, Ю. Кублановского и др.
- «Лагерная проза»: понятие, проблематика, герой, стиль.
- Своеобразие женской поэзии (Ю. Друнина, Б. Ахмадулина, Ю. Мориц, Н. Матвеева).
- «Молодежная проза»: понятие, проблематика, герои, стиль.
- Творчество И. Бродского: периодизация, художественные особенности.
- Развитие драматургии 60-х гг.: тематика, проблематика, герои.
- Художественные открытия прозы В. Шукшина. Своеобразие конфликта, героя, языка. Ирония Шукшина.
- Особенности литературного процесса 70-х гг.: социокультурная характеристика.
- Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: своеобразие жанра и стиля.
- Понятие «неофициальной литературы». Причины возникновения. Художественное своеобразие.
- Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры» – эпопея крестьянской жизни.
- 3-я волна русской эмиграции: причины возникновения и условия существования.
- Драматургия А. Вампилова: проблематика, герой, идея.
- Развитие драматургии в 70-е гг.: специфика жанров «производственной пьесы», социально-психологической драмы и др.
- Творчество А. Солженицына: художественные особенности.
- Понятие «городской прозы»: проблематика, герой, стиль.
- Развитие исторической прозы: сюжеты, характеры, художественные особенности.
- Саша Соколов «Школа для дураков»: композиция, герой, стиль.
- Литературная ситуация 80-х гг. Понятия «возвращенной литературы», «другой литературы».
- Творчество С. Довлатова: художественные особенности.
- Особенности литературного процесса 90-х гг.: социокультурный контекст.
- Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей»: проблематика, герой, идея.
- Литература постмодернизма: определение, причины возникновения, художественное своеобразие.
- В. Шаламов «Колымские рассказы»: сюжеты, герои, проблематика.
- Понятие «массовой литературы». Специфика жанров. Функционирование.
- Творчество В. Аксенова: художественные особенности.
- «Женская проза»: понятие, проблематика, герой, стиль.
- Творчество поэтов-шестидесятников: художественное своеобразие.
- Поэма в 60-е гг.: причины расцвета жанра, художественные особенности поэм Твардовского, Ахматовой, Евтушенко, Вознесенского.
- А. Битов «Пушкинский дом»: композиция, герой, стиль.
- Расцвет очерка в 60-е гг.: причины и следствия. (В. Овечкин «Районные будни»).
- Т. Толстая «Кысь»: композиция, сюжет, стиль.
- Жанр «деревенской повести» 60-х гг.: проблематика, герои, идеи.
- Роль системы образов в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» для раскрытия идейного содержания произведения.
- Жанр фронтовой лирической повести в творчестве Г. Бакланова, К. Воробьева, Ю. Бондарева.
- Творчество В. Войновича: художественные особенности.
- Проза писателей-эмигрантов 3-ей волны: представители, темы, проблематика, герои.
- Своеобразие «тихой лирики»: Н. Рубцов.
- Обзор современной периодики.
- Вен. Ерофеев «Москва – Петушки»: композиция, герой, стиль.
- Эмигрантская поэзия третьей волны: темы, образы, художественные особенности.
- В. Пьецух. «Новая московская философия»: художественное своеобразие.
- "Судьба человека" М.Шолохова: своеобразие жанра. Образ автора в рассказе.
- Проблематика, композиция, смысл заглавия романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Новая художественная концепция Великой Отечественной войны. Смысл спора Лиса и Мостовского.
52. Жанр антиутопии в современной прозе (на примере романов В. Аксенова и В. Войновича)