МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Факультет филологии и медиакоммуникаций

кафедра русской и зарубежной литературы

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ …………………

«_____» ________________ 20__ г.

Рабочая программа дисциплины

«История русской литературы»

(древнерусская литература)

цикл ФГОС ВПО Б3 часть обязательная

(Б1, Б2, Б3) (обязательная, вариативная)

к следующим образовательным программам

по направлению подготовки бакалавра

Направление подготовки Шифр направления подготовки
филология
   

г. Омск – 2011 г.

Программа дисциплины «История русской литературы» (древнерусская литература)

Разработана:

Гриднева Л.Н. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Авласович С.М. аспирант кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Актуализирована:

Демченков С.А. к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

(инициалы, фамилия разработчика) (должность, ученая степень и ученое звание)

Программа рассмотрена и заседании кафедры (ученого совета факультета/ института)_____

_____________________________ (протокол № ______ от «_____» _____________ 20___ г.)

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:

Декан филологического факультета О.С. Иссерс

(название факультета) (подпись, Ф.И.О. декана)

1. Цели освоения дисциплины:

- представить литературу русского средневековья в контексте западноевропейских и ближневосточных религиозно – философских и культурно - исторических традиций и их трансформации на русской почве;

- рассмотреть историю и специфику развития отечественной литературы X – XVII вв.

Основные задачи:

- раскрыть концептуальные положения курса, связанные с принятием и развитием христианско-православной культуры и определившие сюжетику подавляющего большинства художественных текстов, в основе которых – повествования о тайне мироздания, сотворении мира, происхождении зла, поисках добра и праведного жития, о грехе и страхе смерти, о ветхозаветном Законе и новозаветной Благодати, о догмате Троицы, об апокалипсисе;

- проследить соотношение сюжетики произведений с историческими проблемами соборной государственности.

Реализация поставленных задач осуществляется исследованием художественных текстов в единстве содержания и формы. Поэтическая специфика произведений древней Руси представляется в свете изучения:

- жанровой структуры, полифонии и видовой определенности;

- условных и безусловных формально-содержательных изобразительных приемов и средств: литературных шаблонов, объединенных понятием «литературного этикета» (Д.С. Лихачев), и отступлений от них;

- единства поэтического строя композиционных и стилистических средств;

- различных видов и способов образного воспроизведения жизни в двухмерном измерении небесного и земного;

- многообразия типов литературных персонажей, представленных в обобщенных образах человеческой индивидуальности, наиболее возможной для канонического искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП вуза

Для успешного овладения дисциплиной студенту необходимо изучить следующие курсы: «Устное народное творчество», «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» (для правильного понимания принципов движения литературного процесса), «Введение в литературоведение» (для грамотного владения литературоведческим понятийно-категориальным аппаратом).

Курс истории русской литературы XVIII века связан с такими дисциплинами учебного плана, как: история русской и зарубежной литературы 18 вв., отечественная и зарубежная история и философия, культурология.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Коды компетенций Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника Средства и технологии оценивания
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА:    
ОК–1 ОК–6 ОК–9   · владеть культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения · стремиться к личностному и профессиональному саморазвитию, самообучению · использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности ОК-1 Знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - корректно вести диалог по актуальным мировоззренческим вопросам; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное ви­дение проблем и способов их разрешения; - непредвзято, многомерно оценивать различные философские, научные, религиозные, общественные, идейные течения, на­прав­ле­ния и школы; Владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; - опытом участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; Пороговый уровень: Знает: - основные направления осмысления отношений человека и мира - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное ви­дение проблем и способов их разрешения; Владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;   ОК-6 Знает: - современные образовательные и информационные технологии - понятие и виды самооценки и уровня притязаний - возможности повышения квалификации Умеет: - оценивать роль новых знаний, навыков и компетенций в образовательной, профес­сио­наль­ной деятельности. - использовать современные образователь­ные и информационные технологии Владеет: - современными образовательными тех­ноло­гиями для решения профессиональных задач и саморазвития. - формами и методами самообучения и самоконтроля - методами и средствами познания. Пороговый уровень: Знает: - понятие и структуру самосознания - понятие и виды самооценки и уровня притязаний - возможности повышения квалификации Умеет: - оценивать роль новых знаний, навыков и компетенций в образовательной, профессиональной деятельности. Владеет: - методами и средствами познания. ОК-9 Знает: - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; - философские проблемы в области своей профессиональной деятельности; - специфику творческой деятельности. Умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - применять категориальный аппарат философии для рефлексии современных актуальных вопросов своей социальной жизни и профессиональной деятельности; - определять конкурентность и взаимодо­полняемость различных концепций по отдельным мировоззренческим и научным проблемам; - логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное ви­дение проблем и способов их разрешения; - выявлять философские проблемы в своей профессиональной деятельности; - соотносить философские проблемы своей профессиональной деятельности с общей совокупностью профессиональных задач. Владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем; - навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по основным философским и методологическим проблемам науки; - опытом участия в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера; - опытом решения философских проблем в сфере профессиональной деятельности; - опытом творческой деятельности. Пороговый уровень: знает: - основные философские категории, используемые для описания и объяснения реальности; умеет: - проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; - применять категориальный аппарат философии для рефлексии современных актуальных вопросов своей социальной жизни и профессиональной деятельности; владеет: - приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; - способами выявления онтологического и гносеологического аспектов решаемых проблем; Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступле­ние с докладом, экзамен
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА    
ПК–1 ПК–5 ПК–8 ПК–12 ПфК–20 ПфК–21 ПфК–25     … · демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории изучаемой литературы, филологического анализа и интерпретации текста · применять полученные знания в области истории изучаемой литературы в собственной научно-исследовательской деятельности · владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами · владеть базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов · знать литературу в ее историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемых языках · знать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом · уметь исследовать общекультурный опыт прошлого, осмыслять и анализировать культурные явления в единстве нравственного, этического и эстетического аспектов   ПК-1 Знает - основные положения, концепции и базовую терминологию истории отечественной литературы; - периодизацию литературного процесса, основные закономерности ее эволюции; - различные аспекты изучения текста; - современное состояние и новейшие достижения отечественной филологии; - тенденции формирования развивающихся филологических направлений, актуализирующих проблемы русского национального характера, ментальности и культуры; - тенденции развития смежных областей знаний. Умеет - применять теоретические основы филологической науки для интерпретации литературных фактов; - использовать теоретические знания для анализа художественного текста как литературного произведения; - ориентироваться в характере разных литературных традиций и их реализации в тексте. Владеет - методологией научного исследования; -разнонаправленными методиками анализа художественного текста в синхроническом и диахроническом аспектах. Пороговый уровень Знает основы теории и истории развития отечественной литературы, принципы и аспекты формирования новейших филологических направлений, их значение в современной коммуникативной ситуации.   ПК-5 Знает -основные положения, концепции и базовую терминологию истории и теории отечественной литературы; - современное состояние и ретроспективное формирование разных направлений отечественной филологии; - библиографические источники разных направлений отечественной филологии. Умеет -обобщать достижения и опыт предшествующих исследований соответствующей области знаний; - реферировать и редактировать научные статьи для собственных научных разработок; - формулировать теоретические задачи и положения для проведения собственных научных исследований; -разрабатывать филологические темы в соответствие с выбранной научной проблематикой. Владеет - навыками сбора и систематизации материала; -методологией научного исследования; - способностью продуцировать тексты в научном изложении. Пороговый уровень Знает: - современное состояние и ретроспективное формирование направлений отечественной филологии, их библиографические источники. Умеет: Способен использовать базовые знания по специальности для ведения собственной научно-исследовательской деятельности и разрабатывать филологические темы в соответствие с выбранной научной проблематикой.   ПК-8 Знает… -различия между устной и письменной публичной речью -жанровые нормы тезисов -основные требования к публичным выступлениям - правила научного этикета - правила слушания Умеет… -написать тезисы доклада -построить выступление логично, ясно, доказательно -уложиться в определенное регламентом время -настроиться на критическое (аналитическое) слушание других -не отклоняться от проблематики исследования -делать презентации докладов с использованием мультимедийных средств -корректно и четко формулировать вопросы Владеет … -жанровыми нормами научных тезисов -навыками устных публичных выступлений -навыками участия в дискуссиях -опытом презентаций материалов Пороговый уровень: Знает: - основные правила письменных, устных, виртуальных коммуникаций в научной сфере Умеет: - построить доклад, выделить главное в своем и чужлм выступлении; сформулировать вопрос и ответ на вопрос; корректно выразить согласие и несогласие Владеет: - основными навыками публичного научного общения   ПК-12 Знает: -стилистические и жанровые нормы текстов делового, научного стилей; - речевые клише текстов научного и делового стиля Умеет… -создавать тексты делового и научного стиля на основе стандартных методик и действующих нормативов Владеет… -основными правилами создания текстов разных стилей и жанров Пороговый уровень: Знает жанровые и стилистические нормы текстов разных типов. Умеет составить связный, целостный, информативный, завершенный текст делового и научного стиля. Владеет навыками составления текстов разных типов   ПфК-20 Знает: - литературные тексты, этапы развития русской литературы, научную терминологию, специфику художественной литературы, систему литературных жанров и их поэтику Умеет: - определять жанровую природу любого литературного текста, различать и применять на практике разные виды анализа художественных текстов Владеет: - всеми формами анализа художественных текстов Пороговый уровень: Знание системы литературных жанров, их поэтики; владение различными методами анализа художественных текстов. ПфК-21 Знает: - важнейшие этапы развития европейского литературного процесса; - отличительные признаки главных общеевропейских художественных систем; - особенности строения художественного произведения, отдельных уровней его организации; - основные стиле- и жанрообразующие факторы; Умеет: - анализировать художественное произведение с учетом его историко-культурного контекста и национальной специфики; -на основе художественных особенностей произведения определять его принадлежность к той или иной художественной системе (направлению, течению, школе); - выявлять жанрово-стилевое своеобразие художественного произведения; Владеет: - навыками литературоведческого анализа художественного произведения; - теоретико-литературной терминологией Пороговый уровень: Знает особенности строения художественного произведения, отличительные признаки художественных систем. Умеет анализировать художественное произведение с учетом его культурно-исторической и национальной специфики Владеет навыками литературоведческого анализа художественного произведения ПфК-25 Знает: разные типы сознания и культуры; особенности созидательных форм культуры; вещественную, нравственную и социальную стороны бытового поведения; Умеет: определить смысл понятий «культурная эпоха», цивилизация и культура, духовность; интерпретировать события, факты культурной жизни; применять полученные знания о традициях, принципах поведения в профессиональных ситуациях и в современных условиях. Владеет: терминологией, опытом анализа и синтеза, систематизации полученных знаний, работы со справочной и научной литературой Пороговый уровень понимание уникальности духовной жизни России   Устный опрос, собеседование по лекциям, прочитанной литературе, письменные работы по вопросам семинаров, выступле­ние с докладом, экзамен

Критерии оценки знаний студентов

Максимально возможное количество набранных баллов – 100.

Максимально возможное количество набранных баллов и критерии оценки по видам деятельности:

1. Посещение лекций и практических занятий – 25 баллов (15 лекций, 10 практических занятий по 1 баллу).

Обязательным условием является наличие конспектов лекций / литературы к практическим занятиям. В случае пропуска лекции по уважительной причине студент может взять у преподавателя список литературы для конспектирования по данной теме.

· Конспекты, полно и содержательно отражающие материал лекции / научной работы – 1 балл.

· Конспекты, с достаточной полнотой отражающие материал лекции / научной работы, но содержащие не все сведения, необходимые для исчерпывающего освоения темы – 0,5 балла.

· Отсутствие конспектов; конспекты, поверхностно отражающие материал лекции / научной работы, не содержащие необходимого минимума сведений, требующихся для освоения темы – 0 баллов.

2. Работа на практических занятиях – 25 баллов (10 практических занятий по 2,5 балла).

· Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 2,5 балла.

· Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 2 балла.

· Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 1,5 балла.

· Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения; дополнение к чужому ответу – 1 балл.

· Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 0,5 балла.

· Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.

3. Выступление с докладом – 4 балла.

В ходе изучения дисциплины студент может выступить только с одним докладом. Темы докладов – см. в планах практических занятий. Допускается совместная подготовка докладов (в группах не более 3-х человек).

· Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в том случае, если это предполагается темой доклада); докладчик уверенно и грамотно отвечает на вопросы аудитории – 4 балла.

· Доклад, полно и с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада); докладчик допускает отдельные неточности при ответах на вопросы аудитории, его ответы не всегда отличаются достаточной полнотой – 3 балла.

· Доклад, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий фактические неточности и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание докладчиком некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает несущественные фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, его ответы не отличаются достаточной полнотой – 2 балла.

· Доклад, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание докладчиком содержания анализируемого художественного произведения (в том случае, если анализ произведения предполагается темой доклада) и / или докладчик допускает грубые фактические ошибки при ответах на вопросы аудитории, дает ответы, слабо соотносящиеся с заданным вопросом – 1 балл.

· Представлен конспект доклада либо выступление представляет собой чтение конспекта – 0,5 балла.

· Отсутствие доклада – 0 баллов.

4. Проверка знания текстов – 16 баллов.

Обязательные для изучения художественные произведения разбиты на 8 блоков, по числу практических занятий. Первые 10 минут каждого практического занятия отводятся на написание небольшой проверочной работы. В работе 2 вопроса на знание текстов, предполагающих короткий (2-5 предложений) ответ. По окончании проверочной работы студенты сдают листы ответа преподавателю. Результаты проверки объявляются на следующем занятии. В случае пропуска занятий по уважительной причине студент имеет право выполнить пропущенные проверочные работы в часы индивидуальных консультаций.

· Полный, содержательный ответ на оба вопроса – 2 балла.

· Полный, содержательный ответ на один вопрос и частичный ответ на второй или 1-3 мелких, несущественных неточностей при ответе на оба вопроса – 1,5 балла.

· Полный, содержательный ответ только на один вопрос или частичный ответ на оба вопроса, или 1-2 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 1 балл.

· Частичный ответ на один вопрос или 3-4 фактические ошибки при ответе на оба вопроса – 0,5 балла.

· Отсутствие ответа; неверный ответ; 5 и более фактических ошибок – 0 баллов.

5. Экзамен – 30 баллов.

· Полный ответ с привлечением необходимых научных источников, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, выстроенный на основе глубокого и доказательного анализа текстов художественных произведений (в аспекте поставленной проблемы) – 30 баллов.

· Полный ответ, раскрывающий все существенные аспекты поставленной проблемы, но содержащий ряд непринципиальных фактических неточностей и / или не учитывающий второстепенные научные источники и / или включающий в себя отдельные недостаточно мотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых непринципиальных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 24 балла.

· Ответ, раскрывающий основные аспекты поставленной проблемы, но содержащий существенные фактические неточности и / или не учитывающий ряд основных научных источников и / или включающий в себя отдельные немотивированные положения в ходе анализа художественного произведения и / или демонстрирующий незнание студентом некоторых существенно важных содержательных особенностей анализируемого художественного произведения – 18 баллов.

· Ответ, лишь частично освещающий поставленную проблему, содержащий существенные фактические неточности и / или представляющий собой пересказ содержания единственного научного (учебного) источника и / или частично подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) и / или демонстрирующий поверхностное знание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 12 баллов.

· Ответ, не раскрывающий наиболее существенных аспектов поставленной проблемы и / или полностью подменяющий анализ художественного произведения его пересказом (бездоказательной интерпретацией) или демонстрирующий незнание студентом содержания анализируемого художественного произведения – 6 баллов.

· Отсутствие ответа; ответ, содержательно не соотносящийся с поставленной проблемой – 0 баллов.

Курс считается успешно освоенным, если студент набрал 60 баллов и более.

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетных единицы; 108 часов. 2-й семестр.

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Другие виды занятий, в т.ч. промежуточная аттестация Курсовая работа (проект) Индивидуальные задания Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену
1. Вводные лекция              
2. Поэтика древней русской литературы.            
3. Литература Киевской Руси.          
4. Житийная литература Киевского периода.          
5. Литература периода феодальной раздробленности          
6. Повести о монголо-татарском нашествии.          
7. Литература эмоционально-экспрессивного стиля          
8. Литература начала формирования централизованного государства.            
9. Публицистика Ивана Грозного и Андрея Курбского.            
10. Обобщающие произведения эпохи централизованного московского государства          
11. Литература первой половины XVII века            
12. Понятие раскола XVII века.            
13. Личность и творчество Аввакума Петрова.            
14. Бытовая повесть XVII в.          
15. Русский театр и драматургия в XVIIв.          
16. Русское стихотворство XVII в.          
17. Русская демократическая сатира            
18. Проверка знания текстов            
Итого      

Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка тетрадей с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий), промежуточный контроль – экзамен.

5. Содержание дисциплины

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Вводные лекция.

Содержание и построение курса (периодизация). Проблема историзма курса. Концепция: христоцентричность и государственная соборность. Преемственность (трансплантация) византийских традиций и самобытность отечественной литературы.

2. Поэтика древней русской литературы.

Понятие стиля эпохи, литературного жанра и его эволюции. Основные положения учения Д.С. Лихачева о поэтике. Нравственные идеалы в древней Руси, их воплощение в образе человека. Эволюция образа человека от «лика» к личности. Об условности прямолинейного изображения, эволюция условности.

3.Литература Киевской Руси.

«Повесть временных лет». Гипотеза о происхождении памятника. Состав, жанр, композиция, проблемы времени и пространства, стиль монументального историзма. Литературный этикет.

4. Житийная литература Киевского периода.

Жанр жития. Борисоглебский цикл агиографических текстов. Политические и духовные тенденции текстов, историзм повествования. «Житие Феодосия Печерского» - канонический образец агиографии.

5. Литература периода феодальной раздробленности.

«Слово о полку Игореве» в контексте времени его создания. Основные проблемы его изучения (в христианском, мифологическом, фольклорном аспектах). Проблемы жанра и поэтики.

6. Повести о монголо-татарском нашествии.

Жанр воинской повести. «Повесть о нашествии Батыя на Рязань». Проблема воинского подвига. Групповой потрет рязанских князей. Драматизм повествования, публицистическая идея. Каноническая стилистика.

7. Литература эмоционально-экспрессивного стиля.

Предвозрожденческие настроения в древнерусской литературе. Стиль монументального историзма и эмоционально-экспрессивный. Интерес ко внутреннему миру человека. «Хожение» Афанасия Никитина как первый прообраз дневникового жанра. Творчество Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Плетение словес.

8. Литература начала формирования централизованного государства.

Публицистика Ивана Пересветова. «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмет-Салтане». Программа реформирования власти. Символический смысл повествования.

9. Публицистика Ивана Грозного и Андрея Курбского.

Жанры публицистики XVIв. Проблема царской власти и личности. Стилистическое своеобразие писем Грозного и Курбского.

10. Обобщающие произведения эпохи централизованного московского государства.

«Великие Четьи-Минеи», «Сказание о князьях Владимирских», «Домострой» и другие произведения. Идея «Москва – третий Рим».

11. Литература первой половины XVII века.

Эпоха Смуты. Понятие Смуты в исторических, религиозно-философских, литературоведческих исследованиях. Эволюция агиографической литературы. «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Юлиании Лазаревской».

12.Понятие раскола XVII века.

Старообрядческая литература. Еретические движения.

13. Личность и творчество Аввакума Петрова.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Проблема жанра, синкретизм. Исповедальное и проповедническое начала. Психологизм, бытописание. Новаторство.

14. Бытовая повесть XVII в.

«Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове». Проблемы отцов и детей, греха и покаяния, Пути и Дома.

15. Русский театр и драматургия в XVII в.

Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы. «Комидия притчи о блуднем сыне» Симеона Полоцкого.

16. Русское стихотворство XVII в.

Досиллабические и силлабические стихи. Проблема барокко в русской литературе.

17. Силлабическая поэзия Симеона Полоцкого.

Жанровое разнообразие виршей: «панегирики», «подобия», «образы», «присловия», «толкования», «епитафия», «образов увещевания», «подписания», «повести», «обличения» в сборниках «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». Сатирические зарисовки, противопоставление идеала и действительности.

18. Проверка знания текстов.

Итоговое практическое занятие. Письменная проверочная работа на знание художественных произведений, предложенных для обязательного изучения.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1.

БИБЛИЯ И ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

План занятия.

1. Состав и структура Священного Писания в католической и православной традиции.

2. Церковнославянский извод Библии. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия. Переводы Библии на современный русский язык.

3. Библия и древнерусская литература.

4. Проблема Бога и человека в «Книге Иова»:

a) особенности древнееврейского тонического стихосложения;

b) время создания поэмы, вопросы авторства;

c) богоборчество или примирение с Богом? Проблема теодицеи в «Книге Иова»;

d) композиция, язык и стиль поэмы.

Литература

Тексты

1. Книга Иова // Библия. Синодальный перевод.

2. Книга Иова / Пер. с древнееврейск. С. Аверинцева // Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973.

Рижский М. И. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991.

Исследования

1. Аверинцев С. С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 9 Т. Т.1. М., 1983.

2. Библейские исследования /Сб. ст. М., 1997.

3. Большой путеводитель по Библии. М., 1993.

4. Вевюрко Т. Метрика архаической израильской поэзии // Библия: литературные и лингвистические исследования. Вып. 1. М., 1998.

5. Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. М., 1996.

6. Гальбиатти Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии: Ветхий Завет. М., 1995.

7. Гече Г. Библейские истории. М., 1990.

8. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.

9. Кусков В. В. Роль православия в становлении и развитии древнерусской культуры // Освобождение от догм / Сб. ст. М., 1997. Т. 1.

10. Мень А. Мировая духовная культура, христианство, церковь. Лекции и беседы. М., 1995 или Мень А. Библия и русская литература // Наука и религия, № 1-2, 1994.

11. Рижский М. И. Книга Иова. Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991 или Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. М., 1992.

12. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 Т. М., 1993 – 1995 (статьи «Библия», «Библейские переводы», «Иов», «Кирилл и Мефодий»).

13. Честертон Г. К. Книга Иова // Мир Библии, №1, 1993.

14. Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

Практическое занятие № 2.

Наши рекомендации