Требования по специальности
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА — ГИТИС ТЕАТРОВЕДЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
тел. 690-51-78 |
Адрес: Москва, 125009, Малый Кисловский пер., 6
ПАМЯТКА
Для поступающих на театроведческий факультет по направлению "Театроведение" (квалификация — Бакалавр) в 2011 году.
На театроведческий факультет принимаются лица путем конкурсного отбора, имеющие среднее образование и успешно сдавшие вступительные экзамены.
Театроведческий факультет готовит театральных критиков, историков и теоретиков театра, сотрудников литературной части театра, литературных сотрудников редакций газет, журналов, радио и телевидения, работников театральных музеев. На факультете проводятся консультации и собеседования, на которых абитуриент может познакомиться с порядком прохождения экзаменов по специальности, с кругом вопросов, которые могут быть заданы на них. На собеседовании могут быть заданы вопросы, позволяющие выяснить подготовленность абитуриента к вступительным экзаменам по всем дисциплинам, его представление о творческой и общественной роли избираемой профессии.
Поступающие на театроведческий факультет сдают экзамены по специальности: Театроведение (коллоквиум) и Рецензия (письменно).
Вступительные испытания по общеобразовательным дисциплинам проводятся по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по: Русскому языку, Литературе.В качестве оценок по указанным вступительным испытаниям Приемная комиссия принимает результаты ЕГЭ, полученные в 2010 и 2011 годах.
Все экзамены оцениваются по 100-балльной системе.
Срок обучения на театроведческом факультете (очная и заочная форма обучения) — 4 года.
ТРЕБОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Поступающие на театроведческий факультет должны проявить знание материалов текущей прессы, умение ориентироваться в основных вопросах искусства и культуры. Необходимо знакомство с театральной периодической печатью (журналы "Театральная жизнь" и "Театр", газеты "Культура", "Экран и сцена"), творчеством крупнейших драматургов, режиссеров, актеров, критиков русского и зарубежного театров. Кроме того, абитуриенты должны обнаружить знание театральной жизни своей республики, города, грамотно и заинтересованно уметь рассказать о просмотренных спектаклях, кинофильмах, художественных выставках.
На коллоквиуме(собеседовании) выявляется способность поступающего к критическому анализу произведений театрального искусства, его общий культурный уровень, знания в области истории театра, степень знакомства с основными произведениями классической и современной драматургии, умение ориентироваться в общих вопросах развития современного театра. Обращается внимание на речь абитуриента, способность четко выражать свои мысли.
Письменная работа(рецензия на спектакль или пьесу) пишется в присутствии экзаменационной комиссии. Для рецензирования абитуриентам предлагается на выбор несколько тем, которые могут быть раскрыты на широко известных спектаклях, идущих на сценах страны и столицы, пьесах (классических и современных), обозначенных в предлагаемом списке литературы для поступающих.
В рецензии на спектакль абитуриент должен раскрыть идейное содержание произведения, особенности драматургического построения, выяснить насколько оно отражает проблемы современности, рассмотреть особенности художественной формы, выявить замысел режиссера, дать опенку режиссуре и мастерству исполнителей.
Разбирая сценическое произведение, следует обратить внимание на художественное оформление, музыку, на то, как они способствуют раскрытию режиссерского замысла. В рецензию на спектакль весьма желательно вводить небольшие описания наиболее ярких мизансцен, внешнего оформления спектакля. Важен при этом и литературный стиль изложения.
В рецензии на пьесу полно и ясно должны быть раскрыты её идейно-художественные особенности, четко определены тема и конфликт, проанализированы характеры основных действующих лиц, их речевые портреты.
Анализ пьес не должен подменяться пересказом содержания, но в случае необходимости можно и должно ссылаться на текст пьесы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Пушкин А. С. Мои замечания об русском театре. О народной драме и драме "Марфа Посадница". В сб.: Пушкин и театр. М., 1953
Белинский В. Г. "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. И моё мнение об игре г. Каратыгина. В кн.: Белинский В. Г. О драме и театре: В 2-х т., М., 1983. Т. 1.
Гончаров И. А Милльон терзаний. Собр. Соч. в 8 т., М., 1980. Т. 8.
Григорьев А. А. После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу. В кн.: Григорьев А. А. Театральная критика. Л., 1985.
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Любое издание.
Евгений Вахтангов. М., 1984.
Марков П.А. О театре. Собр.соч.: В 4-х т., М-, 1974-1977. Т.1,2.4.
Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.
Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта. М.. 1988.
Таиров А. Записки режиссера. М., 2000.
Учебник «История русского театра. От его истоков до конца ХХ века». М., «ГИТИС», 2005. /отв. ред. Н.С.Пивоварова Издание второе: М., 2009 Русский драматический театр конца XIX — начала XX вв. М., 2000.
История зарубежного театра/под ред. Л. Гительмана. СПб., 2005
История зарубежного театра, М., 1981-1988. Т. 1,2,3,4.
Спектакли XX века (редактор-сотавитель А.В.Бартошевич) М.2004
Драматургия и проблемы современного театрального процесса на страницах альманаха "Современная драматургия", журналов "Театр", "Театральная жизнь"
ПЬЕСЫ
Фонвизин Д. Недоросль. Грибоедов А. Горе от ума. Пушкин А. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Гоголь И. Ревизор. Женитьба. Лермонтов М. Маскарад. Тургенев И. Месяц в деревне. Нахлебник.
Островский А. Свои люди — сочтемся. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Лес. Бесприданница. Таланты и поклонники. Сухово-Кобылин А. Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина. Толстой А. Царь Федор Иоаннович. Чехов А. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад. Толстой Л. Власть тьмы. Плоды просвещения. Живой труп. Горький М. Мещане. На дне. Маяковский В. Клоп. Булгаков М. Дни Турбиных, Мольер. Арбузов А. Таня. Розов В. Вечно живые. Володин А. Пять вечеров. Вампилов А. Утиная охота. Софокл. Царь Эдип. Лопе де Вега. Собака на сене.
Шекспир В. Гамлет. Отелло. Ромео и Джульетта. Король Лир. Укрощение строптивой.
Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. Дон Жуан. Бомарше П. Женитьба Фигаро. Шиллер Ф. Коварство и любовь. Мария Стюарт. Ибсен Г. Кукольный дом. Шоу Б. Пигмалион. Метерлинк М. Слепые. Брехт Б. Мамаша Кураж и её дети. Уильямс Т. Стеклянный зверинец. Ионеско Э. Носорог. Беккет С. В ожидании Годо.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Очерки истории русской театральной критики. Т. 1,2,3. История советского театроведения. М., 1981. Кугель Р. Театральные портреты. Л., 1967.
Щепкин М. Записки актера Щепкина. В кн.: М. С. Щепкин: В 2-х т. М., S4. Т. 1.
Соловьева И. Немирович-Данченко. М., 1979 (Серия "Жизнь в искусстве"). Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981 (Серия "Жизнь в искусстве"). Туровская М. Бабанова. Легенда и биография. М., 1981. Зингерман Б. Очерки драмы XX века. М., 1977. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. Гиацинтова С. С памятью наедине. М., 1985. Смелянский А. Наши современники. М., 1981. Чехов М. Литературное наследие: В 2-х т. М., 1970. Брук П. Пустое пространство. М., 1976. Стрелер Д. Театр для людей. М., 1984. Швыдкой М. Секреты странствующих комедиантов. М., 1992.