Определи значения выражений. Укажи стрелками.
А. Лишиться языка
Б. Гоняться за дешевизной
В. Плясать под балалайку
а) подчиняться
б) молчать
в) жадничать
Найди отрывок из сказки с описанием гнома. Обведи букву с правильным ответом.
А. Мама часто рассказывала Нильсу о гномах. Они живут в лесу. Они умеют говорить и по-человечьи, и по-птичьи, и по-звериному.
Б. На краю сундука сидел маленький человечек…На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами.
10. В каких сказках осуждаются поступки героев? Обведи буквы с правильными ответами.
А. «Ромашка» Х.К. Андерсена
Б. «Солнечный Луч в ноябре» Ц. Топелиуса
В. «Лесной гном» С. Лагерлёф
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Русская поэзия. И. Бунин «Детство»
Цели:знакомство с разделом «Все мы родом из детства»; развитие памяти, воображения, мышления; выявление эмоционального отношения к прочитанному; воспитание жизнерадостного отношения к окружающему миру.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
3. Знакомство с разделом «Все мы родом из детства».
Учитель предлагает ученикам внимательно прочитать названия произведений и обратить внимание на фамилии авторов, создавших их, вспомнить, какие из этих фамилий знакомы и какие произведения этих авторов детьми уже прочитаны.
Обращается внимание учащихся на эпиграфк этому разделу.
¾ В этом маленьком отрывке из стихотворения Виктора Шнипа есть как бы ключ к тому, о чём вы будете читать в разделе, — каким является для взрослого человека его детство. Взрослому кажется, что его детство давно прошло, что оно спряталось где-то далеко за горами, но воспоминание о нём будоражат, как белая птица, которую видишь вдали, но поймать её не удаётся. Зато в сердце и в душе взрослых людей живёт память о детстве — самой счастливой и незабываемой поре жизни. Поэтому многие писатели, став взрослыми, с теплом и грустью вспоминают своё детство и пишут о нём книги. Такие книги называются автобиографичными.
Беседа с четвероклассниками об их раннем детстве
¾ Вспомните о самом незабываемом моменте или интересной истории из дошкольного детства.
Обобщая рассказы детей, учитель подчеркивает, что для них дороги и важны их детские впечатления, как дороги они и поэтам, которые передают в стихотворениях свои чувства, впечатления, настроения.
¾ И хотя сейчас зима, а лето осталось далеко позади, память помогает нам запечатлеть самые значимые для нас дни и часы лета.
¾ Что вам удалось увидеть летом и что особенно запомнилось?
4. Чтение и анализ стихотворения «Детство» Ивана Бунина
Лирический герой стихотворения — десятилетий мальчик, находящийся в жаркий солнечный день в бору. Бродить по утреннему бору, вдыхать его запахи, восторгаться величавостью сосен, наслаждаться теплом и свежестью утра — впечатления, которые запомнились поэту на всю жизнь, радость от которых он и передаёт в своём стихотворении.
Выразительное чтение стихотворения учителем
Выявление эмоционального восприятия учащимися
¾ Каким настроением проникнуто стихотворение?
Перечитывание стихотворения «про себя»
Анализ художественных приёмов создания образов
¾ Какие слова и выражения подчёркивают жизнерадостное настроение поэта?
Выборочное чтение
¾ Что привлекает поэта в бору? Прочитайте строчки из текста.
Выразительное чтение
¾ Прочитайте стихотворение выразительно. Подумайте, где делать паузы, когда повышать, а когда понижать голос.
Творческая работа
¾ Какую музыку можно сочинить к стихотворению (весёлую, задорную, быструю или немного грустную, медленную, спокойную)?
¾ Какие музыкальные инструменты можно использовать для её создания?
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Детство»
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Иван Бунин «Помню — долгий, зимний вечер...»
Цели:активизация эмоций и чувств учащихся; наблюдение за поэтическим словом; формирование навыков выразительного чтения; развитие воображения, фантазии; формирование интереса к чтению классической поэзии.
Организационный момент