Сказки и несказочная проза
Программа фольклорной практики
Примерный перечень вопросов для информантов. Вопросы составлены в соответствии с особенностями жанрового состава фольклора Пермского края.
Внести собственные ответы, ответы представителей разных поколений.
Календарные обряды и поэзия.
1. Кто и как отмечал Рождество? Когда стали отмечать этот праздник? Как относится к нему старшее поколение? Что знали в детстве о празднике? Известно ли название Святки?
2. Как проходил Новогодний праздник в годы вашего детства? Кто, как и когда наряжал елку? Кто рядился Дедом Морозом? Снегурочкой? Какие были костюмы? Какие песни и стихи исполняли? Какие традиции встречи Нового года сложились в вашей семье? Какое угощение было на столе? Новый год встречали у себя дома или уходили в гости? Допускалось или нет присутствие посторонних? Отмечали или нет Старый Новый год? Как отмечали?
3. Какие обряды совершались в новогодние праздники? Ходили ли колядовать? Кто ходил (дети, взрослые), в какой день святок, в какое время суток? Как происходило колядование? Какое вознаграждение получали? Какие пели песни во время колядования?
4. Как проходили игрища (вечёрки, посиделки)? Какие песни исполнялись, какие игры?
5. Принимали ли участие в святочных развлечениях ряженые? Как их называли? Какие костюмы и маски они надевали? Как ряженые шутили?
6. Как гадали на святочной неделе? Были ли гадания с подблюдными песнями? Как они проходили, кто в них участвовал?
7. Какие были приметы об урожае, приплоде скота, погоде?
8. Как праздновали Масленицу? Какое угощение на столе было обязательным? Как называли дни масленицы? Как наряжали Масленицу? С какими песнями объезжали на санях окрестности? Как украшали сани и коней? Какие приметы были на масляной неделе? Как поздравляли молодоженов на Масленице? Как справляют Масленицу сейчас?
9. Какие обряды совершались при встрече весны, и в какие дни? Как назывались эти дни? Что приговаривали во время первого весеннего грома, дождя? Какие приметы о погоде есть?
10. Какие обряды совершались перед началом пахоты и сева, при первом выгоне скота?
11. С какими словами высаживали рассаду, семена? Какие есть приметы об урожае?
12. Когда начинали весной водить хороводы, как они назывались? В каком порядке исполнялись песни?
13. Какие обряды совершались на Троицу? Какие песни исполняли? Как и в какие дни поминали умерших?
14. Какие обряды характерны для Иванова дня? Какие поверья и приметы связаны с этими праздниками?
15. Как праздновали Петров день, Ильин день? Покров?
16. Какие обряды связаны с уборкой урожая?
17. Какие календарные обряды исполняются до сих пор?
18. Какие праздники отмечают в вашем селе сейчас?
Семейно-бытовые обряды и поэзия
1. Какие обрядовые действия сопровождали рождение человека? Первое купание? Когда стригли волосы, ногти ребенку? Что приговаривали при этих действиях? Когда можно показывать ребенка посторонним?
2. Как проходила свадьба в данной местности? Как проходили сватовство, смотрины, сговор, девичник, свадебный пир? Как назывались участники свадьбы?
3. Какие песни пели на свадьбе? Кому посвящались эти песни? Платили ли исполнителям за песни? Исполнялись ли приговоры дружки? Принимали ли участие в свадьбе ряженые?
4. В какое время года играли свадьбы? Как сейчас справляют свадьбы? Чем отличается современная свадьба от традиционной?
5. Как провожали в армию раньше? Как сейчас? Какие песни пели во время проводов? Какие приметы, связанные со службой в армии известны? Что надо обязательно сделать, чтобы солдат благополучно вернулся домой?
6. Какие обрядовые действия сопровождали похороны человека и его поминки?
7. Чем различались обряды при похоронах мужчины, женщины, юноши, девушки, ребенка, старого человека или молодого?
Заговоры
1. Как назывались заговоры в данной местности и люди, их знавшие?
2. Как и в какое время исполняли заговоры?
3. Какие заговоры, по мнению исполнителей, были вредоносными, а какие лечебными?
4. Какие заговоры предохраняли человека от болезней и несчастий, какие помогали в хозяйственной деятельности, в общественной жизни?
5. Какие случаи действия заговоров известны?
СКАЗКИ И НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА
1. Когда, кто и в каких условиях рассказывал сказки? Какие сказки рассказываются в настоящее время? Известны ли исполнителям докучные сказки (Сказка про белого бычка и др.)?
2. Какие предания известны об исчезнувших древних племенах? Какие предания рассказывают об основателях деревни, села, города? Почему было выбрано это место?
3. Какие предания существуют о происхождении местных названий?
4. Какие исторические события происходили на территории края? Есть ли в селе какие-либо следы, памятники прошлых эпох?
5. Какие предания рассказывают о ярких, необычных событиях в данной местности. Какие предания известны о кладах, о разбойниках?
6. Что рассказывает в данной местности о лешем? Кто и как видел лешего? Боится ли чего-нибудь леший? Бывали ли случаи, когда леший помогал человеку?
7. Что рассказывали о водяном, русалках? Как они выглядят? Как и когда их можно увидеть?
8. Как и когда можно увидеть домового? Как он проявляет свое присутствие в доме? Помогает или вредит?
9. Как и где можно увидеть банника? За что и как наказывал банник человека?
10. В каком виде представал перед человеком черт? Чего боялся черт? Что рассказывали о чертях (змеях) летающих к женщинам?
11. Кто такие ожившие мертвецы? Как можно защититься от них?
12. Как проявляли себя ведьмы? Колдуны? Что рассказывали об отношении ведьмы с нечистой силой?
13. Кто такие оборотни? Кто и как мог вернуть оборотню его прежний вид? Что рассказывали об оборотнях на свадьбе?
14. Как показываются клады, зарытые нечистой силой? Как их можно добыть?
Необрядовые песни
1. Какие песни пели во время тяжелой коллективной работы?
2. Какие лирические песни поют информанты?
3. Какие песни литературного происхождения известны?
4. Какое влияние на современный репертуар певцов оказывают кино, радио, телевидение? Каково влияние современной эстрады на песенный репертуар молодежи?
5.Какова роль в формировании репертуара альбомов-песенников? Что, кроме песен входит в такие альбомы? Кто составляет такие альбомы?
Частушки
1. Каково местное название частушек? Когда поются частушки? Сопровождается ли их исполнение аккомпанементом на балалайке, гармони? Какие частушки сопровождали пляской?
2. Каков характер напева частушек – частый, протяжный? Какие напевы известны в исследуемом селении? Как в данной местности называют разные напевы частушек?
3. Есть ли в селе лица, коллекционирующие частушки? Дайте качественную и количественную характеристику коллекции.
4. Есть ли в селе всем известные частушечники? Не знают ли исполнители авторов местных частушек?
Детский фольклор
1. Какие колыбельные песни, пестушки и потешки бытуют в данной местности? Кто их исполняет? Когда и в какое время? Как играют с маленьким ребенком?
2. Какие небылицы-перевертыши, дразнилки, поддевки, скороговорки, загадки знают дети?
3. Какие игры популярны среди детей? Каков возраст играющих? Есть ли игры только для девочек и только для мальчиков?
4. Как происходит жеребьевка? Какие считалки известны детям? Какие произведения исполняются во время игры? Какие слова говорят, если нужен перерыв в игре? Как наказывают того, кто нарушает правила игры?
5. Какие страшные истории и стихи знают дети? Где и при каких обстоятельствах рассказывали или слышали их?
Загадки
1. Кто, кому и когда загадывает загадки? Какие виды загадок бытуют в данной местности?
2. Бывают ли загадки, имеющие две или больше отгадок?