Важнейшие мессианские пророчества Ветхого Завета
1. Обетование Аврааму, что в его потомке благословятся все племена и народы земли (Быт 12,3; 18,18)
2. Предсказание Моисея о приходе великого Пророка (Втор 18,15,18)
3. Обетование Давиду о вечном Царстве его Потомка (2 Цар 7,12–14)
4. Страдание Мессии (Пс 21,8–9,17–19)
5. Власть Мессии, Сына Божия, Царя и Первосвященника (Пс 109,1,3–4)
6. Мессия — отвергнутый краеугольный камень (Пс 117,22–27)
7. Мессия дарует новый Закон и Слово Господне (Ис 2,2–4)
8. Рождение Еммануила, что значит «с нами Бог» (Ис 7)
9. Пророчество о чудесном Младенце-Мессии (Ис 9,6–7)
10. Пророчество об Отрасли и Новом Едеме (Ис 11,1–9)
11. Пророчество о Предтече (Ис 40,3–5)
12. Мессия — кроткий Владыка, Царь народов (Ис 43,1–7; 49,6–7)
13. Пророчество о страждущем Служителе Господнем (Ис 53)
14. Пророчество о Новом Завете (Иер 31,31–32)
15. Пророчество о вечном Завете (Иез 37,26)
16. Мессия — Камень, сокрушающий царства (Дан 2,44–45)
17. Мессия — Сын Человеческий (Дан 7,13–14)
18. Мессия — кроткий Царь (Зах 9,9)
19. Страждущий Мессия (Зах 11,10)
20. Пророчество о Предтече (Мал 3,1; 4,5–6)
Хронология
годы до н. э. | Израиль | годы до н. э. | Иудея | Внебиблейский мир | |
_ | Пророки Амос и Осия | Иофам — соправитель Азарии (Узии) | Основание Рима. Гесиод в Греции | ||
Смерть Иеровоама II, воцарение Захарии | |||||
Шаллум (Селлум) низвергает Захарию. Через месяц сам низложен Менахемом. Менахем (Менаим) — данник Ассирии | Смерть Азарии. Призвание пророка Исайи | Воцарение Тиглатпалассара III в Ассирии | |||
Смерть Менахема, воцарение Пекахии (Факии) | |||||
Пеках (Факей) низлагает Пехию | Смерть Иофама, воцарение Ахаза. Пророчество об Эммануиле. Ахаз | Тиглатпалассар III покоряет Вавилон и Дамаск | |||
Сиро-эфраимитская война против Иудеи | призывает ассирийцев | ||||
Пророк Одед | Ахаз в ставке | ||||
733/2 | Вторжение Тиглатпалассара III в | Тиглатпалассара III | |||
Галилею. Гошея (Осия) низвергает Пекаха | Языческие культуры в Иудее | ||||
Смерть Тиглатпалассара III, | |||||
Взятие Гошеи под стражу ассирийцами. Восстание Израиля против Салманасара V | воцарение Салманасара V | ||||
Осада Самарии | |||||
722/1 | Падение Самарии | Смерть Салманасара V, воцарение Саргона II |
годы до н. э. | Иудея | годы до н. э | Внебиблейский мир |
Смерть Ахаза, воцарение Езекии. Реформы Езекии. Праздник Пасхи в первый год правления Езекии | Начало Эфиопской династии в Египте. Шабако | ||
713-711 | Антиассирийская коалиция в Палестине. | Войска Саргона в Палестине | |
Протест Исайи | Первый разгром ассирийцами Мардука-Паллидина | ||
Пророк Михей | |||
Вторая антиассирийская коалиция, Мардук-Паллидин шлет Езекии послов | Смерть Саргона II, воцарение Синахериба. Воцарение Мардука-Паллидина в Вавилоне | ||
1-й поход Синахериба в Иудею | Синахериб разбивает Мардука-Паллидина | ||
Начало рода Ахменидов в Иране | |||
Воцарение Тахарки в Египте | |||
Синахериб разоряет Вавилон | |||
688 (?) | 2-й поход Синахериба в Иудею. Чума заставляет его удалиться | ||
Смерть Езекии, воцарение Манассии (Менаше). Языческая реакция. | |||
Гонение на пророков | Смерть Синахериба, воцарение Асаргаддона | ||
Покорение Египта Ассирией | |||
Воцарение Асурбанипала | |||
Египет освобождается от власти Ассирии. Псамметих I | |||
Смерть Менаше, воцарение Амона. Низвержение Амона. Воцарение 8-летнего Иосии | |||
Обращение Иосии к Богу отцов | Устранение Асурбанипала. Воцарение его сына Ашурэтельилани. Появление скифов в Передней Азии | ||
Пророк Софония | |||
Иосия берет под контроль северные области Палестины | Смерть Асурбанипала и Ашурэтельилани | ||
Призвание пророка Иеремии | Воцарение Набопаласара в Вавилоне | ||
ок. 625 | Пророк Наум | ||
Отпадение Вавилона от | |||
Обнародование Иосией Торы. | Ассирии и его союз с Мидией | ||
Пророчица Голда. Иерусалимская реформа | Законы Драконта в Греции | ||
Падение Ниневии | |||
Воцарение Нехо II в Египте. Нехо II | |||
Битва при Мегиддо. Смерть Иосии. Воцарение Иоахаза. Пророк АВВАКУМ. Через 3 месяца Иоахаз низложен Нехо II. Воцарение Иоакима. Проповедь Иоакима в храме. Начало гонений на него | пытается помочь Ассирии против Вавилона и Мидии | ||
Казнь пророка Урии | |||
(авг. — сент.) Победа халдеев над Нехо II | |||
604/3 | Ультиматум Навуходоносора Иоакиму. Подчинение Иоакима Халдее | при Кархемише. Воцарение Навуходоносора II в Вавилоне | |
Восстание Иоакима против Навуходоносора II | |||
Смерть Иоакима. Воцарение Ехонии. Осада Иерусалима. Сдача Ехонии и выселение его с первой партией | |||
(зима-весна) | |||
пленных в Вавилон. Воцарение Седекии в качестве регента | Реформа Солона в Афинах. Смерть Нехо II в Египте. Махавира в Индии (599–528) | ||
Видение пр. Иезекиилю на реке Кебар (Ховар). | |||
Борьба Иеремии против военной партии | Заратустра в Иране (?) | ||
Восстание Седекии против Вавилона. Халдейские войска в Палестине. Ехония брошен в темницу в Вавилоне | Воцарение Хофры в Египте. Восстание Сирии и Финикии против халдеев | ||
Осада Иерусалима халдеями | |||
19 июля | (летом) Арест Иеремии. Пролом в стене Иерусалима | ||
17 августа | Пленение Седекии. Сожжение города и Храма. Вторая партия пленных (осенью). Переселение в Вавилон | ||
Гедалия — правитель. Умерщвление его. Иеремия с остатками иудейского войска уходит в Египет | |||
582/1 | Третье выселение иудеев в Вавилон Набусарданом | ||
Видение Иезекиилю Нового Иерусалима | |||
Рождение Будды | |||
Смерть Навуходоносора II. | |||
Освобождение Ехонии из темницы. | Воцарение Амель-Мардука. | ||
ВТОРОЗАКОННИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ (В) | Милетская философская школа в Греции. Гераклит | ||
Начало фиксации СВЯЩЕННИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (С) | Низложение Амель-Мардука Нериглиссаром | ||
Воцарение Кира Персидского | |||
Смерть Нериглиссара, воцарение Лабши-Мардука | |||
Воцарение Набонида | |||
Валтасар — наместник Вавилона | |||
Рождение Конфуция | |||
ок. 550 | Начало проповеди ИСАЙИ ВТОРОГО | Победа Кира над Астиагом Мидянином | |
Первый поход Кира против Вавилона | |||
Взятие Вавилона Киром осенью; смерть Валтасара | |||
538 весна | Эдикт Кира, разрешающий иудеям вернуться на родину. Отбытие партии Шешбацара. Караван Зоровавеля | Камбис воцаряется в Вавилоне, но с весны Кир принимает титул царя Вавилона | |
Смерть Кира. Воцарение Камбиса II | |||
Покорение Египта Камбисом. | |||
Основание буддийского Ордена (Сангхи) | |||
Смерть Камбиса и правление самозванца лже-Бардии | |||
Свержение самозванца и воцарение Дария I Ахменида. Парменид в Элее |
годы до н. э. | Иудейская община | годы до н. э. | Внебиблейский мир |
Пророки АГГЕЙ и ЗАХАРИЯ | |||
Возобновление постройки Храма | |||
Завершение и освящение Второго Храма | |||
Реформа Клисфана в Афинах | |||
Начало греко-персидских войн | |||
Битва при Марафоне | |||
Смерть Дария I. Воцарение Ксеркса I | |||
Греческие трагики. Геродот. | |||
460-50 | Кризис в иудейской общине. | Смерть Ксеркса I. Воцарение Артаксеркса I | |
Пророк Малахия | |||
Неемия в Иерусалиме. Начало восстановления | |||
городских стен | 444/29 | Правление Перикла в Афинах | |
Завершение ремонта стен | |||
433/2 | Поездка Неемии к Артаксерксу I | ||
428/9 | Прибытие каравана Ездры в Иерусалим. Чтение Торы на празднике. | ||
Официальное провозглашение иуадизма | Смерть Артаксеркса I |
годы до н. э. | Ветхий Завет | годы до н. э. | Внебиблейский мир |
ок. 400 | Книга Иова | ||
Книга Пророка Иоиля | |||
ПРИТЧИ | |||
Александр Македонский (336–323) включает Иудею в свою империю | |||
ок. 330 | Книга Пр. Захарии гл. 9-14 | Покорение Александром Персидской державы | |
Иудея входит в состав египетской державы Птолемеев | Раздел империи Александра между его преемниками Диадохами | ||
ок. 300 | 1-2 Книги Паралипоменон | ||
Книга Товита | 264-241 | 1-я пуническая война | |
ок. 250 | Начало перевода Библии на греческий язык (перевод LXX) в Александрии. Екклезиаст | 218-201 | 2-я пуническая война |
Иудея под властью сирийской династии Селевкидов | |||
Книга Иисуса, Сына Сирахова | |||
Кн. Варуха. Послание Иеремии. | 175-163 | Антиох IV Епифан | |
Книга Есфирь (?) | |||
Начало гонения Антиоха на иудейскую религию | |||
Восстание Хасмонеев. | |||
Иуда Маккавей | |||
Книга Даниила | |||
Книга Иудифь | |||
160-142 | Правление Ионафана Хасмонея | 149-148 | 3-я пуническая война |
142-135 | Правление Симона Хасмонея. Основание Хасмонейской династии | ||
ок. 135 | Основание ессейской общины у Мертвого моря (в Кумране) | ||
ок. 120 | 2-я Книга Маккавеев | ||
ок. 100 | 1-я Книга Маккавеев | ||
ок. 80 | Гонение на фарисеев | 82-79 | Диктатура Суллы в Риме |
74-71 | Восстание Спартака | ||
Борьба за власть в Иудее. Помпей присоединяет Иудею к Римской империи | Консульство Юлия Цезаря | ||
ок. 50 | Книга Премудрости | ||
Цезарь назначает Антипатра правителем Иудеи | Убийство Цезаря | ||
40-4 | Ирод Великий, сын Антипатра — царь Иудеи | Начало правления Августа | |
ок. 7 г. до н. э. — Рождество Христово |
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Первое издание: СПб., 1913; три посмертных: Л., 1935–1936; см. библиографию трудов Тураева в сборнике: «Древний Восток. Памяти академика Бориса Алексадровича Тураева». М., 1980, с. 42–55).
[2]Смещение времен и хронологические неточности.
[3]По синодальному переводу: «Судей не злословь».
[4]В литературе внутреннюю критику принято обычно называть просто библейской критикой.
[5]Когда говорится: Иезекииль «написал Исайю» — это значит собрал книги Исайи воедино.
[6]Кодификация означает собрание законов в систему и объявление их действующим церковным или гражданским правом.
[7]Мнение о том, что супружеские отношения явились у людей лишь вследствие греха, бл. Августин считал «нелепым» (О Граде Божием, 14,23).
[8]Солнце
[9]Венера
[10]Эсагила — башня
[11]Ану — небо
[12]Речь идет о теориях английского историка Арнольда Тойнби, который, в частности, изучал влияние природы на цивилизацию
[13]Слово «сулам» обычно переводят как лестница, однако более точный смысл термина — насыпь, искусственное возвышение (от салал — насыпать).
[14]Полигамия царей была исключением и диктовалась политическими мотивами (на Востоке размер гарема указывал на богатство царя).
[15]В художественной литературе эпоха Рамсеса II нашла отражение у Г. Эберса (роман «Уарда», русск. пер. М.,1982).
[16]Перевод слова «Израиль» как «племя Израиля» основано на том, что в тексте слово «Израиль» — не географическое название: перед ним стоит частица, означающая племя, народ.
[17]Брат Моисея, Аарон, был старшим сыном и родился до приказа умерщвлять младенцев.
[18]В древности год начинался с весны.
[19]Слово «плеросай» в синод. переводе передано как «исполнить», но буквально оно означает «восполнить», «завершить».
[20]Гибели Саула посвящена трагедия В. Альфьери «Саул» (русск. пер. см.: Библиотека Всемирной Литературы, т. 51).
[21]Высоты, как правило, были староханаанскими культовыми центрами. Поэтому пророки видели в них угрозу чистоте веры и в конце концов добились (в VII в.) полной централизации богослужения.
[22]Буквы «а» и «б» означают первую или вторую половину стиха
[23]Книга Праведного, или Книга Доблестного.
[24]В современной Библии эти книги, обнимающие ЯЭС и В в совокупности составляют Тору (Пятикнижие) и сборник Первых Пророков, т. е. Исторические книги ВЗ.
[25]Профетизм — от греч. профетес, пророк.
[26]Все дни памяти пророков указываются по старому стилю.
[27]См. §15
[28]Амос, отец пр. Исайи, «не был, как многие думают, третий из двенадцати пророков, а другой, и они пишутся у евреев различными буквами» (бл. Иероним. Толк. на пр. Исайю. Кн. 1. Твор., т. 7, с.6). Имя отца Исайи произносилось как Амоц.
[29]«После исторической истины все должно быть понимаемо духовно» (Бл. Иероним. Твор., т. 7, с.4).
[30]То есть благоденствие.
[31]О значении этого пророчества см. ниже §28
[32]В Септуагинте слово «Эвед» передано существительным «Пайс», которое переводится как дитя, сын, молодой слуга (отрок). Точно также назван Христос в речи ап. Петра (Деян 4,27, согласно древнейшим рукописям), несомненно, в связи с гимнами Эведа в Кн. Исайи (по переводу LXX).
[33]В синод. переводе Кн. Ездры названа 1-й, т. к. в него включены неканонические 2-я и 3-я Кн. Ездры.
[34]См. Еп. Питирим Волоколамский. Основные принципы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века. БТ, 1970, в. 5.
[35]Семь столбов Дома Премудрости означают полноту совершенства.
[36]Следует отметить, что первоначально храмы св. Софии посвящались «Христу, Премудрости Божией» (ср. 1 Кор 1,24).
[37]Иез 14,14. Даниил, упомянутый у пророка, — легендарный финикийский царь-мудрец.
[38]Это не относится к Ангелу Господню как образу Богоявления.
[39]Иисус Сирахов для краткости часто именуется просто Сирахом.
[40]Симон жил около 200 года до Р.Х.
[41]Или Праведного Учителя.
[42]Хилиазм — учение о тысячелетнем Царстве Божием на земле. Этот взгляд разделяли многие ранние Отцы Церкви.
[43]Синодальный перевод «воззрят на Него» менее точен.
[44]Гесиод (VIII в. до Р.Х.) делил историю на золотой, серебряный, медный и железный века — в соответствии со степенью их упадка.
[45]3-я гл. Дан лежит в основе ирмосов утрени (7–8 песни).
[46]Имеется в виду св. земля.
[47]То есть Бога (Господь Саваоф — Владыка воинств небесных).
[48]1 Макк 2,42 в синодальном переводе «множество иудеев», в греческом тексте «собрание хасидеев».
[49]Греческий аналог слова «хасайя» — благочестивые (ессеи).
[50]Книга писалась в эпоху диктатуры Суллы и Цезаря.
[51]Вульгарное эпикурейство толковало учение Эпикура в том смысле, что высшее благо — чувственные наслаждения.