I. Организационный момент. 1. Сколько фигур на чертеже?

II. Устный счет.

1. Сколько фигур на чертеже?

– Четырехугольников? (5.)

– Треугольников? (4.)

2. Заполните цепочку:

3. Решите задачу.

Лена прыгнула через скакалку 25 раз, Маша – 35 раз, Таня – 30. На сколько больше прыжков сделала Маша, чем Таня? На сколько меньше прыжков сделала Лена, чем Маша?

– Что обозначают выражения, записанные по условию задачи?

а) 25 + 30 б) 35 + 30
в) 25 + 30 + 35 г) 30 – 25

III. Сообщение темы урока.

– Прочитайте числовые выражения на доске.

20 + 50   70 + 10
40 + 30   36 + 23
54 + 22   40 + 50
60 + 20   60 + 30

– В каждом столбике найдите «лишнее» числовое выражение.

– Сегодня на уроке будем учиться выполнять поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд.

IV. Работа по теме урока.

1. Задание 1.

– Рассмотрите запись и объясните, как можно сумму прибавить к сумме.

(5 + 7) + (5 + 2) = (5 + 5) + (7 + 2) = 10 + 9 = 19

– Какое число записано в первых скобках? (12.)

– Какое число записано во вторых скобках? (7.)

2. Задание 2.

– Вычислите значение выражений удобным способом.

(5 + 4) + (5 + 3) = (5 + 5) + (4 + 3) = 10 + 7 = 17

(8 + 3) + (2 + 6) = (8 + 2) + (3 + 6) = 10 + 9 = 19

(10 + 2) + (10 + 3) = (10 + 10) + (2 + 3) = 20 + 5 =25

3. Задание 3.

– Вычислите значение выражения.

(20 + 6) + (30 + 2) = (20 + 30) + (6 + 2) = 50 + 8 = 58

– Назовите число, записанное в первых скобках. (26.)

– Назовите число, записанное во вторых скобках. (32.)

– Какой суммой можно заменить это выражение? (26 + 32 = 58.)

4. Задание 4.

– Рассмотрите и объясните поразрядный способ вычисления значения выражения 26 + 32.

26 + 32 = (20 + 6) + (30 + 2) = (20 + 30) + (6 + 2) = 50 + 8 = 58

– Почему этот способ сложения двузначных чисел называется поразрядным сложением без перехода через разряд? (Полученные числа 50 и 8 сами образуют сумму разрядных слагаемых. Это разряд десятков и разряд единиц.)

– При сложении чисел 26 и 32 не было перехода через разряд.

Физкультминутка

5. Задание 5.

Учащиеся выполняют поразрядное сложение двузначных чисел самостоятельно.

6. Задание 6.

– Составьте задачу по круговой схеме.

– Решите составленную задачу, используя краткую запись.

Запись:

В 1-й день – 37 кг.

Во 2-й день – 41 кг.

Всего – ? кг.

Решение:

37 + 41 = 78 (кг) – всего.

Ответ: 78 кг.

– Какой способ сложения вы использовали при решении этой задачи? (Поразрядный способ сложения чисел без перехода через разряд.)

7. Задание 7.

– Сравните значения сумм. Результат сравнения запишите в виде равенства или неравенства.

а) 24 + 31 = 31 + 24 55 = 55 в) 65 + 24 > 54 + 34 89 > 88
б) 32 + 56 < 43 + 54 88 < 97 г) 27 + 41 = 15 + 53 68 = 68

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд?

Домашнее задание: составить и решить задачу по круговой схеме.

Урок 38
поразрядное сложение двузначных чисел
с переходом через разряд

Цели:рассмотреть способ поразрядного сложения двузначных чисел с переходом через разряд; совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умения составлять задачу по данной краткой записи и составлять круговую схему; развивать умение анализировать и рассуждать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Сколько на чертеже треугольников? (6.)

Сколько четырехугольников? (3.)

2. Решите задачу.

Для записи чисел в математике используют 10 знаков, которые называют цифрами. Для записи слов в русском языке используют 33 знака, которые называют буквами.

– На сколько больше в русском языке букв, чем в математике цифр?

3. Что вы можете сказать о массе каждого предмета?

– Узнайте массу каждого предмета.

Ананас – весит меньше 6 кг (10 – 2 – 2 = 6).

Арбуз – тяжелее 15 кг (10 + 10 – 5 = 15).

Тыква – 15 кг (10 + 5 = 15).

Баклажан – весит меньше 2 кг.

Наши рекомендации