I. Организационный момент. 1. Сколько раз по 4 содержится в 12?
II. Устный счёт.
1. Сколько раз по 4 содержится в 12? в 28?
На сколько число 18 меньше, чем 40?
Произведение каких чисел равно 12? 18? 24?
2. Делимое 18. Найдите частное, если делитель равен числу 2; 3; 6; 9.
Делимое 12. Частное 3. Найдите делитель.
3. Вместо точек поставьте такой знак действия, чтобы получилось верное равенство:
12 … 3 = 4 8 … 2 = 4 12 … 3 = 9
8 … 2 = 16 9 … 3 = 3 4 … 3 = 12
III. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач. Задачу № 1 (1) дети решают под руководством учителя: после чтения рассматривают рисунок, записывают краткое условие, объясняют выбор действия и записывают решение.
Гусей – 9 шт.
Уток – ?, в 3 раза м.
Учащиеся. Эта задача решается делением, так как уток в 3 раза меньше.
9 : 3 = 3 (шт.)
О т в е т: 3 утки.
Задачу № 1 (2) решают самостоятельно, после чего, как и на предыдущем уроке, сравнивают решение задач № 1 (1) и № 1 (2) и делают вывод: первая задача решалась делением, а вторая вычитанием.
Число, которое меньше в 3 раза, чем данное, находят делением, а число, которое меньше, чем данное на 3 единицы, находят вычитанием.
Прочитав задачу № 2 (1), ученики сначала находят длину второго отрезка (10 : 5 = 2), затем чертят оба отрезка.
Аналогично выполняется задача № 2 (2).
Прежде чем выполнять задание № 4, дети должны предложить вопросы, которые можно поставить к данному условию. («Сколько метров дорожки расчистили в третий день?», «Сколько всего метров дорожки расчистили за три дня?».) После этого с помощью учителя записывают краткое условие и решают ее самостоятельно. Разбор провести с отдельными учениками.
2. Для самостоятельной работы предложить решение примеров № 3.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что закрепляли сегодня на уроке?
Дети. Мы отрабатывали навык решения задач, закрепляли таблицу умножения и деления на 2, 3 и 4.
Домашнее задание:с. 55, № 3.
Задания на с. 56–58 посвящены закреплению знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Поэтому эти задания учитель использует на свое усмотрение для самостоятельной, устной или домашней работы на предыдущих и последующих уроках.
У р о к 46. ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
С ЧИСЛОМ 5 (с. 59)
Цели: составить и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 5; использовать полученные знания при решении задач и примеров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В устную работу для закрепления приемов сложения и вычитания в пределах 100 включить задание «Занимательные рамки»:
2. Для закрепления изученных табличных случаев умножения и деления провести арифметический диктант:
32 : 4 2 · 6 8 · 4 27 : 3 9 · 2
8 · 3 18 : 3 36 : 9 7 · 4 24 : 4
III. Работа над новым материалом.
Таблицы умножения и деления с числом 5 могут быть составлены также, как с числом 4 (см. урок № 37). Учитель выясняет, почему начали составлять таблицу умножения со случая 5 · 5, после чего дети называют ранее рассмотренные случаи умножения и деления с числом 5.
Для закрепления выполнить № 1 и № 2 с комментированием.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет,
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
Дети имитируют движения зверька.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Прочитав задачу № 3, учащиеся под руководством учителя записывают краткое условие:
На костюмы – 10 м
7 пальто по ? м 24 м
Далее проводится беседа.
Учитель. Можно ли сразу узнать, сколько метров ткани пошло на 1 пальто?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Мы не знаем, сколько всего метров пошло на 7 пальто.
Учитель. А это можно узнать?
Дети. Да.
Учитель. Каким действием?
Дети. Вычитанием. Из 24 вычтем 10.
Учитель. Верно. Что узнаем потом?
Дети. Сколько ткани шло на 1 пальто.
Учитель. Каким действием?
Дети. Надо полученный результат разделить на 7.
Учитель. Почему будем делить на 7?
Дети. Так как все 7 пальто были одинаковые.
После этой беседы учащиеся самостоятельно записывают решение и ответ задачи.
Задание № 4 учащиеся решают самостоятельно.
2. Для самостоятельной работы на уроке предложить задание № 5. Учащиеся оформляют и решают его как выражение с переменной.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети. На уроке мы составляли таблицу умножения и деления с числом 5.
Учитель. Что закрепляли на уроке?
Дети. Мы писали арифметический диктант по изученным случаям умножения и деления, решали задачи и находили значение выражения с переменной.
Домашнее задание:с. 59, № 5.
У р о к 47. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ (с. 60)
Цели: познакомить учащихся с задачами на кратное сравнение; закреплять табличные случаи умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания.
Ход урока