Блок 1. Описание задания и деятельности студента по его выполнению.

1. Характеристика задания:

Задание «Методы работы с историческими документами в процессе обучения истории» выполняется по дисциплине «Методика обучения и воспитания» и предполагает овладение студентами элементом профессиональных компетенций: ПК-2 способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; ПК-4способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воститательного процесса средствами преподавания учебного предмета. Задание носит компетентностно-ориентированный характер с межпредметным содержанием, так как для его решения требуются знания и умения, имеющиеся у студентов в результате освоения истории и источниковедения.

2. Стимул:

Исторические документы – важный ресурс формирования современной

информационно-образовательной среды в процессе обучения истории, дополнительная содержательная линия «Исторические источники». Будущему учителю истории необходимо представлять принципы отбора исторических документов на урок истории с учетом познавательных возможностей учеников, овладеть методикой продуктивного использования источников в реализации системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе, и формировании личностных, метапредметных и предметных результатов. ООШ: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней (ФГОС ООО). С(П)ОО:на базовом уровне – сформировать представление о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников. На углубленном уровне – владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике.

3. Задачная формулировка:

Цель: научиться формировать пакет документов разных видов и выстраивать методику работы с историческими источниками, адекватную познавательным возможностям учеников и требованиям к личностным, метапредметным, предметным результатам, предъявленным ФГОС.

Задачное поле:

- вспомнить из курса «Источниковедение» классификации исторических источников, составить таблицу.

Авторы классификации Критерии классификации Типы источников Виды источников
       

-подобрать пакет документов (фрагментов) по конкретной теме (разделу) учебной программы и разработать систему заданий.

Учебные задачи, решаемые студентом:

1. Учиться устанавливать межпредметные связи, переносить полученные ранее специальные знания в поле профессионально-практической деятельности.

2. Разрабатывать оптимальные приемы работы с источником с учетом познавательных возможностей учеников, а также типов и видов источников.

3. Источник информации (сведения по выполнению задания):

В качестве основных источников информации выступает учебная, методическая литература, хрестоматии, сборники документов, интернет-ресурсы.

Этапы работы над заданием

Первый этап работы над заданием:

1. Составить таблицу по классификации источников.

2. Что такое атрибуция источника? Составить атрибуцию источника (См. Приложение 1).

3. Определить критерии отбора исторических документов к учебным занятиям по истории.

Второй этап работы над заданием:

1. Сформировать пакет исторических документов различных типов по конкретной теме (разделу). Например, «Россия при Александре I», 8 класс.

Третий этап работы над заданием:

1. Определить систему заданий к документам с учетом их типологии и познавательных возможностей учеников (См. Приложение 2).

Четвертый этап работы над заданием:

1.Разработать исследовательский проект на основе исторического источника (См. Приложение 3).

4. Бланк выполнения задания:

Результат первого этапа работы:

1.Составлена таблица по классификации источников (не менее двух классификаций – 6 баллов).

2.Дана атрибутика исторического документа (3 балла).

3.Определены критерии отбора исторических документов к урокам истории (3 балла)

Результаты второго этапа работы:

Сформирован пакет исторических документов различных типов по указанной теме (3 балла за каждый документ, всего 18 баллов)

Результаты третьего этапа работы над заданием:

Определена система заданий к документам с учетом их типологии (3 балла за вопросы к каждому документу, всего 18 баллов).

Результаты четвертого этапа работы над заданием:

Представлен исследовательский проект на основе исторического источника – 18 баллов. Критерии см. в Приложении 3.

Примечание.

Задание оценивается дифференцированно – зачет с оценкой. «Отлично» -62 балла, «хорошо» - 44 балла, «удовлетворительно» - 22 балла.

Наши рекомендации