Подготовка к заданию В6 (ССП). Теория

Как показывает практика, многие 9-классники испытывают затруднения с заданиями В6 (ССП) и В7 (СПП). В данной статье я предлагаю алгоритм подготовки к заданию В6. Он содержит варианты формулировки данного задания, основной теоретический материал по теме "Сложносочинённые предложения", советы при выполнении практической части и два образца разбора данного задания.

1. Прочитаем варианты формулировки задания В6:

Вариант 1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Вариант 2. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые в сложносочинённом предложении.

Вариант 3. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Вариант 4. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, которая указывает на знак препинания, обозначающий сочинительную связь между частями сложного предложения.

2. Вспомним, какое предложение называют СЛОЖНОСОЧИНЁННЫМ (ССП)

ССП - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.

Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку.

Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга толькозапятой.

3. Чем отличается ССП от CПП и БСП?

В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).

В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи каких бы то ни было союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием итире.

4. Запомним все сочинительные союзы:
и
да (= и)
да и
тоже
также
причём
притом
ни — ни
или (иль)
либо
то — то
не то — не то
то ли — то ли
а
но
да (= но)
зато
однако
же
только
то есть
а именно


5. Рассмотрим схемы ССП с некоторыми союзами, а также примеры

[ ], и [ ]. [Дверьхлопнула], и [из нее показалсягражданин].
[ ], да [ ]. [Только иволги кричат], да [кукушкиотсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ]. Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
[ ], или [ ]. [Залает пёс дворовый], или [ветерок заше­лестит].
То [ ], то [ ]. То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].
[ ], [... же... ]. [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].

Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово)

[ ], [...тоже... ]. [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже по­бледнели] .

Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не междупростыми предложениями, а внутри второго.

[ ], то есть [ ]. [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].
[ ], а именно [ ]. [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не боль­ше двух лакеев].

6. Советы перед выполнением практической части

Совет 1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).

Совет 2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.

Совет 3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо (смотреть вариант №1 формулировки задания): то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

7. Рассмотрим 2 образца разбора этого задания

Образец 1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Михаил Семёнович говорит, (1) и смех вспыхивает снова и снова. "И помещик этот разросся до такой толщины,(2) что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре,(3) а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе",(4) - при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и,(5) вмиг переменившись,(6) представил непомерного толстяка.

Комментарий:

Запятая №1 разделяет два простых предложенияв составе ССП, так как:
во-первых, здесь две грамматических основы (Михаил Семёнович говорит исмех вспыхивает);
во-вторых, после запятой стоит сочинительный союз И.

Запятая №2 разделяет два простых предложения (главное и придаточное) в составе СПП, так как:
во-первых, здесь две грамматические основы (помещик разросся и не мог сидеть);
во-вторых, после запятой стоит подчинительный союз ЧТО.

Запятая № 3 отделяет простое предложение И помещик этот разросся до такой толщины от простого предложения прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе. Между ними стоит сочинительный союз А.

Запятая №4 отделяет прямую речь ("И помещик этот разросся до такой толщины, что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре, а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе") от слов автора (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и, вмиг переменившись, представил непомерного толстяка).

Запятые № 5 и № 6 обособляют деепричастный оборот (вмиг переменившись),который стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми с двух сторон. А сочинительный союз И в данном случае соединяет два однородных члена (взял и представил). Их легко увидеть, если убрать из предложения деепричастный оборот (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и представил непомерного толстяка).

Таким образом, только запятые № 1 и № 3 стоят между частями ССП.
Ответ: 1,3

Образец 2. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.

Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж.

Комментарий:
Найдём грамматическую основу данного предложения.

Первая основа состоит из одного подлежащего и трёх однородных сказуемых: Я посмотрела, взяла, вылила.

Вторая основа состоит из подлежащего и сказуемого: краска залила.

Таким образом, данное предложение сложное, состоит из двух простых, связанных сочинительным союзом И. Значит, предложение сложносочинённое. И запятая №4 отделяет части ССП.

Проверим остальные запятые.

Запятая №1 разделяет однородные дополнения: (посмотрела на что?) на картинки, линии.

Запятые № 2 и 3 разделяют однородные сказуемые: (Я что сделала?)посмотрела, взяла, вылила.

Ответ: 4

Итак, напоминаю: при выполнении задания В6...
1. ориентируйтесь на сочинительный союз, который стоит после запятой.
2. помните, что сочинительные союзы могут соединять и однородные члены. В этом случае запятая не подходит.

Выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения:
1. Я вздрагивал,(1) забирался под простыню, (2)и прерванный сон продолжался. Окончательное и бесповоротное пробуждение наступало в момент, (3)когда вместе с ушатом воды на мою грешную голову обрушивались громы и молнии, (4)исторгаемые бабушкой.

2. – Возможно , (1) придется вскрыть черепную коробку , (2) это может быть опухоль … – Ишь ты , (3) "вскрыть черепную коробку "! – вскричала бабушка . Это тебе не тыква! Сынок , (4) вставай , (5) а то и впрямь он загонит тебя в могилу!

3. Помнится , (1) построили мы колхозную мельницу , (2) что за деревней , (3) и пустили по желобу нашу речушку . Билась , (4) билась вода , (5) да так и не сумела сдвинуть колесо с места – силенок не хватило . Тогда мы подвели второй рукав реки , (6) и пошло дело!

4. По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

5. Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно,(1) а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни..

6. Идти легко,(1) даже весело. Груз почти не давит на плечо,(2) а возле самого рта играют сверкающие бусинки черники. Можно языком слизнуть одну-другую,(3) но почему-то пока не хочется…


7. Отсюда хорошо были видны ярко освещённые окна нижнего этажа нового четырёхэтажного здания,(1) где жила Варя. Направляясь домой, (2) Варя никак не минует переезда, (3) и Лёшка её сразу приметит,(4) а она его нет.

8. И,(1) когда бы я ни открыл глаза, (2) ты была всегда возле меня, (3) и ночник горел в комнате, (4) и ты глядела на меня своими запавшими очами, (5)будто из тьмы, (6) сама вся тихая и светлая, (7) будто в ризах.

9. И,(1) разумеется,(2) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны,(3) да ещё и ставил его в пример остальным. Минуло три месяца,(4) и Мишку стали собирать к отъезду в Белгород. Мария Тимофеевна ходила вся в слезах: Мише нет ещё и семи,(5) а он отправляется в чужой далёкий город и будет там один-одинёшенек. В Белгороде Миша Щепкин провёл почти четыре года,(6) обучаясь истории и языкам – латыни и французскому.

10. Другой не было и в помине, (1) да и оставшаяся являла собой жалкое зрелище: опаленная и однобокая, (2) с толстым уродливым стволом, (3)прогнившая корявою щелью- дуплом, (4) она непонятно как удерживала несколько мощных сучьев.

11. Я еду с ярмарки, (1) кое-что купив и кое-что продав, (2)что-то найдя, (3) а что-то потеряв, (4) я не знаю, (5) в барышах я или внакладе, (6) но бричка моя не скрипит под грузом антикварной рухляди.

12. Его страсть восхищала меня,(1) и в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. Он,(2) например, (3) требовал, (4) чтобы слово обязательно значило только любезно, (5) услужливо.

13. Все в этом кусочке бескрайней саванны было хорошо для леопарда, (1) и,(2) обходя свои владения,(3) хозяин ревниво следил за тем,(4) чтобы никто не посмел оспорить его права на эту «священную» территорию.

14. Быть может,(1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится,(2) но все же мы жаждем душевного покоя,(3) в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности,(4) необходимой обществу.

15. Над обеими дверьми висели фонарики,(1) и по вечерам в них горели,(2) тускло освещая внутренность конки,(3) свечи.

16. Она ушла,(1) безжалостно,(2) тонко поскрипела под окном своими узенькими валенками,(3) и после ее ухода в комнате остался неспокойный,(4) смешанный запах мороза и свежести, заиндевевшего меха.

17. Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж.

Сверим ответы.
1. 2

2. 5

3. 6
Запятая № 3 не подходит, т.к. сочинительный союз И в данном предложении соединяет однородные сказуемые ПОСТРОИЛИ и ПУСТИЛИ, между которыми находится придаточное предложение - что за деревней, запятые № 2 и 3 выделяют это придаточное.

Запятая № 5 тоже не подходит, т.к. сочинительный союз ДА, выступающий в роли союза НО, соединяет однородные сказуемые БИЛАСЬ, НЕ СУМЕЛА СДВИНУТЬ.

4. 2,3

5. 1,2

6. 2,3

7. 3,4

8. 3,4

9. 4,5
Запятая №3 не подходит, т.к. сочинительный союз ДА соединяет два однородных сказуемых ОТПУСКАЛ, СТАВИЛ В ПРИМЕР.

10. 1

11. 6
Запятая №3 не подходит, т.к. сочинительный союз А соединяет два однородных деепричастных оборота - что-то найдя, что-то потеряв

12. 1

13. 1

14. 2

15. 1

16. 3

17. 4

Наши рекомендации