Первое и второе задние для всех студентов, третье предполагает выбор студентом одного из вопросов.
Задания для контрольной работы
по дисциплине «Современная зарубежная литература»
(44.03.01 ГИ, 4, з. 523301)
Первое и второе задние для всех студентов, третье предполагает выбор студентом одного из вопросов.
- Английский поэт С. Спендер писал в 1930 году: "Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы". Определите, какие традиции реалистической литературы нашли продолжение в произведениях писателей-модернистов, а также в чем заключается принципиальное отличие литературы эпохи модернизма от литературы предшествующей ей эпохи критического реализма? Какие открытия в области поэтики были сделаны писателями-модернистами? На каких художественно-эстетических, мировоззренческих основаниях противопоставляется литература модернизма литературе постмодернизма?
- Изучите материал по теме «Течения, школы, манифесты литературы модернизма ХХ века» и представьте основные положения в форме таблицы
течение (школа) | время и место возникновения, издания | писатели, поэты и их произведения | манифесты, декларации | философские, эстетические, мировоззренческие установки | жанры | особенности поэтики | Достижения и значение в мировой литературе |
декаданс | |||||||
символизм | |||||||
дадаизм | |||||||
сюрреализм | |||||||
экспрессионизм | |||||||
футуризм | |||||||
креасьоизм | |||||||
ультраизм | |||||||
абсурд (театр абсурда) | |||||||
экзистенциализм | |||||||
постмодернизм |
- Дать развернутый ответ на один из вопросов. (При ответе на вопрос обязательны ссылки на использованную литературу и правильное их оформление)
1) Художественное исследование скрытых импульсов человеческого поведения и уничтожающего влияния социальной среды в пьесе Ю. О’Нила «Любовь под вязами».
2) Мир подростка в романе Карсон Мак-Каллерс «Сердце – одинокий охотник».
3) Сатирические гротески К. Воннегута «Колыбель для кошки», «Сирены титана», «Бойня No5» (анализ одного из произведений на выбор).
4) Темы, мотивы, художественное своеобразие поэзии Роберта Фроста.
5) Театр Б. Брехта.
6) «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери в контексте антиутопической литературы.
7) Творческая эволюция А. Камю: от повести «Посторонний» – к роману «Чума» (тема «абсурда» и тема «бунта»).
8) Жанр политической фантастики в творчестве Р. Мерля («роман-предупреждение» «Мальвиль»).
9) Проблематика романа «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса, тема насилия и жестокости в произведении. Особенности художественного языка.
10) Проблематика и жанровое своеобразие романов Грэма Грина (общая характеристика творческого пути и анализ одного из романов).
11) Магический реализм Г.Г. Маркеса. Анализ одного из произведений писателя.
12) Художественная реконструкция судьбы родоначальника английского эстетизма Оскара Уайльда в романе Питера Акройда «Завещание Оскара Уайльда».
13) Проблемы бытия, свободы, выбора и ответственности человека в произведениях Уильяма Голдинга. Анализ одного из романов.
14) Театр абсурда и творчество С. Беккета и Э. Ионеско. Анализ одного произведения на выбор («В ожидании Годо» С. Беккета, «Лысая певица» Э. Ионеско).
15) Английский литературный постмодернизм и творчество Дж. Фаулза. Роман «Коллекционер»: особенности композиции, проблематика.
16) Научная фантастика: разнообразие тем, жанров, стилей в европейской литературе ХХ века (Г. Уэллс, А. Азимов, Р. Брэдбери, С. Лем и др.).
17) «Поколение Икс» в романах Дугласа Копленда. Анализ одного из произведений писателя.
18) Интерпретация истории Германии ХХ века в романе Г. Грасса «Жестяной барабан»: история как клоунада, как абсурдный фарс.
19) Военная тема в американской литературе второй половины ХХ века.
20) Национальная самокритика и осмысление новой действительности в немецкой литературе второй половины ХХ века (на примере 2-3 произведений; Г. Белль, В. Кёппен, Г. Грасс и др.).
21) Использование документалистики в послевоенной литературе, «литература факта».
22) Эпическое искусство Томаса Манна.
Вопросы к экзамену
1. Концепция личности в литературе ХХ века.
2. Модернизм: школы, течения, этапы.
3. Общая характеристика «Саги о Форсайтах» Дж. Голсуорси. Анализ одного из романов саги.
4. Импрессионистический цикл романов «В поисках утраченного времени» М. Пруста.
5. Творчество Вирджинии Вулф.
6. Школа «потока сознания» Джойса. Характеристика романа «Улисс».
7. Художественное содержание пьес Б. Шоу. Анализ одного из произведений драматурга («Пигмалион», Дом, где разбиваются сердца», «Святая Иоанна»).
8. Жизненный и творческий путь Ф. Кафки. Анализ одного из произведений писателя.
9. Первая мировая война и художественная литература. Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон).
10. Проблематика и поэтика произведений Д.Г. Лоуренса.
11. Творчество Ф.Г. Лорки. Анализ одного из произведений.
12. Творчество А. де Сент Экзюпери. Анализ сказки «Маленький принц».
13. Проблема творческой личности в произведениях С. Моэма. Анализ одного из романов.
14. Литература французского экзистенциализма. А. Камю, Ж.-П. Сартр.
15. Экзистенциальная проблематика в произведениях Т. Боровского и З. Налковской.
16. Реальность диктатуры в романе «1984» Дж. Оруэлла.
17. Военный роман в литературе США второй половины ХХ века.
18. Новаторский характер прозы Т. Капоте.
19. Литература писателей-битников. Анализ одного из произведений.
20. Роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Проблематика. Поэтика.
21. Литературная и семиотическая игра в романе У. Эко «Имя розы». Особенности поэтики произведения.
22. Экзистенциализм в английской литературе и творчество А. Мёрдок. Анализ одного из произведений.
23. «Мифология ценностей» в произведениях Р. Гари (Ажара).
24. Постмодернизм как литературное направление.
25. Роман «История мира в 10 ½ главах» Джулиана Барнса.