Социокультурная методология анализа российского общества. «История» и «исторический процесс». Теория и методология исторической науки

Раздел 1

♦ Под историей в научном познании в широком смысле понимается все, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии:

А. изменения и развитие

Б. равновесия

В. маятника

Г. покоя

♦Функция исторического познания, заключающаяся в познании будущего, – это функция:

А. прогностическая

Б. воспитательная

В. познавательная

Г. социальной памяти

♦Прогностическая функция истории позволяет:

А. на основе анализа прошлого предвидеть будущее

Б. составить адекватное представление о развитии страны

В. формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий

Г. выявить закономерности исторического развития

♦ Две составляющие функции социальной памяти, присущей историческому знанию, заключаются в том, что история является средством…

А. передачи социально-значимой исторической информации из поколения в поколение

Б. установления санкций юридической ответственности

В. защиты законности и правопорядка

Г. сохранения духовного наследия

♦Две составляющие познавательной функции исторического знания заключаются в том, что история:

А. позволяет прогнозировать будущее

Б. дает возможность анализировать и оценивать современную правовую систему

В. дает возможность современникам открыть неизвестные страницы прошлого

Г. знакомит людей с конкретными фактами и событиями, способствующими лучшему пониманию происходивших процессов

♦Одной из задач в познании общественных процессов является раскрытие:

А. социальных функций и их роли в развитии социального целого

Б. биологической обусловленности человеческого социума

В. предмета и объекта исторического познания

Г. влияния природно-климатических условий на человека

♦Выработка научно обоснованного политического курса – это функция:

А. практически-рекомендательная

Б. познавательная

В. воспитательная

Г. социальной памяти

♦Из всех общественно-гуманитарных наук история содержит важные ________ функции:

А. социальные

Б. религиозные

В. политические

Г. производительные

♦Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в:

А. выработке научно обоснованного политического курса

Б. формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств

В. предвидение будущего

Г. идентификации и ориентации общества, личности

♦Метод движения мысли от частного к общему (к выводам) и наоборот получил название __________ и __________:

А. дедукции

Б. историзма

В. индукции

Г. математизации истории

♦Метод мысленного разделения объекта на части и соединения в единое целое ранее расчлененных элементов получил название __________ и __________:

А. экстраполяции

Б. аналогии

В. синтеза

Г. анализа

♦Сравнительно-историческим методом сопоставляются одновременные или разновременные явления, что получило название ________ и ___________ сравнение:

А. диахронное

Б. синхронное

В. временное

Г. хронологическое

♦Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени – это метод:

А. сравнительный

Б. ретроспективный

В. типологический

Г. идеографический

♦Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития, это –

А. историко-генетический

Б. историко-сравнительный

В. историко-системный

Г. типологический

♦Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события – это метод:

А. ретроспективный

Б. типологический

В. идеографический

Г. системный

♦Классификация исторических явлений, событий, объектов – это метод:

А. типологический

Б. сравнительный

В. идеологический

Г. ретроспективный

♦Описание исторических событий и явлений – это метод:

А. идеографический

Б. типологический

В. системный

Г. сравнительный

♦Методология – это:

А. совокупность основных подходов и методов исследования

Б. описательное исследование

В. умение выстроить события в хронологической последовательности

Г. совокупность статистических методов исследования

♦Методология – это:

А. теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания

Б. теория научного исследования

В. научная дисциплина, изучающая законы исторического развития

Г. научная дисциплина о закономерностях исторического процесса

♦Подход, в соответствии с которым исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли, мирового духа, получил название:

А. марксистского

Б. цивилизационного

В. теологического

Г. классового

♦ Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …

А.объективизма

Б. субъективизма

В.эволюционизма

Г.теологический подход

Д.эволюционизма

♦Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название:

А. субъективизм

Б. синтетический

В. детерминизм

Г. эволюционизм

♦Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название:

А. географический детерминизм

Б. геополитика

В. география

Г. рационализм

♦Историю как процесс восхождения на всё более высокий уровень развития рассматривают сторонники:

А. субъективизма

Б. эволюционизма

В.теологического подхода

Г. синтетического подхода

Наши рекомендации