Социокультурная методология анализа российского общества. «История» и «исторический процесс». Теория и методология исторической науки
Раздел 1
♦ Под историей в научном познании в широком смысле понимается все, что в многообразии объективной общественной и естественной реальности находится в состоянии:
А. изменения и развитие
Б. равновесия
В. маятника
Г. покоя
♦Функция исторического познания, заключающаяся в познании будущего, – это функция:
А. прогностическая
Б. воспитательная
В. познавательная
Г. социальной памяти
♦Прогностическая функция истории позволяет:
А. на основе анализа прошлого предвидеть будущее
Б. составить адекватное представление о развитии страны
В. формировать положительные или отрицательные установки в отношении тех или иных событий
Г. выявить закономерности исторического развития
♦ Две составляющие функции социальной памяти, присущей историческому знанию, заключаются в том, что история является средством…
А. передачи социально-значимой исторической информации из поколения в поколение
Б. установления санкций юридической ответственности
В. защиты законности и правопорядка
Г. сохранения духовного наследия
♦Две составляющие познавательной функции исторического знания заключаются в том, что история:
А. позволяет прогнозировать будущее
Б. дает возможность анализировать и оценивать современную правовую систему
В. дает возможность современникам открыть неизвестные страницы прошлого
Г. знакомит людей с конкретными фактами и событиями, способствующими лучшему пониманию происходивших процессов
♦Одной из задач в познании общественных процессов является раскрытие:
А. социальных функций и их роли в развитии социального целого
Б. биологической обусловленности человеческого социума
В. предмета и объекта исторического познания
Г. влияния природно-климатических условий на человека
♦Выработка научно обоснованного политического курса – это функция:
А. практически-рекомендательная
Б. познавательная
В. воспитательная
Г. социальной памяти
♦Из всех общественно-гуманитарных наук история содержит важные ________ функции:
А. социальные
Б. религиозные
В. политические
Г. производительные
♦Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в:
А. выработке научно обоснованного политического курса
Б. формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
В. предвидение будущего
Г. идентификации и ориентации общества, личности
♦Метод движения мысли от частного к общему (к выводам) и наоборот получил название __________ и __________:
А. дедукции
Б. историзма
В. индукции
Г. математизации истории
♦Метод мысленного разделения объекта на части и соединения в единое целое ранее расчлененных элементов получил название __________ и __________:
А. экстраполяции
Б. аналогии
В. синтеза
Г. анализа
♦Сравнительно-историческим методом сопоставляются одновременные или разновременные явления, что получило название ________ и ___________ сравнение:
А. диахронное
Б. синхронное
В. временное
Г. хронологическое
♦Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени – это метод:
А. сравнительный
Б. ретроспективный
В. типологический
Г. идеографический
♦Метод исторического исследования, показывающий, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошло и каковы итоги его развития, это –
А. историко-генетический
Б. историко-сравнительный
В. историко-системный
Г. типологический
♦Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события – это метод:
А. ретроспективный
Б. типологический
В. идеографический
Г. системный
♦Классификация исторических явлений, событий, объектов – это метод:
А. типологический
Б. сравнительный
В. идеологический
Г. ретроспективный
♦Описание исторических событий и явлений – это метод:
А. идеографический
Б. типологический
В. системный
Г. сравнительный
♦Методология – это:
А. совокупность основных подходов и методов исследования
Б. описательное исследование
В. умение выстроить события в хронологической последовательности
Г. совокупность статистических методов исследования
♦Методология – это:
А. теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания
Б. теория научного исследования
В. научная дисциплина, изучающая законы исторического развития
Г. научная дисциплина о закономерностях исторического процесса
♦Подход, в соответствии с которым исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли, мирового духа, получил название:
А. марксистского
Б. цивилизационного
В. теологического
Г. классового
♦ Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для …
А.объективизма
Б. субъективизма
В.эволюционизма
Г.теологический подход
Д.эволюционизма
♦Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название:
А. субъективизм
Б. синтетический
В. детерминизм
Г. эволюционизм
♦Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название:
А. географический детерминизм
Б. геополитика
В. география
Г. рационализм
♦Историю как процесс восхождения на всё более высокий уровень развития рассматривают сторонники:
А. субъективизма
Б. эволюционизма
В.теологического подхода
Г. синтетического подхода