Подготовка к сочинению по темам, связанным с философской
Нравственной, социальной проблематикой русской литературы
ХIX-XX вв. (произведение художественной литературы
Выбирает учащийся) и к сочинению по темам,
Сформулированным в виде проблемного вопроса или
Высказывания о произведении
Ход урока
I. Слово учителя
Последней темой в каждом блоке всегда была тема свободная. Однако теперь необходимо порассуждать на предлагаемую тему, опираясь на одно или несколько произведений русской литературы. Темы сочинений под № 5 предполагают выбор учащимся произведения художественной литературы. Важно выбрать произведение, в тексте которого вы хорошо ориентируетесь. В зависимости от темы можно взять как произведение большой формы (повесть, роман), так и остановиться на произведении малой формы (рассказ, стихотворение, эссе, поэма). С небольшими по объему произведениями удобно работать на экзамене. Текс произведений даются через час после начала экзамена, и сориентироваться в тексте рассказа или поэмы легче, чем в тексте большого романа. Вполне можно восстановить забытые детали, пересмотрен текст прямо на экзамене. Что касается конкретных рекомендаций к написанию сочинений по таким темам, они, по существу, уже даны на предыдущих уроках. Подчеркнем лишь, что ни в коем случае не требуется пересказ, что в самой теме заложен основной вопрос сочинения и нам остается дать логичный, последовательный ответ на этот вопрос.
Обсудим в классе возможные подходы к сочинениям подобного рода на конкретных примерах.
Например, тема 5 из блока 2 («Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин) вовсе не предполагает обращение обязательно к творчеству И. С. Никитина. Предложенная цитата может быть ключевой в сочинении по пейзажной лирике Пушкина, Фета, Тютчева; по «Запискам охотника» Тургенева, по произведениям Паустовского, Пришвина. Можно трактовать эту тему шире: речь может идти о тургеневских «Отцах и детях» (путь Базарова от отношения к природе как к мастерской до понимания «живого языка природы»); о романе Толстого «Война и мир» («живой язык природы», доступный Наташе Ростовой и недоступный, например, Элен).
Тема 5 из блока № 3 подсказывает, что можно взять произведение автора, чья цитата служит темой сочинения («Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования...» (Ф. М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы ХIX века.) Здесь напрашивается образ Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания». Хотя высказывание Достоевского можно отнести и к другим произведениям: «Война и мир» (способность к состраданию Наташи Ростовой, княжны Марьи), «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (вспомним героиню, которая пожертвовала своим счастьем ради успокоения души Фриды), «Сашка» В. Кондратьева (герой по существу спасает пленного немца — сострадание помогает увидеть во враге человека).
Формулировка темы 5 из блока принадлежит Ф. М. Достоевскому: «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность...» Можно опираться на его же произведение (ярче всего эта мысль выражена в герое «Села Степанчикова...» Фоме Опискине), а можно обратиться к ставшему хрестоматийным «Дракону» Е. Шварца, к произведениям А. И. Солженицына.
Тема 5 из блока № 8 сформулирована таким образом, что напрямую не касается философских, нравственных, социальных проблем: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная...» (А. С. Пушкин). Здесь возможно по крайней мере два пути: во-первых, рассмотреть, как развивается мысль автора какого-либо произведения (например, в «Маленьких трагедиях» Пушкина, в «Войне и мире» Толстого), во-вторых, выбрать произведение, герой которого «великий человек» (например, М. И. Кутузов в изображении Л. Н. Толстого в «Войне и мире»; «Петр I» А. Н. Толстого), попытаться разобраться в логике построения образа, осознать масштаб личности, послужившей прототипом образа «великого человека».
Необходимо внимательно читать формулировку темы. Например, на тему 5 из блока № 14: «Любить истинно может только вполне созревшая душа...» (В. Г. Белинский) — в первую очередь приходят в голову образы Татьяны Лариной или Наташи Ростовой. Однако в скобках указано: «По одному из произведений русской литературы ХХ века». Следовательно, эта тема может быть раскрыта только на произведениях ХХ века, например, М. А. Булгакова (героиня из романа «Мастер и Маргарита» А. Н. Толстого (герои рассказа «Русский характер»), В. Г. Распутина (Анна из «Последнего срока»).
К этой теме близка и тема 5 из блока № 35: «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.). В сочинение на подобную тему можно и нужно подключать ваш жизненный опыт, ваши впечатления, мысли, переживания.
Одним из возможных ходов сочинения (например, введение) является комментарий к цитате-формулировке темы (например, в блоке № 39: «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.). В общем формулировка последней темы может быть привязана к уже рассмотренным темам, но требует большей субъективности, лиризма от автора сочинения.
Что касается тем, сформулированных в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (темы № 2 в каждом блоке), то подход к ним аналогичный. Это либо развернутый, последовательный, логичный ответ на поставленный вопрос (например, «В чем противоречия теории Раскольникова?» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») из блока № 52), либо доказательство или опровержение тезиса, заданного высказыванием (например, «...Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый) из блока № 50). Оба варианта требуют самостоятельности мышления, неравнодушного, заинтересованного подхода к раскрытию темы.
Важно выделить в теме сочинения основную мысль, ключевые слова, тогда вы не будете зависеть от формулировки. Она может быть довольно замысловатой, однако круг проблем сводится к так называемым «вечным» темам (добро и зло, правда и ложь, честь и бесчестие, сострадание и равнодушие; счастье, красота, патриотизм, смысл человеческой жизни...), которых и касается традиционно русская литература.