Не принимаются и не рассматриваются проекты, предполагающие инсценировки и экранизации литературных произведений, а также рисунки, песни и пляски по их мотивам.
Творческая работа по определению – создание нового. Ее результат должен не только свидетельствовать об определенном уровне усвоения материала, но и обладать самостоятельной ценностью. Наиболее простым способом достижения такого результата в учебном процессе может быть создание композиции из фрагментов художественных произведений, суждений критиков, справочной информации, аудио- и видеоиллюстраций, непосредственно относящихся к произведению или передающих колорит эпохи. Это могут быть кадры из экранизаций, книжные иллюстрации, мода, живопись, музыка, танцы эпохи. Можно подобрать фото и видеоматериалы, представляющие место действия или относящиеся к историческим событиям, образующим его фон. Объектом анализа могут быть не только сами произведения, но и их сценические воплощения, экранизации, иллюстрации к ним.
Самостоятельная речь студента может занимать большее или меньшее место: наибольшее в сочинении типа эссе, сопровождаемом аудио- и видеоматериалами. Но и в тех случаях, когда представляемый текст состоит исключительно из цитат, автор должен быть в состоянии объяснить свой замысел и прокомментировать выбор элементов.
Выполнение ТР в форме эссе рекомендуется только тем студентам, которые вполне уверены в своем умении излагать мысль литературным языком и пишут без ошибок.
Минимальный формат, в котором может быть представлена ТР – постер, на котором размешены одно или несколько изображений, фрагменты из произведений и справочная информация. Работа может состоять из серии постеров, организованной тем или иным способом.
Проект может быть выполнен как индивидуально, так и в команде, при условии, что индивидуальный вклад каждого участника может быть оценен.
Разумеется, условием успешного выполнение проекта будет реальное знание произведения и контекста.
Работы должны быть представлены на практических занятиях в конце семестра. Желательны видео- и аудиоиллюстрации. Электронная версия доклада обязательна. К докладу должен быть приложен список использованной литературы. В текст доклада должны быть включены ссылки.
Примерные темы ТР.
Бюргеры и художники: по произведениям Стивенсона, Золя, Ибсена, Томаса Манна, Джека Лондона, Марка Твена, О. Генри и др.
Образы снобов в произведениях Гарди, Джеймса, Шоу, Пруста.
Викторианство как тема. Образы викторианской культуры в литературе второй половины XX века (Фаулз, Байетт, Уотерс, Акройд и др.).
Быть джентльменом. Этика и образ джентльмена в произведениях Уайльда, Гарди, Джеймса, Шоу.
Два злосчастных брака. Хенрик Ибсен, «Нора» и «Гедда Габлер».
Женщины с моря. Женские образы в пьесах Ибсена «Росмерсхольм», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнес», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
«Юность – это возмездие» (Ибсен). Дети и взрослые (Стивенсон, Генри Джеймс, Ибсен, Марк Твен и др.).
«Чистая женщина, правдиво изображенная». Женщина в викторианской культуре (Томас Гарди, Оскар Уайльд, Генри Джеймс, Бернард Шоу, Кнут Гамсун, бр. Гонкур, Золя, Мопассан и др.).
Джентльмен на rendez-vous. Томас Гарди, Генри Джеймс, Оскар Уайльд, Хенрик Ибсен, Бернард Шоу и др.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток» (Киплинг). Свои и чужие: имперский опыт и тема встречи культур в произведениях Киплинга, Конрада, Джека Лондона, Германа Гессе и др.
Случай Рембо.
Элои, морлоки и опыт ХХ века.
Лингвистическая утопия доктора Хиггинса.
Ашенбах и Галлер. «Смерть в Венеции» Томаса Манна и «Степной волк» Гессе.
Йозеф Кнехт и доктор Живаго.
Случай Гамсуна.
Журналист как персонаж: мир прессы в литературе рубежа веков (Мопассан, Уэллс, Конан Дойл, Марк Твен, О. Генри и др.).
Писатель и война. Мопассан, Амброз Бирс, Томас Манн и др.
Литературная анималистика рубежа веков. Люди и животные в произведениях Киплинга (Книга джунглей), Уэллса (Остров доктора Моро), Гессе (Степной волк), Джека Лондона, Франца Кафки (Превращение), Чехова («Каштанка», «Белолобый»), Толстого («Холстомер»), Булгакова («Собачье сердце»), Эрнеста Сетона-Томпсона и др.
Америка как проблема. Простаки за границей: образы американцев в произведениях Генри Джеймса, Конан Дойла, Б. Шоу, Простаки дома: Марк Твен, Джек Лондон, О. Генри и др. Дэзи Миллер и другие «американские девушки».
Роман с Италией: Хенрик Ибсен, Генри Джеймс, Томас Манн и др.
Роман с Парижем (Лондоном, Нью-Йорком и т.д.).
Оскар Уайльд, Поль Верлен, О. Генри: The Jailbirds. Писатель и закон.
Метафоры Преступного Мира (Уайльд, Стивенсон, Конан Дойл, О. Генри). Криминально-комическая эпопея и ее место в искусстве ХХ века. О. Генри, Исаак Бабель, Ильф и Петров и другие.
Посещение занятий
За стопроцентное посещение лекционных и практических занятий начисляется 5 баллов.
График контрольных мероприятий по дисциплине «История зарубежной литературы ХХ века. Часть первая» для студентов III курса филологического факультета Уральского университета, 2016/2017 г.
Рекомендуемый график чтения | Самостоятельная работа и график контрольных мероприятий | ||
1. | 13 – 19.02 | Ибсен. Кукольный дом | |
2. | 20 – 26.02 | Бр. Гонкур. Жермини Ласерте. | Прослушать лекцию по творчеству Ибсена. |
3. | 27.02 – 5.03 | Золя. Тереза Ракен. Мопассан. Пышка. | |
4. | 6 – 12.03 | Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей. Джеймс. Дэзи Миллер. | |
5. | 13 – 19.03 | Уайльд. Идеальный муж. Уэллс. Машина времени. Шоу. Пигмалион. | Консультация 1 Определение тем ТР |
6. | 20 – 26.03 | Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Киплинг. Стихотворения. Рассказы. Конрад. Сердце тьмы. | |
7. | 27.03– 2.04 | Лирика Верлена, Рембо, Малларме Метерлинк. Непрошенная. | КРТ-1 Гонкуры, Золя, Мопассан, Ибсен, Гарди, Джеймс, Уайльд, Уэллс, Шоу, Стивенсон Киплинг, Конрад. |
8. | 3 – 9.04 | Пруст. В сторону Свана. | |
9. | 10 – 16.04 | Джойс. Улисс. (5–6 эпизодов.) | Прослушать лекцию по творчеству Ницше. |
10. | 17 – 23.04 | Кафка. Приговор. Превращение. В исправительной колонии. Томас Манн. Смерть в Венеции. | Прослушать лекцию по творчеству Кафки. |
11. | 24 – 30.04 | Томас Манн. Волшебная гора. | |
12. | 1 – 7.05 | Гессе. Степной волк. | Консультация 2. Определение степени готовности ТР |
13. | 8 – 14.05 | Гамсун. Пан | Практическое занятие 1 |
14. | 15 – 21.05 | Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна. Бирс. Случай на мосту через Совиный ручей. О. Генри. Рассказы. | Практическое занятие 2 |
15. | 22 – 28.05 | Практическое занятие 3 КРТ-2. Верлен, Рембо, Малларме, Метерлинк, Пруст, Джойс, Кафка Манн, Гессе, Гамсун, Марк Твен, Бирс, О.Генри. | |
16. | |||
Итоговый контроль
Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.