Структура школьного учебника
- Основа для систематизации материала.
- Логический стиль учебника.
- Принципы группировки материала в учебники.
- Методическая структура учебника.
Учебник – основное пособие для обучения, содержащие системное изложение материала по истории, подлежащие обязательному усвоению.
С середины XIX до начала XX века учебник был основным источником знаний, содержащим материал, обязательный для заучивания дома. Наряду с учебниками продавались конспекты учебником, написанные старшими гимназистами, студентами, профессорами.
В советской школе в 1923 – 1933 годах произошел отказ от учебников старого образца и началось распространение «рабочих книг по истории». Учебник в это время является инструментом для организации практических работ учащихся.
С конца 60-х годов XX века и до настоящего времени наблюдается тенденция определения двуединой функции учебника: учебник должен быть основным источником знаний и средством для организации обучения.
Требования к школьному учебнику: 1) научность (содержанием и способом изложения материала учебник должен соответствовать основам современной науки); 2) соблюдение психолого-педагогических требований (доступность, соответствие уровню познавательных возможностей учащихся); 3) преемственность; 4) материал должен распределятся систематически.
Основы систематизации исторического материала. В СССР это проходило по формационному принципу (общественно-экономических фармаций). Отсюда вытекала жесткая заданность учебников и предопределённость законов общественного развития. Помимо формационного принципа существуют цивилизационный и культурологический, но учебников по этим теориям практически нет (переиздание старых учебников).
Логический стиль учебника. С тачки зрения методологии происходит выбор одного из методов логики: индукции (много описаний фактов) или дедукции (конспектная форма изложения).
Индукция: факты >>>понятия >>> теория.
Дедукция: теория >>> понятия >>> факты.
За индуктивную основу (XIX век) выступали Виппер, Шульгин, Трочевский, Нечкина.
За дедуктивную основу (XIX век) выступали Кареев, Виноградов.
16 мая 1934 года – постановление ЦК ВКП(б) «О преподавании истории». По этому постановлению учебная литература показывать общее черты исторического процесса.
Индуктивная основа. Историю нельзя давать без конкретных примеров, т.к. для учащихся 5-8 класса свойственен интерес к факту.
С середины 80-х годов наблюдается тенденция развития дедуктивной основы.
70-е – 90-е годы – развитие способности учащихся к абстрактному мышлению.
Принципы группировки материала.
1. Принцип монографичности (ИО), т.е. изучение истории одной страны от начала и до конца. Это позволяет изучить приимущества истории отдельных стран, но при этом страдает закономерность.
2. ИСВ, ННВ – основана на принципе синхронности, т.е. история ряда стран изучается в рамках определённого периода (параллельно).
3. Тематический принцип, т.е. объединение фактов в однородные по содержанию комплексы.
4. Эпизодический принцип, т.е. изучение материала строится на образе, в котором явления описываются в статичном состоянии.
Критерий оценки – последовательность автора в проведении принципа.
Структура учебника.
Текстовые компоненты: основной (авторский) текст, дополнительный текст (фрагменты художественной и научной литературы, документа и др.), пояснительный текс (объяснение терминов, исторических названий).
Проблемы: 1) способ изложения авторского содержания учебника (индукция – дедукция); 2) соотношение между основным, дополнительным и пояснительным текстом (74-99% - основной, 2-14% - дополнительный, 0,2-3,2% - пояснительный).
Внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения (таблицы, вопросы и задания, специальные вставки к тексту, подписи к иллюстрациям), аппарат ориентировки (оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, библиография, колонтитулы), иллюстративный материал.
Таблицы: 1) систематизация материала (хронологические, синхронистические, тематические); 2) образец для работы.
Вопросы: 1) репродуктивные (оперирование материала); 2) творческие (продуктивные); 3) задания на проверку умений и навыков; 4) нравственная оценка.
Лекция №3. Методы и приёмы объяснительно-иилюствативного типа обучения
1. Понятие «метод обучения».