Чтение статьи о М.Ю. Лермонтове
(Текст на с. 142-143 читают хорошо читающие ученики.)
2. Вопросы после чтения(Работа в парах.)
— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы одноклассникам.
— Проверьте себя: внимательно ли вы читали?
1) Как звали маленького Михаила Юрьевича? (Мишель.)
2) Где он жил? (В селе Тарханы, недалеко от города Пензы.)
3) Кто воспитывал будущего поэта и писателя? (Бабушка.)
4) Что особенного было в речи маленького Мишеля? (Он часто говорил в рифму.)
5) Когда Россия открыла стихи великого поэта - молодого офицера Лермонтова? (В дни, когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина.)
6) Как назывались эти стихи? («На смерть Поэта».)
7) Сколько лет прожил М.Ю. Лермонтов? (27.)
VIII. Рефлексия
IX. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
— Что нового узнали о Лермонтове?
Домашнее задание
Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове.
Урок 46. М.Лермонтов «Горные вершины....., «На севере диком стоит одиноко.....
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения; прививать любовь к русской поэзии.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания); романс А. Варламова «Горные вершины».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Ребята, расскажите, что вы узнали оМихаиле Юрьевиче. Какие сообщения подготовили?
III. Работа по теме урока
Работа над стихотворением «Горные вершины...»
— Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»?
Сейчас мы прочитаем стихотворение М.Ю. Лермонтова с таким названием. Это произведение - перевод стихотворения немецкого поэта Гёте.
— Прочитайте стихотворение «Горные вершины». Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
(Самостоятельная работа детей.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
— Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Понять картину, рисуемую автором, понять точку зрения автора, о чем нам хочет сказать поэт.)
— Что представили? (Горные вершины, успокоение.)
— Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать? (Ритм, рифму.)
— Найдите рифмующиеся слова.
— Как надо читать это стихотворение? Объясните почему. (Медленно.)
— Ребята, а какие приемы поэты используют всвоих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение.)
— Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение — вершины спят.)
— Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»? (Ответы детей.)
(Можно включить аудиозапись романса А. Варламова «Горные вершины». Затем выразительное чтение стихотворения.)
IV. Физкультминутка
Мы сидели, мы сидели,
Наши спинки занемели.
Постоим немножко,
Поглядим в окошко.
V. Продолжение работы по теме урока
Работа с репродукцией
— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина. Что вы на ней видите?
— Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть. И т. п.)
— Какие картины И. Шишкина вам известны?
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист.
2. Чтение стихотворения «На севере диком стоит одиноко...» учителем
— Как будем читать это стихотворение? Быстро, медленно, вумеренном темпе, везде одинаково? Тихо или громко? Грустно, весело, радостно? Почему?
— Совпадают ли по настроению стихотворение и картина И. Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению.)
3. Словарная работа
Риза — облачение, одежда священника при богослужении.
Утёс — высокая скала.
4. Выразительное чтение стихотворения
— Поработайте в парах. Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Рефлексия