Чтение статьи Я. Смоленского

— Предлагаю вам прочитать статью Я. Смоленского «Как на­учиться читать стихи». Ознакомьтесь с ней и скажите, какие советы дает автор статьи для того, чтобы научиться читать стихи.

(Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.)

Беседа

— Чему, по мнению автора, нужно научиться сначала? (Чи­тать стихи для себя.)

— Как автор объясняет то, что человек боится при чтении сти­хов забыть слова? (Читают соответствующий абзац.)

— Что вы поняли из статьи «Как научиться читать стихи»? (Надо сначала научиться читать их для себя. Нужно пред­ставлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь дома или в школе.)

V. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

• 74 Поэтическая тетрадь 1

VI. Продолжение работы по теме урока

Выразительное чтение статьи

Работа в рабочей тетради

— Запишите в рабочую тетрадь советы, которые вам могут пригодиться. Дополните список своими советами.

Рассказ учителя об авторе

Смоленский Яков Михайлович (1920—1995) — актер, чтец, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Щукинском театральном училище, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинаю­щим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные ныне артисты считают его своим учителем.

Прослушивание стихотворений в исполнении Я. Смоленского

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— Чему учились сегодня на уроке?

— Каким советам Я. Смоленского последуете при чтении сти­хотворения?

Домашнее задание

Подготовить проект по статье Я. Смоленского «Как научиться читать стихи».

Урок 2 2. Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Весенняя гроза»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэ­та; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением удар­ных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмую­щиеся слова.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Ноябрь

Черный лес

Неотразимый

Прорисован до корней,

За ноябрьским предзимьем

Снега ждет душа скорей.

За угрюмыми ночами

Белых плясок хоровод,

За терпенье и печали

Долгожданный

Новый год!

М. Садовский

— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

— Прочитаем с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией вос­хищения, с веселой интонацией).

— А сейчас прочитаем выразительно.

III. Введение в тему

— Какое время года описано в стихотворении?

— Найдите в этом стихотворении приметы ноября.

— Какие еще месяцы осени вам известны?

— Какие времена года знаете? Назовите их и месяцы каждого времени года.

Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем учиться выразительно читать его.

IV. Работа по теме урока

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

— Прочитайте название стихотворения на с. 62, рассмотрите иллюстрацию к нему. О чем будет это стихотворение? (Вы­ступления детей.)

— Что вы можете рассказать о грозе?

Выразительное чтение стихотворения

(Читает учитель. После чтения учитель выдерживает паузу и задает вопросы.)

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали, слушая меня? (Ответы детей.)

— О каком времени года рассказывает нам автор?

Словарная работа

— Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите слова и выражения, значение которых надо уточнить.

Резвяся — резвый - подвижный, веселый.

Перлы — жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг.

Проворный — быстрый, торопливый.

Гам — нестройный гул голосов.

Нагорный - находящийся, расположенный на горе, на горах.

V. Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

(Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

(Громко.)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар!

(Тихо.)

Наши рекомендации