Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Произведите словообразовательный разбор слов и определите тип словообразования, представив словообразовательную цепочку и называя составные части слов, служащих для образования новых слов (словообразующие) или форм одного слова (формообразующие):
Столик
Посадка
Бывает
Полюбил
По-зимнему
Расчехвостить
Увидав
Зимовочный
Перезванивать
Зерноуборочный
Выздоравливание
Упражнение 2
Разберите слова по составу, выделив чередование:
Изъять, рождение, потерявши, самолюбие, множество, состояние, разнообразие, выражение, пожелание, безумный, сплошные, праздничный, страшен, последнюю, всем, скрепляет, сходит, спросили, бывает, говорить, любил, представляю, выйти, сознавать, приснится, ответил, может, промолчать, считал, увижу, связанный, закрыт, увидав, расчехвостить, принятые, вынимать.
Упражнение 3
Определите морфемный состав слов, назовите каждую часть в порядке разбора.
Подоконник, увидав, по-летнему, заезжать, доходить, водопроводчик, пролетарий, землянка, передача, перенести, поработали бы, умывается, выровнять, сбираться.
Упражнение 4
Сравните образование следующих слов:
числительных: одиннадцать, двенадцать, пятнадцать, семнадцать;
наречий: сегодня, сейчас, тотчас;
сложных числительных: пятьдесят, триста, пятьсот, шестьсот, семьсот и др.
Упражнение 5
Докажите, что в представленных словах наблюдается процесс субстантивации.
Рабочий, дежурный, больной, русские (новые русские), столовая, мастерская, проходная, запятая, учительская, преподавательская, мороженое, пирожное, приданое, насекомое, животное и др.
Упражнение 6
Определите, от каких слов образованы данные слова. Выделите морфемы, с помощью которых они образованы. Определите способ образования слов:
Больница, грузовик, строитель, учитель, счетчик, вешалка, спальня, стойло, стойбище, проректор, правнук, неправда, небольшой, безынтересный, безнравственный, подснежник, нахлебник, собутыльник, предгорье, пританцовывать, отпуск, синь, математик, физик, лирик, журналист, вертолет, сталевар, луноход, кашевар, баснописец, пятилетка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, шкаф-купе, педуниверситет, агитбригада, профсоюз, профсобрание, литобъединение, профтехучилище, горком, профком, физмат, НОСТА, Рунет, СНГ, МГУ, ОГПУ, МЧС, НЛО, ГТРК, ВДНХ, КПСС, КПРФ, ЛДПР, ЦДЖ, МФЖ, вуз, загс, ТАСС, ДОСААФ, БАМ, МАПРЯЛ, ООН, СМИ, РАН, НИИ, МГИМО, СНО, ТЮЗ, МХАТ, «Окна РОСТА», ГУЛАГ, ИМЛИ, ИРЛИ, ЛИТО, РОВД, ОЦДЮТ.
Упражнение 7
Прочитайте и определите, каким способом образованы данные слова. Сделайте их словообразовательный разбор.
I. I. Неправда, антивоенный, перелететь, заранее (предупредить), юго-восток, письмоносец. 2. Резчик, косьба, прадед, победитель, удалец, метелица, новостройка. самообразование. 3. Преотличный, прибрежный, незрелый, бабушкин, рыбачий, доверчивый, приморский, заграничный, ярко-красный, плодово-ягодный, научно-технический, новогодний.
II I. Предугадать, перестроить, недовыполнить.
2. Сушить, пустовать, лакировать. 3. Пояснить, приземлить, разредить, удвоить. 4. Искренне (рад), привычно
(действовать), навсегда (уехать), доныне (помнить),
справа (от входа), изредка (справляться).
Упражнение 8
Прочитайте и определите, каким способом образованы выделенные слова. Приведите свои примеры на каждый из этих способов.
I. Вызвать дежурного. 2. Посетить больную. 3. Считаться первым учеником. 4. Колонны трудящихся. 5. Помощь пострадавшему. 6. Перевязать раненого. 7. Не читать лежа. 8. Цветущее здоровье. 9. Благодаря заботе друзей. 10. Легкорастворимое вещество. 11.Трудолюбивый работник.
Словарь по теме
Лексико-семантический тип словообразования заключается в том, что слово, уже существующее в русском языке, приобретает новое смысловое значение, т.е. возникает омонимия.
Омонимы (гр. homos - одинаковый + опуmа - имя) – это слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
Лексико-синтаксический тип словообразования заключается в том, что новое слово образуется на базе словосочетания.
Морфолого-синтаксический тип словообразования заключается в том, что слово из одной части речи может переходить в разряд другой части речи.
Субстантивация – это процесс, при котором в русском языке наблюдается переход прилагательных в разряд существительных.
Морфологический тип словобразования заключается в том, что новое слово образуется, прежде всего, с помощью различных морфем (приставок, суффиксов).
Суффиксальный способ словообразования – это когда от существительного, прилагательного, глагола или какой-либо другой части речи образуется новое слово с помощью того или иного суффикса.
Префиксальный способ словообразования – это когда новое слово образуется с помощью приставки.
Префиксально-суффиксальный способ словообразования – это когда новое слово образуется одновременно при помощи приставки и суффикса.
Безаффиксный способ словообразования – это когда новое слово образуется путем усечения данного слова.
Основосложение - это когда новое слово образуется путем сложения основ двух каких-то слов с помощью соединительных гласных О или Е.
Словосложение – это когда в результате сочетания двух слов образуется одно новое слово.
Буквенный способ образования слов - это когда сложносокращенное слово образуется путем сочетаний начальных букв.
Звуковой способ образования слов - это когда сложносокращенное слово образуется путем сочетания начальных звуков.
Аббревиатура – это сложносокращенные слова, образованные буквенным или звуковым способом .
Аббревиация - это процесс образования сложносокращенных слов, образованных буквенным или звуковым способом.
Смешанный способ образования слов - это когда совмещается звуковой способ с буквенным или прибавляется слог.