Основные черты древнеегипетской цивилизации

ТЕМА 3. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

План:

1. Основные черты древнеегипетской реформации.

2. Теократический характер власти фараонов.

3. Религия.

4. Сакральный характер знаний и зачатки научного мировоззрения.

5. Цель социальной революции: дегерметизация эзотеризма.

6. Древнеегипетская реформация.

7. Наследие Древнего Египта и его мировое значение.

Терминология:

Амон-Ра, Гор, Осирис, Изида, пирамида Джосера, пирамида Хеопса, Мемноний, дешифровка, посвященные, бальзамиро­вание, мумификация, сфинкс, Эль-Амарна, папирус Эберса.

Персоналии:

Ж. Шампольон, Геродот, Тутмос III, Аменхотеп IV - Эхнатон, Нефер­тити, Рамзес II, Птолемей, Клеопатра, Хатшепсут.

Основные черты древнеегипетской цивилизации

Интерес к прошлой культуре всегда был связан с потребностью людей лучше разобраться в культуре, понять причины современ­ных общественных явлений, предвидеть, в каком направлении они бу­дут развиваться в будущем.

Ранние цивилизации со своей уникальной культурой возникли в до­линах рек и получили название «речные цивилизации». К ним отно­сятся следующие:

• Нила, Тигра и Евфрата — 4 тыс. до н. э.;

• Инда — 3 тыс. до н. э.;

• Хуанхэ — 2 тыс. до н. э.

Древний Египет — государство в северо-восточной Африке, в ниж­нем течении реки Нила. В течение многих веков культура Египта раз­вивалась изолированно, при этом Египет — страна богатой и древней культуры. Слово «Египет» происходит от древнегреческого наимено­вания «Айгуптос», т. е. черная земля. В бассейне реки Нила возник гигантский оазис, который стал колыбелью древнеегипетской циви­лизации. Плодородие иловых почв, образованных разливами Нила, возможность получать урожай несколько раз в год способствовали кон­центрации населения в долине. Нильская долина занимала всего лишь 3,5% от всей территории Египта, однако на ней проживало около 99% населения, остальная территория представляла собой практически не­обитаемую пустыню. В связи с этим древнегреческий историк Геродот назвал Египет «даром Нила». Более трех тысяч лет египетское госу­дарство было самым могущественным для своего времени. Тому спо­собствовали крепкая государственная власть, налаженная система уп­равления, высокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян.

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни учёные – египтологи – считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространённый у египтян культ мёртвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тысячелетию до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность, и возникли первые государственные образования.

В Египте существовали: культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ животных, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы). Согласно древнеегипетской мифологии бог-Солнце создал окружающий мир, вдохнул в него жизнь, создал человека и жи­вотных.

Согласно мифологии, бог-Солнце каждый вечер, становясь стариком, опускается в подземную реку и плывет с запада на восток. Каждое утро, омытый в водах вечности и помолодевший, вновь творит мир и вступает в схватку с силами мрака.

Эта своеобразная картина мироздания свидетельствует об особом мироощущении древних египтян, которое до XIX в. было зашифровано в древнеегипетских иероглифах. Стены грандиозных храмов, за­мурованных гробниц были богато украшены росписями, рельефными изображениями и иероглифическими (от греч. «гиерос» — священный, «глюфо» — вырезаю) надписями. Чтение древнеегипетских иерогли­фов стало возможным благодаря выдающемуся открытию французс­кого ученого Жана Франсуа Шампольона(1790-1832), который в 1830 г. впервые разработал основные принципы дешифровки древне­египетского иероглифического письма.

Дешифровка письменности — восстановление понимания неизвестной пись­менности или языка (или того и другого).

Многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это только Шампольону. Постоянно читая труды, касающиеся Египта, он глубо­ко изучил культуру и историю этой страны, поставил себе цель — про­честь древнеегипетские тексты. К тому времени был обнаружен так называемый «Розетский камень» — каменная (базальтовая) плита, покрытая надписями на двух языках, относящаяся к 196 г. до н. э. Цен­ность этой находки заключалась именно в двуязычной надписи. Одна надпись была выполнена иероглифами, а другая на древнегреческом языке, хорошо известном ученому. Шампольон сразу понял, что со­держание надписей одно и то же. В греческой надписи встречались имена фараонов Птолемеяи царицы Клеопатры.А среди иероглифов некоторые знаки были обведены овальной рамочкой. Ученый предпо­ложил, что это, должно быть, царские имена, и прочитал их по-египетски. Раскрыв тайну египетских иероглифов, Шампольон сумел про­читать и многие другие тексты.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинён правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

Наши рекомендации