Понятие цивилизации. Основные теоретические подходы и концепции в исследовании цивилизации.

Термин «цивилизация» означает гражданский, государственный. Французские философы-просветители называли цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. В XIX в. в ходу было употребление этого слова для обозначения высокого уровня культуры народов Западной Европы. Н.Я. Данилевский рассматривал цивилизацию как специфический культурно-исторический тип (еврейская – религиозная деятельность; греческая – культурная, научная, художественная, промышленная деятельность; римская – политическая деятельность; европейская – научный и промышленный характер культурности; славянская – единство всех деятельностей). В ХХ ст. понятие цивилизации употребляется как синоним культуры или как определенный этап в ее развитиии.

Цивилизация – это понятие отражающее общество определённой стадии развития в единстве всех сторон материальной и духовной деятельности. Основу цивилизации составляют совокупность мировоззренческих общих понятий о человеке его отношению к миру, познавательной деятельности, собственной деятельности. Историки насчитывают в зависимости от набора факторов множество цивилизаций Альфред Томби выделяет 21цив. Большинство представляют собой традиционные Ц. Западно-европейская Рассмотрение человека как образа и подобия Бога способного понять законы его творения и культура возрождения ( понимание природы как объекта исследования, возвеличание человека как деятеля и творца. В Новое время осуществл. синтез основ мировоззрения, установок техногенной Ц

Цивилизация формируется в связи с переходом от «собирательного» способа жизнедеятельности человека, для которого характерно присвоение продуктов природы в чистом виде, к производящей экономике, стимулирующей активно-творческое, целенаправленно-преобразующее отношение человека к миру и к себе самому.

Отличительные признаки цивилизации: крупные оседлые поселения типа городов, монументальные общественные сооружения; наличие системы налогов или регулярного взимания дани с централизованным накоплением средств; определенное развитие экономики, включая торговый обмен; отделение ремесляников-специалистов; письменность, некоторое развитие зачатков наук (арифметики, геометрии, астрономии); развитое искусство; существование привилегированных классов; государство.

ИМПЕРАТИВ (лат.) - требование, приказ, закон; с появлением кантовской "Критики практического разума" императив - это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: "Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства" (см. также "Золотое правило"). Н. Гартман говорит по этому поводу ("Ethik", 1935): "Поскольку упомянуто, что действительно критерий всегдашней "максимы" поведения состоит в том, может ли она быть в то же время всеобщим законом или нет, то в ней, очевидно, заключено нечто такое, чего человек как личность принципиально не может хотеть. Он скорее должен хотеть, чтобы сверх всякой всеобщей значимости в его поступках было ещё нечто собственное, что на его месте никто другой не мог бы или не должен был бы делать. Если он отказывается от этого, то он является просто одним из множества номеров, который можно заменить любым другим; его личное существование ненужно, бессмысленно".

Прогресс в обществе всегда был связан с развитием с развитием научно-технического прогресса. Научно-техническая революция открывает широкий простор для всестороннего, целостного развития человека и соответственно возрастания роли человеческого фактора во всех сферах жизни общества.

Основные установки новой программы действия для решения проблем устойчивого развития сводятся к следующему: в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение; задачи сохранения окружающей среды и экономического развития должны решаться неразрывно; все народы имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;

· государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде других стран;

· государства должны заменить модели производства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.

По признанию западных теоретиков, Наше будущее, судьбы планеты зависят от того, насколько мы поймем, что:

q насыщенность мира оружием ставит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому альтернативы сотрудничеству нет;

q в современной войне не может быть победителей, равно как и побежденных: идеи достижения военного превосходства антицивилизационны; и космос физический и космос культуры принадлежит всему человечеству; проблемы разногласия и конфликты можно и должно решать на пути диалога, обращения к извечным гуманистическим ценностям;

q во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность должна быть всеобъемлющей, взаимной и неделимой; священной ценностью должна быть признана человеческая жизнь

Наши рекомендации