Меценатство и благотворительность в науке.

Частные предприниматели были заинтересованы в изучении Природных богатств Сибири. Одни из них лично участвовали в экспедициях, другие ограничивались предоставлением средств на их организацию.

Золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов дал средства на экспедицию генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева на Амур, которая состоялась в 1854-1855 годах, и сам принял в ней участие вместе с ним. Амурская область вошла в состав России, а Муравьев получил титул графа Амурского.

Много сделал для изучения природных богатств севера Сибири и открытия Северного морского пути из устья Енисея до Архангельска Михаил Константинович Сидоров (1823-1887) - выходец из архангельских купцов-поморов, разбогатевший и ставший миллионером в Енисейской губернии. Он отыскал на Енисейском Севере месторождения золота, железных и медных руд, графита, каменного угля. На Лондонскую всемирную выставку в 1862 году он представил свою коллекцию полезных ископаемых, а также шкуры зверей и шитье инородцев, за что получил три бронзовых медали.

Свои миллионы сибиряк-патриот М.К. Сидоров вкладывал в организацию экспедиций с целью открытия Северного морского пути по Ледовитому океану, строительство каналов и дорог, на улучшение благосостояния инородцев, к которым относился с исключительным уважением и вниманием. Предприниматели делали пожертвования Восточно-Сибирскому отделу Русского географического общества (ВСОРГО). Так, в 1881 году от золотопромышленника А.Л. Шанявского поступило в пользу ВСОРГО 1000 рублей; от Й.П. Кытманова - 300 рублей.

Я привела далеко не все факты меценатской помощи купцов-предпринимателей в организации и проведении научных экспедиций в Приенисейском крае и Сибири.

Наука нуждалась в помощи, и предприниматели-меценаты оказывали ей поддержку.

Благотворение детям и взрослым
Образование благотворительных учреждений в России пошло наиболее усиленно после 1870 года и к 1 января 1899 года их было около 15 тысяч.

До 1830 года открывались преимущественно благотворительные учреждения для призрения престарелых, убогих и т.п., а с этого года благотворительность получает несколько иное направление, заботясь главным образом о воспитании и обучении детей.

С 1861 года начинают возникать учреждения дешевого и бесплатного призрения и трудовой помощи. Особая интенсивность в возникновении благотворительных учреждений всех типов отмечена с 1891 года.

В Сибири благотворительные учреждения стали возникать позже, чем в Европейской России. Первое благотворительное общество в Сибири было основано в десятилетие 1821-1830.

Благотворительные учреждения в зависимости от их целей распределялись по таким группам:

Благотворение детям. Эту группу составляли заведения для призрения и воспитания; заведения дешевого и бесплатного обучения; заведения лечебной помощи для детей.

Благотворение взрослым. Сюда входили заведения для призрения престарелых, убогих, неспособных к труду; заведения дешевого и бесплатного проживания; заведения трудовой помощи и заведения лечебной помощи для взрослых.

Призрение являлось одной из наиболее распространенных форм русской благотворительности. Это заведения, призревающие детей и заведения, призревающие взрослых.

Дешевое и бесплатное обучение. Это учебно-воспитательные заведения: школы, училища, мастерские, специальные классы, рукодельни и т.п. К благотворительным заведениям дешевого и бесплатного проживания относились ночлежные дома, квартиры, комнаты, общежития.

Учреждения дешевого и бесплатного призрения. К этой категории благотворительности относились дешевые и бесплатные столовые и чайные.

К учреждениям трудовой помощи относились дома трудолюбия, мастерские, рукодельни.

Что касается заведений лечебной помощи, то они состояли или при благотворительных учреждениях или содержались частными лицами.

В 1915 году в Красноярске имелось 34 благотворительных учреждения разных групп.

Начало детских приютов в России относится к 30 годам XIX столетия, а к началу XX в. их было 763. В Красноярске в это время существовали приюты: Владимирский, Синельниковское благотворительное общество, приют арестантских детей, Ольгинский приют для детей-сирот переселенцев, приют для подкидышей и др.

Владимирский приют. Мысль об учреждении Красноярского детского приюта возникла в 1840 году по предложению председателя Главного попечения детских приютов графа С. Г. Строганова.

К 1847 году пожертвований собралось 12104 рубля. Первыми наиболее значительными вкладчиками средств были канский 1-й гильдии купец Гавриил Федорович Машаров, получивший кличку «Таежный Наполеон», красноярский 1-й гильдии купец потомственный почетный гражданин Петр Иванович Кузнецов, екатеринбургский купеческий сын Игнатий Рязанов. Они - внесли по 3000 рублей каждый. Остальная сумма, 12 тысяч рублей, была собрана с лотерей, концертов и других пожертвований.

Первоначальная цель приюта состояла в том, чтобы доставить дневное убежище бедным детям на время работ их родителей, но уже скоро стало ясно, что некоторых детей придется взять на полное попечение.

Во время пожара в Красноярске в ночь с 17 на 18 апреля 1881 года Владимирский приют со всеми постройками и имуществом сгорел.

И хотя пострадавшее от пожара здание приюта было восстановлено, оно было крайне тесно и неудобно, а средств у попечительства на капитальный ремонт не было. На помощь пришла попечительница приюта, потомственная почетная гражданка Евдокия Петровна Кузнецова. Она на свои средства выстроила двухэтажное каменное здание. За время своего попечительства ею на всестороннее улучшение приюта в разное время (до 1899 г.) внесено свыше 12 тысяч рублей5.

За 25 лет, с 1873-го по 1898 год, попечительство затратило на Владимирский приют 164000 рублей.

Потомственная почетная гражданка красноярская первой гильдии вдовствующая купчиха Татьяна Ивановна Щеголева основала богадельню «в память ее учредительницы, а также умершего ее мужа Исидора Григорьевича Щеголева», которая предназначалась «для призрения не могущих пропитывать себя собственным трудом лиц обоего пола, преимущественно податного свободного городского сословия».

Содержалась богадельня на проценты с пожертвованного Т.И. Щеголевой капитала в 75 тысяч рублей серебром на приношения от благотворителей (деньгами, вещами, предметами).

Приют подкидышей. Такие заведения стали возникать в губернских центрах на средства благотворителей.

В Красноярске в 1915 году появилось Инокентьевское общество призрения подкидышей. Оно имело свой устав. Целью общества являлось «призрение несчастных подкидышей». Для достижения этой цели общество устроило приют. Членами этого общества могли быть лица всех сословий, как проживающие в Енисейской губернии, так и вне её.

В сибирских городах при поддержке благотворителей открывались приюты для слепых и глухонемых, душевнобольных.

Помощь переселенцам и пострадавшим от стихийных бедствий

Ежегодно весной из Европейской России в Сибирь устремлялись крестьяне с семьями в надежде на получение земельного участка.

В Красноярске в 1892 году был избран Временный переселенческий комитет, в его состав вошли И.А. Матвеев, А.П. Кузнецов, В.М. Крутовский, Н.А. Шепетковский, Е.А. Рачковская, П.С. Троицкий и другие. Вскоре председателем Красноярского переселенческого комитета стал И.А. Матвеев.

Были сформированы два отделения комитета: в 1893 году в Минусинске и в конце 1894 года в Ачинске.

Комитеты развернули работу по сбору средств для нуждающихся переселенцев.

Красноярский переселенческий комитет помогал переселенцам и проходящим далее на восток и селившимся в Енисейской губернии, особенно тем, кто не мог получить правительственную помощь.

В 1892 году в фонд Красноярского переселенческого комитета поступило от А.А. Баландина 12 рублей, С.В. Востротина - 50, Н.Н. Гадалова - 25, И.И. Гадалова - 25, П.И. Гадалова - 51, В.А. Данилова - 20, А.И. Кытманова - 141 рубль 60 копеек, И.П. Кузнецова - 35 рублей, Г.В. Юдина - 15 рублей. А.П. Кузнецова пожертвовала 23 новых платья, 21 рубашку женскую и 21 штуку шаровар, 60 обедов и т.п. А член переселенческого комитета, его казначей Н.А. Шепетковский предоставил переселенцам на время свой дом.

Среди жертвователей переселенцам все те же лица: золотопромышленники Баландины, Востротины, Кузнецовы, Кытмановы, Переплетчиков, торговцы Гадаловы, винозаводчики Даниловы.

Переселенческий комитет расходовал средства на ссуды, пособия, покупку лошадей, телег, сбруи, одежду, хлеб, крупу, на лечение, наем квартиры и т.п.

Ольгинский приют «Трудолюбия» для детей переселенцев,

Такой приют открылся в Красноярске в 1899 году и назван так в честь рождения великой княжны Ольги Николаевны. 28 октября 1902 года утвержден устав Ольгинского приюта в Министерстве внутренних дел.

Своим возникновением и существованием приют обязан главным образом общественной инициативе и благотворительности, проявлявшейся в различных формах.

Среди жертвователей приюта были купцы-предприниматели. В 1903 году на нужды приюта Г.В. Юдин пожертвовал 200 рублей. Приют выразил признательность «за его всегдашнюю отзывчивость к нуждам приюта».

Помощь бедным выражалась в открытии новых богаделен, дешевых квартир, бесплатных столовых, домов трудолюбия, приютов для детей бедного люда и т.п.

В устройстве этих заведений принимали участие правительственные, общественные и сословные учреждения, а также частные лица.

Сибирская печать нередко публиковала списки жертвователей в пользу бедных. Сильнее практиковалась стародавняя форма благотворительности в виде подачи милостыни первому встречному с протянутой рукой.

В ряде мест Сибири возникали Общества пособия бедным. Например, в г. Енисейске по инициативе городского головы С.В. Востротина в 1899 году возникло такое общество. Но разрешение на открытие его состоялось лишь в июне 1902 года, а с декабря этого года оно стало функционировать.

В.А. Баландина, будучи председателем Общества пособия бедным г. Енисейска, открыла столовую и чайную, ночлежный дом в каменном доме, построенном под ее руководством на средства, собранные по подписке. Общество оказывало помощь одеждой и обувью, помогало возвращению на родину.

С появлением в Красноярске местного управления Российского общества Красного Креста купцы-предприниматели стали оказывать ему материальную поддержку.

Богатый енисейский купец А.К. Матонин в 1881 году сделал крупное пожертвование в пользу больных и раненых воинов, а в 1882 году получил награду - медаль и звание потомственного почетного гражданина.

В июле 1896 года в Красноярске при Обществе Красного Креста была открыта Община сестер милосердия (попечительница Е.А. Рачковская).

Помощь здравоохранению

Пожертвования на лечебные заведения: больницы, аптеки, на Общество врачей Енисейской губернии, фельдшерскую школу, газету «Сибирские врачебные ведомости» - одно из важных направлений благотворительной деятельности предпринимателей. В условиях Сибири, где было слишком мало лечебных учреждений и правительство не принимало необходимых мер к существенному улучшению здравоохранения, эта деятельность имела особо ценное значение.

Летом 1885 года в Красноярске появилась лечебница для бедных. История ее открытия такова.

В октябре 1883 года врач В.М. Крутовский выступил с аргументированным предложением о необходимости иметь в городе для бедных больных городскую амбулаторию с бесплатной раздачей лекарств. 18 января 1884 года городская дума согласилась с этой идеей и предложила 1200 рублей - остаток от капитала - для помощи погорельцам. По подписке и устройством благотворительных мероприятий было собрано более 800 рублей. Всегда готовый откликнуться на всякое доброе дело, И.М. Сибиряков прислал на нужды лечебницы 1000 рублей. В 1887 году на завещанные Львом Петровичем Кузнецовым средства - 12 тысяч рублей - началась постройка каменного здания городской лечебницы. На средства Александры Петровны Кузнецовой был построен Александровский хирургический барак (назван так в память матери Александры Федоровны Кузнецовой), начавший свою деятельность 10 сентября 1888 года. Барак в то время имел шесть коек и две запасных, а затем 12 коек. Она же пожертвовала полный комплект белья, всю обстановку для барака и полный набор инструментов для хирургических операций. В течение первых четырех лет от нее поступило на обустройство хирургического барака более 12,5 тысячи рублей.

А.П. Кузнецова внесла капитал в 20000 рублей в пользу Общества врачей Енисейской губернии на условиях, что капитал неприкосновенный и должен храниться в банке в процентных бумагах. Проценты с этого капитала должны идти на содержание хирургического барака.

С первого дня деятельности лечебницы для бедных большинство врачей города работало в ней бесплатно. Местная газета сообщала, что лечебница «ежегодно пользуется благотворительной помощью таких симпатичных жертвователей, как А.П. Кузнецов и Н.К. Переплетчиков». Последний завещал городской бесплатной лечебнице 15000 рублей.

Лечебница Общества врачей Енисейской губернии была благотворительным медицинским учреждением, гордостью Красноярска, купцы-предприниматели материально поддерживали лечебницу. В пользу лечебницы поступали доходы от спектаклей Общества любителей драматического искусства.

Заключение

В области меценатства и благотворительности участвовали далеко не все купцы-предприниматели Енисейской губернии, но наиболее масштабно проявили себя в этом Сибиряковы, Кузнецовы, Гадаловы, Даниловы, Кытмановы, Переплетчиков, Шанявские, Щеголевы. Их имена вошли в историю Енисейска, Минусинска, Красноярска, всей Енисейской губернии. И не только губернии. Благотворительная деятельность, например, Сибиряковых, Даниловых, Кузнецовых, Шанявских не ограничивалась административными рамками Енисейской губернии, она распространялась и на другие местности. Они состояли членами, почетными и пожизненными, столичных благотворительных учреждений и обществ, оказывали им значительную денежную помощь.

За заслуги перед городом, щедрые пожертвования на благотворительные цели многие купцы-предприниматели получили звание потомственного почетного гражданина, статского советника, коммерции-советника, ордена, царскую благодарность.

Сегодня представляется необходимым воздать должное широкой меценатской благотворительной деятельности сибирских купцов-предпринимателей, их вкладу в создание культурных ценностей, в развитие культуры, просвещения, науки. В то же время следует отметить, что купцы-промышленники, нажившие огромные капиталы, не сделали того, что могли и что должны были сделать для культуры, духовности и благосостояния того самого народа, трудом, потом и кровью которого были добыты эти капиталы. И наиболее совестливые из них считали себя в долгу перед народом, перед Богом.

Традиции сибирских меценатов и благотворителей, несомненно, оживут, получат развитие и обогащение в разнообразных делах во имя Культуры, Милосердия, Гуманизма, Благополучия.

Нам нужны современные Мамонтовы и Третьяковы, Сибиряковы и Кузнецовы!

Список литературы

1. «Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей XIX века» / Мешалкин П. Н. / - Красноярск: Кн. Изд-во; 1995 г.

2. «Святое место опустело. Меценатство: История и современность» / Наталья Ковязина / «Городские новости» - 2006 г. -15 дек.

3. Булак А.Г. История и культура Красноярска и Красноярского края: учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа. – Красноярск: КИЭ С-ПбУУиЭ, 2011.

4. Быконя Г.Ф. Андрей Дубенский – основатель Красноярска. – Красноярск: «Тренд», 2008.

5. Евменова Л.Н. Культура русских переселенцев Приенисейского края: монография. – Красноярск: ВСИТ, 2008.

6. Красноярье: пять веков истории. Часть I. Учебное пособие по краеведению. – Красноярск, «Платина», 2005.

7. Красноярье: пять веков истории. Часть II. Учебное пособие по краеведению. – Красноярск, «Платина», 2006.

8. Лекция на тему: «Красноярские меценаты 19 века». Веб сайт - http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=670619

Наши рекомендации