Меценатство и благотворительность в народном образовании

Введение

Еще вчера многие из нас не знали, кто такие меценаты, а сегодня газеты, радио, телевидение открывают нам новые и новые, несправедливо забытые имена меценатов-благотворителей из предпринимательского слоя дореволюционной России.

Сколько добрых дел совершили сибирские благотворители! Школы и музеи, организация экспедиций и издание научных трудов, театры и храмы, больницы и приюты.

Это было особое движение - движение нравственное, духовное. Помощь нищему, больному, убогому, несчастному, помощь культуре, науке, искусству - это движение души, потребность христианина.

Сегодня благотворительность возрождается, что находит выражение в поддержке юных дарований, народной художественной культуры, народных промыслов, в организации выставок художников, предоставлении помощи больным детям, пенсионерам и т.п.

А если будет развиваться благотворительность, не зачахнет культура, не оскудеет наука, не умрет народ.

В связи с этим особый интерес представляет богатейший опыт меценатства и благотворительности, которым располагает дореволюционная Россия.

В России было немало выдающихся меценатов-благотворителей, чье подвижничество, бескорыстие и милосердие могут служить и сегодня замечательным вдохновляющим примером в этом благородном деле.

Целью моей работы является рассмотреть деятельность сибирских меценатов-благотворителей. И показать её в основном на примере красноярских купцов-предпринимателей XIX века.

Меценатство и благотворительность в народном образовании

Меценатство и благотворительность - это духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма и человеколюбия.

В Сибири особенно широкое распространение благотворительность получила во второй половине XIX века. Это связано с появлением здесь большого количества крупных золотопромышленников, пароходовладельцев, винокуренных заводчиков, владельцев торговых домов и других предприятий, приносивших большие доходы.

Как щедрые меценаты-благотворители проявили себя купцы-предприниматели Барановы, Белоголовые, Громовы, Медведниковы, Сибиряковы, Сукачевы, Трапезниковы (Иркутская губерния), Баландины, Гадаловы. Даниловы, Кузнецовы, Кытмановы, Переплетчиков, Щеголевы и другие (Енисейская губерния).

В сибирских городах возникали благотворительные общества и учреждения. В Енисейской губернии в 1913 году их было уже 27. а в 1915 году - 34.

Благотворительность сибирских предпринимателей-купцов вызвана к жизни не только крупными капиталами и стабильными доходами. Она обусловлена такими причинами, как нравственные убеждения, благородное желание внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии пародов Сибири, развитие экономики и культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие (помощь нищим, слабым и убогим). Нельзя игнорировать и такие мотивы, как личные амбиции, тщеславие, желание увековечить себя в благих делах, в сознании общества, в исторической памяти потомков. Был и расчет -- благотворительностью заслужить звание почетного гражданина города или орден, а также благими деяниями в какой-то мере отмолить грехи за не всегда праведным путем нажитые богатства.

По выражению русского философа Н.О. Лосского, среди богатых золотопромышленников и купцов были такие, которые как бы стыдились своего богатства, и поэтому среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения. И он назвал такие имена: Третьяковы, Морозовы, Мамонтов, Шанявский, Серебряков, Щукин. Стыд за свое богатство, свое благополучие, угрызения совести за бедность народа, сознание необходимости вернуть долга народу - эти настроения в среде крупной буржуазии побуждали к меценатству и благотворительности.

Все же благородные, духовно-нравственные, человеколюбивые мотивы в меценатстве и благотворительности преобладали.

Благотворительность всегда являлась престижным делом.

Купцы-предприниматели в своих завещаниях предусматривали крупные средства на благотворительные цели.

Так, по завещанию потомственной почетной гражданки Татьяны Ивановны Щеголовой от 30 октября 1878 года, крупные суммы предназначались на благотворительные дела, в том числе в пользу церкви и церковнослужителей - 50 тысяч рублей серебром, на учебные заведения - 10 тысяч рублей серебром, городской управе для вспомоществования бедным жителям - 33 тысячи рублей серебром, на больных и раненых воинов и в пользу детских приютов - 30 тысяч рублей серебром, на устройство Сиротовоспитательпого дома, воспитание и обучение бедных девочек, круглых сирот - 60 тысяч рублей. Всего супруги Щеголовы дали Красноярску 1 200 000 рублей.

По духовному завещанию красноярского купца-золотопромышленника Николая Кирилловича Перошетчикова, умершего 15 июня 1893 года, пожертвовано Обществу попечения о начальном образовании в Красноярске 25000 рублей, Синельниковскому благотворительному обществу -- 25000 рублей, городской бесплатной лечебнике --- 15000 рублей, а всего --65000 рублей. Местная газета писала; «Таким пожертвованием покойный, обеспечив существование вышесказанных учреждений Красноярска, навсегда связал с ними свое имя и будущее поколение с благодарностью будет вспоминать о нем».

Енисейский купец-золотопромышленник Игнатий Петрович Кытманов, скончавшийся 21 марта 1895 года, завещал на благотворительные дела капитал в 26000 рублей на 15 лет. В завещании золотопромышленника Ивана Дмитриевича Черемных (умер в 1895 г.) весь оставшийся доход после уплаты его долгов поступал в пользу увечных и больных приисковых рабочих.

Вдова иркутского золотопромышленника Александра Ксенофонтовна Медведникова в 1896 году завещала 5 миллионов рублей на благотворительные дела. По своей грандиозности это было исключительное пожертвование. Завещалось:

1000 000 рублей - на устройство в Москве больницы для неизлечимых с церковью внутри здания;

600000 рублей - на устройство приюта для идиотов и эпилептиков в Москве;

300000 рублей - для устройства богадельни на 30 стариков и 30 старух;

100000 рублей - в пользу бедных христианского вероисповедо-вания;

50000 рублей - Московскому университету на учреждение стипендии им. Ивана (имя мужа) и Александры Медведниковых;

70000 рублей - на различные мелкие благотворительные учреждения;

500000 рублей - на устройство в Иркутске больницы для хроников;

100000 рублей - бедным г. Иркутска;

500000 рублей - различным христианским церквам

И монастырям:

10000 рублей - в распоряжение московского митрополита на нужды церкви и приюта;

до 300000 рублей - частным лицам. Весь остальной капитал благотворительница завещала на дела по устройству церквей, больниц, богаделен, стипендий в учебных заведениях, в Пользу переселенцев и т.п.

Нерчинский золотопромышленник Михаил Дмитриевич Бутин (1836 - 1907) по завещанию жене оставил 100000 рублей, все же свои миллионы определил на нужды просвещения - на реальное училище в Нерчинске и десять школ в селах, а богатый дом с библиотекой, нумизматическим и минералогическим кабинетами передал городу Нерчинску.

В области культуры объектами внимания сибирских меценатов-благотворителей были учебные заведения и учащиеся, библиотеки, театры, музеи, научные экспедиции, издание научных трудов, помощь ученым.

В области духовности - это церковные храмы, монастыри, духовные учебные заведения и издания.

В области охраны здоровья и милосердия - больницы, богадельни, приюты и Другие благотворительные общества и учреждения.

В народном образовании

В 80-90-е годы XIX столетия по всей Сибири «в более ярких формах, чем в центре страны», развернулось культурничество, что нашло выражение в открытии новых учебных заведении, воскресных школ, комитетов грамотности, библиотек, музеев, других центров культурно-духовной жизни.

Значительный вклад в развитие культуры в Сибири внесли меценаты-благотворители.

Народное образование было одним из наиболее важных и наиболее распространенных направлений меценатско-благотворительной деятельности купцов-предпринимателей. Конкретно - это благотворительная помощь учебным заведениям и учащимся.

Помощь учебным заведениям - это пожертвования купцов-предпринимателей и других благотворителей на строительство или аренду зданий учебных заведений, их ремонт, содержание, на приобретение учебников и учебных пособий, мебели, создание библиотек.

Помощь учащимся - это различные виды вспомоществования: от платы за обучение до предоставления одежды, учебников, питания.

Гимназии и другие учебные заведения

История их возникновения в Сибири связана с благотворительностью. Это можно показать на примере учебных заведений г. Красноярска и Енисейской губернии.

Вопрос об учреждении губернской гимназии в Красноярске связан с именем енисейского губернатора П.Н. Замятнина, который настойчиво ставил этот вопрос перед вышестоящими инстанциями и добился его положительного решения.

апреля 1864 года он обратился к жителям губернии с предложением сделать добровольные пожертвования для приобретения под гимназию дома. К концу 1865 года было собрано 36,6 тысячи рублей. В пожертвованиях участвовали все сословия: купцы, мещане, крестьяне. Например, крестьяне села Шушенского подписались на 29 рублей, деревни Очурской - на 15 рублей, а Частоостровской полости - на 50 рублей. Крестьянские взносы составляли от 3 до 10 копеек, в редких случаях - один рубль.

На пожертвования были приобретены учебные пособия, предметы для физического кабинета, книги для библиотеки гимназии.

июля 1868 года мужская гимназия в Красноярске была открыта. А в ночь с 17 на 18 апреля 1881 года сильный пожар нанес огромный ущерб городу. Остро встал вопрос о строительстве нового здания гимназии. И снова помогли пожертвования. Купец Иван Герасимович Гадалов (1840-1907) пожертвовал 17 тысяч рублей. 12 июля 1889 года произошла закладка здания гимназии, а уже 1 июля 1891 года в новом корпусе принимали наследника цесаревича, будущего царя Николая И.

Одновременно с возбуждением в 1863 году вопроса об открытии Красноярской мужской гимназии губернатором П.Н. Замятиным был поднят вопрос и об открытии в Красноярске женской гимназии. И уже в августе 1869 года в городе появилась специально женская школа - женское училище 2-го разряда, преобразованное в следующем году в четырехклассную прогимназию. В 1873 году с открытием седьмого класса прогимназия преобразовалась в гимназию.

Одним из первых благотворителей женской гимназии был потомственный почетный гражданин И.А. Толкачев. Он подарил каменный двухэтажный дом со всеми надворными строениями, который находился в Красноярске на Воскресенской улице (ныне пр. Мира), для размещения в нем будущей женской гимназии. Жители города Енисейска собрали по подписке 546 рублей. Татьяна Ивановна Щеголева - вдова красноярского золотопромышленника Исидора Григорьевича Щеголева вместе с сыновьями в мае 1867 года предоставила на учреждение и содержание женской гимназии 600 рублей серебром.

Некоторые золотопромышленники изъявили желание в пользу гимназии жертвовать с добываемого на их приисках золота кто по 10 рублей с пуда в течение трех лет, кто по 15 рублей с пуда в течение трех лет.

Пожертвованиям обязаны многие начальные школы и специальные учебные заведения.

Сибирь испытывала недостаток в фельдшерском персонале, ибо сколько-нибудь образованных фельдшеров почти не было - большинство из них принадлежало к типу ротных фельдшеров, не отличавшихся умственным и нравственным уровнем развития. Фельдшериц же совсем не было.

Возникшее в 1886 году в Красноярске Общество врачей Енисейской губернии открыло в городе в 1889 году женскую фельдшерскую школу - первую в Сибири - и таким образом основало для Сибири фонд образованных фельдшериц. Членами попечительского совета фельдшерской школы были выбраны предприниматели А.П. Кузнецов, Н.К. Переплетчиков, В.А. Данилов. Попечительницей школы стала Александра Петровна Кузнецова. Двенадцать действительных членов Общества врачей Енисейской губернии пожелали вести преподавание в школе бесплатно. Среди них Н.Г. Бенедиктов, М.О. Данилович, С.А. Калашников, П.Н. Коновалов, В.М. Крутовскнй, И.И. Кусков, АГ. Куркутов, А.П. Прсйн и другие.

Фельдшерская школа содержалась трудами членов Общества врачей, добровольными пожертвованиями частных лиц, доходами от самодеятельности.

Разумеется, не все купцы-предприниматели активно участвовали в благотворительности. Не следует, поэтому преувеличивать масштабы благотворительности в области образования и культуры в целом. В Енисейской губернии, как и повсюду в Сибири, не хватало школ, библиотек, культурно-просветительных учреждений. Большой процент детей из-за тяжелых материальных условий, дороговизны обучения (высокой платы за учение, за учебники и обмундирование) не имели возможности учиться.

Только меценатством и благотворительностью покончить с неграмотностью детского и взрослого населения было невозможно, нужны были огромные усилия государства.


Наши рекомендации