Павшему и восставшему - советы и наставления. Об ответах вопрошающим
Милость Божия буди с вами!
Пали. Встали. Благодарение милостивому Господу, что принял и дает свидетельство того, что возвращает вам благоволение Свое - в тех добрых духовных состояниях, какие испытываете после усердной молитвы.
Они от Господа и стоят в порядке христианской жизни.
Но блюдите, как опасно ходите. Господь возвращает кающимся Свои милости, чтоб не падали в отчаяние согрешающие, а враг обращает сие в соблазн к новым падениям, внушая: ничего, падал, но Бог возвратил тебе все, согреши и еще, ничего, покаешься и все возвратится. Эта лесть обольстительнее всех, и кажется не важною, а между тем исполнение ее есть грех крайний, на небо вопиющий, именно грешить в надежде на милость Божию. Милость Божия безмерна, но мы мерны, и можем зайти до того, что перестанем каяться и сокрушаться от частых падений, а без этого не будет в нас сосуда для принятия милости.
Помните сие в мысли и чувстве, и со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Припоминайте, что значат рецидивы в болезнях телесных. Второй рецидив кажется еще врачуется, хотя с трудом, а третий, конец жизни полагает.
Просмотрите, от чего случилось падение.
Вдруг падение редко бывает, обыкновенно же оно смала начинается - с помыслов, легких сочувствий и медления в помыслах, большего и большего. До вожделений греха, после которого грехопадение не замедляет. У св. отцов этот ход падения подробно описан. Возьмите книжку Исихия Иерусалимского о трезвении. Там все увидите, и потому, как там прописано, действуйте. Главное тут - не оставлять никогда следа не только сочувствия, произведенного помыслами, но и самого помысла, чтоб в душе оставалось отвращение и омерзение грехом.
- Относительно того, что вас посещают и что вам приходится много говорить, одно только скажу. Когда остались после того одни, потрудитесь душу вычистить, как комнату выметают, и доводите себя всегда до чувства своего ничтожества и своих скорбных падений, чтоб не засело там мечтание о своем достоинстве не малом, которое будто видят и другие. Этот пункт не сочтите маловажным.
- Относительно пищи во время лечения, можно принимать ее по предписание докторов, не в угодие плоти, а как пособие к скорейшему излечению, имея в виду по излечении построже относиться к сему делу, к пище т.е. Можно сию строгость соблюдать и при принятии скоромной пищи, именно принимать ее в меньшем количестве. Но хотя так можно, впрочем которые воздерживаются и в посты держат постный стол, хотя слабый, лучше делают: что и вам советую. От операции отказались, и вышло лучше; лучше выйдет, если и здесь откажетесь, по страху Божию. Пища всякая полезна, лишь бы была непопорченая, а свежая и здоровая. Как старцы Божии живали более ста лет, питаясь одним хлебом и водою.
Воздержание от страстей - лучше всех медикаментов; и оно дает долгоденствие.
- Пост подходит. Перекрестясь и Богу себя вручив, держите постный стол и тот воздержно. Особенно это соблюдайте в неделю говения. Спросите Афонских старцев. Я думаю и они тоже скажут. Не от одной пищи живот или здоровье, но от Божия благословения, которое всегда осеняет предающего себя в волю Божию при подъятии тягот на пути исполнения заповедей Божиих.
- После утомления плохо совершаете вечернее правило. Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитые развеются. Тогда становитесь на правило. Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело. Как представление пред Государя. И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами придумайте и благословитесь на исполнение его у своего духовного отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общего свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящего.
- Что болезнь свою почитаете наказанием Божиим за грехи, это так бывает, хоть не всегда видится. Ибо все от Бога, и все ко благу нашему душевному и вечному.
- Относительно вашего дела по имуществу мне приходит на мысль предложить вам: попросите какого-либо адвоката, добросовестного и знающего свое дело, просмотреть его и дать вам совет, или даже совсем ему поручить его. Что я писал вам: прежде порешить житейские дела, а потом удалиться от мира, это и теперь говорю, потому что без этого отречение от мира будет только по имени, в сердце останется вонзенная удочка, которая чувствительно будет держать вас в области мира. Однако ж если вы надеетесь и при этом деле соблюдать душевный мир, то бегите из мира, не дожидая его окончания.
- Я не совсем вижу, какие это дела, относительно которых приходят к вам за советом, житейские или духовные? Какого бы рода, впрочем, они ни были, мера ведения вашего да будет для вас мерою ваших советовательных речей, и не стыдитесь говорить: не могу сказать, когда не ведаете ясно дела. И о духовных вещах можете давать советы в отношении к тому, что сами испытали. Путь падения вам ведом и путь покаяния и восстания от падения тоже ведом и вторичное падение и вторичное восстание, и стояние на добром пути ведомо.
Во всем этом можете предлагать советы о всем, что знаете. Чего же не испытали, говорите - не знаю, не стыдясь.
Для умножения ведения вашего о духовных делах, читайте Варсануфия и Иоанна - ответы. Это лучшая руководительная книга. И еще: почаще переговаривайте о духовных случайностях с Афонскими старцами. И наберетесь мудрости и для себя и для других.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Еп. Феофан. 24 ноября 1893 г.