Толерантность в вопросах и ответах

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Профилактика экстремизма

В молодежной среде.

Проблемы и решения

Иркутск, 2012 г.

УДК 301

ББК 60.542.15

П 84

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «ВСГАО»

П 84 Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проблемы и решения:научно-методический сборник//Под редакцией М.В. Паромоновой. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012 - 72 с. –

ISBN 978-5-85827-773-6.

Авторы:

Баранова О.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии;

Паромонова М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии;

Салахова Л.М., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России;

Серебренников И.П., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России;

Скорова Л.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии.

Рецензенты:

Занданова Л. В., доктор исторических наук, профессор;

Карнышев А. Д., доктор психологических наук, профессор.

В сборнике рассматриваются вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде. Издание содержит теоретические и практические вопросы развития толерантности как основного средства профилактики экстремизма, а также варианты тренингов, практических занятий, теоретический материал, необходимый учителю для организации работы по проблеме профилактики экстремизма в молодежной среде, методические рекомендации по использованию различных форм и методов. Особое внимание уделяется формированию уверенного поведения у молодежи.

Издание предназначено для психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, занимающихся проблемами профилактики экстремизма в молодежной среде.

УДК 301

ББК 60.542.15

ISBN 978-5-85827-773-6 © ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012

Содержание:

Введение (Серебренников И.П.)
Толерантность в вопросах и ответах (Баранова О.В., Скорова Л.В.)
Психологические тренинги  
Тренинг «Развитие толерантности» (Баранова О.В.)
Тренинг «Учимся понимать друг друга» (Баранова О.В.)
Тренинг уверенного (ассертивного) поведения (Паромонова М.В.)
   
Методы изучения толерантности  
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Скорова Л.В.)
Методика «Виды агрессивности» (Скорова Л.В.)
Технологии работы с молодежью по формированию толерантности как средства профилактики экстремизма в молодежной среде(Салахова Л.М.)  
О критическом мышлении
Кейс-метод как способ осмысления социальных проблем
Методы изучения дискуссионных вопросов
Деловая игра «Как противостоять нетерпимости?»
Деловая игра «Пресс-центр»
   
   
   
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ

И.П.Серебренников

Слово «экстремизм» происходит от латинского extremus, что в переводе означает «крайний». В общем смысле экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, как совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными руппами и сообществами. В более расширенной трактовке экстремизм рассматривается как всеохватывающее, исторически изменяющееся социально-политическоге явление, представляющее собой систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти, противостоящим политическим образованиям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

Активно осуществляемый, главным образом, в сфере политических отношений, экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные, экономические, духовные, экологические отношения.

В современной России экстремизм и его крайнее выражение – терроризм стали едва ли не главной угрозой человеку и обществу. Под воздействием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций. Молодежь в силу своих возрастных, психологических и социальных характеристик, всегда острее и активнее реагирует на перемены в обществе. Именно в этой среде наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного потенциала.

Необходимо выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде:

Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

Экстремизм возникает и развивается чаще в тех обществах и группах, где отсутствует уважение и уверенность в себе или же условия существования способствуют игнорированию прав личности.

Экстремизм характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

Зачастую распространение экстремистских идей осуществляют, целенаправленно внедренные в общественное объединение, члены экстремистских организаций.

Наиболее опасным периодом для вхождения в поле экстремистской активности, является двадцати двух лет. На это время приходится наложение наиболее важных психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, максимализма, обострением чувства справедливости, определением смысла и ценности жизни. Молодой человек озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по примитивной схеме «мы - они». Его психика неустойчива, он легко подвергается внушению и манипулированию.

В социальном плане большинство молодежи этого возраста оказывается в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (собственность, перспективная постоянная работа, семья и др.). Многие молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, переезжают в другой город, оказываясь в ситуации, с одной стороны, свободы, с другой – социальной незащищенности. В таких условиях молодой человек мобилен, активен, открыт для экспериментов (участие в митингах, акциях, погромах). При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за низкого уровня его материальной обеспеченности.

Неудачные попытки найти смысл жизни, неуверенность в себе ведут к желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все свои беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать любое экстремистское объединение, предлагающее простые и конкретные ответы на многочисленные вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

Это все подтверждают данные МВД России: на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. Кроме того, анализ статистических данных показывает, что более 80 % привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет.

Вот почему так важно формировать начиная с подросткового возраста ассертивное (уверенное) поведение, адекватную самооценку, толерантность.

В молодежной среде наиболее ярко проявляются такие формы экстремизма, как политический, националистический и религиозный. Под политическим экстремизмом понимаются крайние взгляды на существующую политическую систему общества (на сегодняшний день – демократию), пропаганда насильственных и агрессивных (основанных на страхе и подчинении силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора.

Националистический экстремизм находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, в актах геноцида по отношению к так называемому некоренному населению, представителям других этнических образований, выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка. При этом отвергаются подобные же права для других национальных и этнических групп. Националистический экстремизм направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации. Подобный экстремизм ведет к обострению межнациональных отношений и является источником вражды и конфликтов между народами.

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии.

Молодежный экстремизм в современной России является следствием снижения уровня образования и культуры (в том числе культуры общения), разрыва преемственности ценностных и нравственных установок различных поколений, снижения показателей гражданственности и патриотизма, толерантности.

Как считают эксперты, проблема молодежного экстремизма в России при темпах ее развития может в скором будущем занять ведущее место в статистике преступлений, следует выработать ряд общих и специальных мер по предупреждению явления опасного для общества, молодежного экстремизма.

В данном сборнике представлены материалы, которые направлены на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде, в частности на формирование толерантной и уверенной личности. Сборник состоит из теоретической и практической частей. В первой в виде вопросов и ответов дается представление о толерантности, нетерпимости, формах их проявления. В практическую часть включены методические рекомендации по проведению психологических тренингов, деловых игр, по использованию в работе кейс-технологий, технологий критического мышления, позволяющие развивать ассертивное (уверенное) и толерантное поведение, формировать способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

О.В. Баранова

Л.В. Скорова

Наши рекомендации