Анализ перекрестных интеракций
Метод определяет систему влияния одного явления на другое с помощью голосования экспертов.
Выявление элементов процесса, сила влияния элемента на систему.
Прогностика и прогнозирование.
Прогноз-квалифицированное и обоснованное высказывание о будущем развитии исследуемого объекта с указанием степени вероятности его осуществления.
Прогнозирование-деятельность, связ.с практическим созданием (разработкой, составлением, формулированием) прогноза. Прогнозирование=научное предвидение.
Прогностика-наука о прогнозировании (нах.в становлении).
Общие принципы составления прогнозов: 1)определяются цели прогноза 2)сбор инфо о прошлом и настоящем состоянии объекта прогнозирования 3)анализ объекта прогноза 4)выявление наиб.существенных явлений объекта 5)определение границ предмета прогноза 6)анализ прошлого развития (ретроспектива) наиболее существенных сторон объекта 7)опред-е внешних воздействий на объект(окруж.среда) 8)установление основных критериев ценности 9)выявление пределов, кот. прогнозируемые объекты не должны переступать во избежание катастрофических последствий.
5. Методы исс-ния: системный анализ
Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.
Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.
Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью С.А. определяется структурой решаемых проблем.
М. включает в себя выявление системно образующих связей, Сис-ния включает аспекты:
-компонентный (из-ние состава систем)
-структурный (изучение внутренних связей и взаимоотношений элементов)
-функциональный (опр. функ. орга-цию)
-коммуникационный (взаимодействие системы с окруж-й средой)
-процессуальны(развитие с-ы времени)
Классификация проблем
Согласно классификации, все проблемы подразделяются на три класса:
1.хорошо структурированные, или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены очень хорошо;
2.неструктурированные, или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;
3.слабо структурированные, смешанные проблемы, которые содержат как качественные элементы, так и малоизвестные, неопределенные стороны, которые имеют тенденцию доминировать.
Методы решения
Для решения структурированных проблем используется методология иссл-ния операций, состоящая в построении математической модели (пр: задачи линейного, нелинейного, динамического програм-ия,) и применении мет-ов для опт-ной стратегии управления действиями.
Системный анализ предоставляет к использованию в различных науках, си-ах следующие сис-ые методы и процедуры:
- абстрагирование и конкретизация
- анализ и синтез, индукция и дедукция
- макетирование и эксперимент
- управление и регулирование
- распознавание и идентификация
- кластеризация и классификация
- экспертное оценивание и тестирование
- верификация
Процедура принятия решений
Для решения слабо структу-анных проблем используется мето-гия сис-ого анализа.
Рассмотрим технологию применения сис-ного анализа к решению сложых задач.
Процедура принятия решений согласно включает следующие основные этапы:
-формулировка проблемной ситуации;
-определение целей;
-опр-ие критериев достижения целей;
-построение мод для обоснования ре-й;
-поиск оптимального варианта ре-ия;
-согласование решения;
-подготовка решения к реализации;
-утверждение решения;
-управление ходом реализации ре-я;
-проверка эффективности решения.