Словарно-лексическая работа

– Попробуйте объяснить поговорку: «Рыбак рыбака видит издалека». Кто из вас когда-нибудь был на рыбалке? Когда? Что поймали?

Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

В. Лунин

– Давайте определим, кто из вас самый опытный рыболов.

• В какое время суток лучше всего ловить рыбу? (Утром и на вечерней заре.)

• В какое время года лучше ловить раков? (Летом.)

• Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

– Назовите рыб, которые водятся в наших водоемах и могут попасться на крючок, если мы пойдем на рыбалку. (Ответы детей. Если у учителя есть иллюстрации с изображением этих рыб, он прикрепляет их к доске.)

Словарно-лексическая работа - student2.ru

Рыбки плавают, ныряют

В чистой, светленькой воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

Дети имитируют движения стайки рыбок: прыгают, приседают, выполняют наклоны, повороты.

5. Работа в прописи. Письмо строчной буквы «я».

– Рассмотрите образец строчной буквы я. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы я.

(Строчная буква яотличается от заглавной только размером.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, но не доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем влево и пишем небольшой полуовал.

Затем пишем второй элемент – палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

Учитель напоминает о правилах посадки и положения тетради.

– Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1–4-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

– Спишите с доски письменным шрифтом в заданной последовательности печатные буквы (на последней строчке), потом запишите данную последовательность еще два раза.

На доске: я Я Я А А а.

В тетрадях: я Я Я А А а я Я Я А А а я Я Я А А а.

– Как работает буква я в середине слова?

– Рассмотрите схемы под рисунками. Какой звук объединяет эти слова? Какой буквой он обозначается? Почему? (Перед звуком [а] стоит мягкий согласный звук, значит, пишем букву я.)

– Впишите букву яв слова.

Самостоятельная работа.

Работа в группах.

Разгадывание кроссворда по тетради «Я учусь писать и читать» и в учебнике (с. 33).

III. Итог урока.

– Послушайте стихотворение.

Довольный с рыбалки идет рыбачок,

Хороший попался улов на крючок:

Консервная банка, дырявый башмак,

Проколотый мячик и старый пиджак.

Да-да, без ухи он остался пока,

Зато ему скажет спасибо река!

О. Полякова

– За что река скажет спасибо? Чему учит это стихотворение? (Не оставлять мусор на берегу и не бросать его в реку.)

Любите родную природу –

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

– Кто это? (Учитель показывает рисунок с изображением Незнайки.)

– Научите его составлять текст по серии картинок. (Сначала рассмотреть, определить героев, последовательность событий; затем составить предложения по каждой картинке, придумать концовку и дать название получившемуся тексту.)

– Закончить урок я хочу стихотворением-шуткой:

– Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?

– Я пришел сюда на ранней на заре.

– Где же рыба? – я спросил у рыбака.

– Не ловил – учил я плавать червяка!

Г. Бойко

Урок 20
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ
ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗВУКА [а] БУКВАМИ

Цели:формировать умение правильно обозначать звук [а] буквами; познакомить с гласной буквой я, обозначающей два звука [й’а]; учить соотносить печатные и письменные гласные буквы; развивать фонематический слух и культуру произношения.

Ход урока

Наши рекомендации