Глава III. "Неизвестные" на Самарской Луке
"В шестидесятых годах XX века некоторые люди, совершенно независимо друг от друга, рассказывали о странных встречах в лесу. Судя по всему, такие встречи происходили и раньше, но тогда о них не говорили, а тут языки постепенно развязались". А.Буровский "Странные люди в лесу".
А.Буровский рассказывает:
"Встречи эти (с неизвестными) происходили на западе и юге Красноярского края. Происходили они и днём, при ясном солнечном свете, и ночью. Совершенно необязательно, что встречались с неизвестными по одному — многим встречам было по два-три свидетеля...
На этих людях была странная несовременная форма: эдакие белые кителя, охваченные ремнями наперекрест, фуражки с двуглавым орлом, портупеи. Современными были разве что полевые сумки... Они несли винтовки, а в их кобурах торчали револьверы.
Эти люди подходили к отдыхающим, заводили с ними разговоры, порой даже пытались помогать. Порой они ели и пили... Вообще у этих людей была только одна неприятная особенность — они приходили неведомо откуда и уходили неведомо куда. Ну, и странная форма, странное оружие. Напомню: времена тогда были тихие, и большинство жителей СССР ни во что "такое" не верили. И принимали встретившихся то за актёров, участвующих в съёмках исторического кинофильма, то за участников какого-то костюмированного действия, скажем, похода по местам боевой славы. Находились и такие, кто считал этих людей солдатами какого-то тайного, особо засекреченного подразделения, скрытого в недрах горной тайги." (1).
В книге "Легенды Волжских Подземелий" мы уже рассматривали вопрос о деятельности "неизвестных" в Поволжье. Есть и другие сообщения. Например, с 1990 по 1994 гг. "неизвестные" водили странные хороводы в местечке Медвежий Угол. "Высокие рослые люди — парни и девушки, все одинаково одетые в костюмы тёмно-синего цвета, чем-то напоминавшие матросскую форму. На ногах высокие сапоги с чёткими, гладкими гофрами". На появление посторонних не реагировали, в разговоры не вступали, хоровода не прерывали. Кто такие были? Неясно! По непроверенной информации, большинство подземных сооружений СССР в годы Второй мировой обслуживали моряки, а их оснащение было аналогично корабельному.
Известно несколько рассказов, повествующих о случайных встречах с "неизвестными" на Самарской Луке. Вот некоторые из них. В 1998 г. группа туристов в районе Хмелёвого оврага, наблюдала прохождение отряда людей, облачённых в старинные доспехи. Причём двое передовых были на конях. Конечно, возможно, это были участники какого-то костюмированного мероприятия или так называемые "ролевики", играющие в средневековье.
Другой пример. В 1999 г. несколько грибников, двигаясь через "Ведьмин лес" (местное название участка леса на Самарской Луке, находящегося между посёлком Подгоры, посёлком Гаврилова Поляна и Ширяевским оврагом), оказались на поляне, затянутой странными сетями. Про загадочные сети, развешанные на кустах, сообщали и наши друзья из Ярославля: "Старики то сразу сказали: "Нечистое дело, чёрт рыбу ловил. Не наши сети, с мелкой ячейкой". Порешили сети сжечь. А они в огне не горят — как студень становятся... Стали топорами рубить — от сетей искры летят. Но изрубили всё-таки. Погрузили их на четыре лодки и затопили в озере.", — так было под Ярославлем. В нашем лесу между сетями ходило несколько странных мужиков, облачённых в какую-то серую мешкообразную одежду. Даже при ярком солнечном свете это место порождало физически давящий ужас. Основательно напуганные грибники поспешили быстрее покинуть окрестности поляны...
Вот ещё один рассказ. Группа туристов поздним вечером отдыхала у костра. Кто-то из них заметил высокий световой столб, надвигавшийся через лес со стороны реки Уса к их лагерю. Невероятно быстро он достиг костра и осветил людей, сидевших вокруг огня. В рассеянном свете луча можно было различить, что источник излучения находится на днище удлинённого сигарообразного тела. Дальнейшие события туристы помнят плохо...
Несколько лет тому назад один довольно высокопоставленный функционер в частной беседе рассказал авторам такую историю: однажды группа туристов, двигаясь по северо-восточной части Самарской Луки, обнаружила многометровый скальный массив значительной протяжённости, что само по себе является довольно необычным. Воспользовавшись альпинистским снаряжением, группа поднялась на скалу. Там начиналось обширное плато, поросшее невысокими деревьями и кустами. Через некоторое время, продолжая движение по выбранному маршруту, туристы снова натолкнулись на вертикальную стену-скалу. Подниматься на этот раз было значительно труднее, и восхождение заняло гораздо больше времени. Когда последние участники похода заканчивали подъём, в небе появились два "Чёрных вертолёта". Совершив манёвр прямо над головами людей, машины совершили посадку на плато. Из них выбрались люди в камуфляжной форме, но без опознавательных знаков. Обвинив наших туристов в нарушении границ Заповедника, неизвестные принялись их заталкивать (даже запинывать) в вертолёт. Потом машины поднялись в воздух, совершили разворот и полетели по направлению к Волге. Они довольно быстро достигли и пересекли реку, затем совершили посадку в окрестностях ближайшей железнодорожной станции. После этого поражённых таким оборотом дел туристов, не вступая с ними в долгую беседу, выгрузили из вертолёта. Далее винтокрылые машины поднялись в воздух и, направившись в сторону заходящего солнца, скрылись из глаз. Конечно, произошедшее удивило туристов и тем самым положило начало данной современной быличке. Но вот что лежит в её основе? Эта загадка не решена.
1. Загадочный "AM"
На море, кроме штормов и мелей надо опасаться ещё Летучего Голландца...
Другой рассказ. Группа туристов-водников отдыхала на одном из островов в юго-западной части Самарской Луки. "Уже вечерело, и мы готовили ужин, когда над лагерем, очень низко, почти цепляя верхушки деревьев, пролетел большой гидроплан. Явно заходя на посадку, он сделал несколько разворотов и опустился где-то в протоках, за противоположной стороной нашего острова. И это было весьма удивительно, так как мы прекрасно знали, что все протоки в том направлении очень узки, затянуты водорослями и сильно заросли камышом. Даже на наших лёгких байдарках плавать по ним было крайне сложно. Было непонятно, как там сумел опуститься тяжёлый гидроплан? Так же нам было крайне непонятно, откуда он вообще взялся? Гидроплан "проявился" в открытом секторе, с направления, хорошо просматриваемого из лагеря. Вынырнул, словно из ниоткуда. Хотя, возможно, мы его просто не заметили раньше?"
Во время экспедиции 2001 г. в Поджабный залив авторы наблюдали одно довольно любопытное явление. Ясным солнечным днём в направлении наблюдателей летел небольшой гидросамолёт. Он был хорошо виден, отчётливо слышен шум его мотора. Довольно скоро он должен был пролететь очень низко прямо над головами. И вдруг этот гидросамолёт исчез. Его не стало видно, не стало слышно порождаемых полётом звуков. Все были крайне поражены. Через несколько минут этот аппарат появился вновь, двигаясь по-прежнему в старом направлении, но несколько под другим углом к острову. И, что характерно, значительно дальше, он "сдвинулся" по прямой назад и сместился по углу обзора в сторону. Теперь его курс уже не проходил над островом, и через некоторое время гидросамолёт полностью закрыли другие острова. Что, собственно это было? Ответов пока нет.
"После ужина любопытство взяло верх и некоторые из нас решили сходить, точнее, пролезть через заросли, на противоположный берег острова. Солнце уже село, но было ещё по-летнему светло. Гидроплан был просто громаден. Нет, он был чудовищно громаден: два поплавка, большое вытянутое крыло и шесть моторов на нём. На фюзеляже гидроплана отчётливо выделялся белый круг, в него вписана пятиконечная красная звезда, а в её центре большие чёрные буквы А и М наложенные друг на друга (По оценкам наших специалистов белый круг и вписанная в него пятиконечная красная звезда — это символика Северной Кореи).
Размеры конструкции просто поражали. Даже не верилось, что такие махины могут существовать. (Значительно позже, работая над этой книгой и просматривая справочную литературу, мы нашли любопытную информацию. С 1927 по 1932 гг. в Германии разрабатывали и строили гигантские летающие лодки для обеспечения грузовых и пассажирских рейсов между континентами. Некоторые из этих разработок именовались "Летучими Голландцами". 20 октября 1927 г. одна из таких 40 метровых лодок класса "Do X", имея на борту 169 человек, поднялась в часовой полёт над Боденским озером. Это было сложнейшее трёхэтажное сооружение. В верхнем этаже располагалось навигационное и прочее оборудование, рабочие механизмы. Средний этаж занимали пассажиры, багаж и грузы. В нижней части размещались баки с топливом. Этот самолёт был оснащён 12 двигателями. По непроверенной информации, в середине 30-х годов некоторые из этих разработок были переданы Германией для эксплуатации в СССР).
Гидроплан тихо покачивался на воде, и широкий трап соединял его с противоположным берегом. В этом месте протока была довольно широка. Контуры островов создавали довольно просторную бухту, вероятно, глубокую. Вода здесь была чистой. Людей не было видно. Лишь через некоторое время из зарослей показалась небольшая группа людей, кативших и толкавших огромную ржавую бочку. Похоже, она была очень тяжёлая. Неизвестные вытащили её на берег, а потом поволокли по трапу на гидроплан. Одеты были неизвестные в какую-то странную форму: высокие сапоги, чёрные бушлаты и какие-то тёмные вязаные шапочки. Работали они молча. Не было слышно ни команд, ни разговоров, ни столь привычного в подобных делах мата. Над протокой стояла тишина, если, конечно, не считать вполне естественных звуков плеска воды, треска ломаемых кустов и раздавленных веток, скрипа толкаемых бочек, удара металла об металл. Неизвестные закатили одну бочку и ушли за другой. Быстро темнело. На гидроплане зажгли мощный прожектор и направили его в глубь острова, в направлении, откуда тянули бочки. Ломиться через кусты в темноте было довольно неприятно, и мы поспешили вернуться в наш лагерь, так как чего-либо особо интересного на протоке не происходило. Какие то разгрузочно-погрузочные работы, чего на них смотреть.
Уже поздно ночью, когда мы готовились ложиться спать, гидроплан поднялся в воздух, треском своих моторов он, вероятно, разбудил всю округу. Прожектор его светил теперь вниз. И в этот момент он чем-то сильно напоминал классический НЛО, только те, по рассказам, летают бесшумно. Совершив круг над островами, он взял курс в западном направлении...
На следующий день мы решили побывать на острове, где работали "неизвестные". Довольно долго плутали по мелким протокам, огибая "базовый остров", затем нашли бухту, поднялись на берег. Когда-то давно он был укреплён бутовым камнем, даже сохранились отдельные фрагменты причальной дамбы. В некотором удалении от берега заросли кустов укрывали обветшавшие остатки каких-то кирпичных стен, кое-где под ногами хрустела ржавая колючая проволока, которой тут было немеряно, скрипело битое стекло. Хорошо различимый след, оставленный тяжёлым грузом, вёл сквозь поломанные кусты к небольшому бетонному сооружению. Его практически не было видно, всё мхом затянуло, бугорок да и только. Вход сюда закрывала большая, основательно проржавевшая дверь, в настоящее время прикрытая лишь наполовину. С внутренней стороны её украшало большое колесо-запор. Сохранилась даже стрелка-указатель с едва различимой надписью "Откр" — "Закр". Похоже, что до недавнего времени это сооружение было изнутри намертво задраено. Вскрыли его совсем недавно, на что указывали совсем свежие царапины и сколы. Похоже, это сделали "неизвестные", используя что-то вроде домкрата, загнанного между крепёжной рамой и дверью.
За входом помещение постепенно расширялось, тёмным коридором постепенно опускаясь и уходя куда-то под землю. В свете фонарей его дальний край не просматривался. Ближняя часть коридора была завалена каким-то основательно сгнившим, а теперь и подавленным хламом. Через него тащили бочки? В воздухе висела густая пыль и стоял какой-то особо резкий кислотный запах, от которого слезились глаза и всё время хотелось чихать. Исследовать дальнюю часть коридора не хотелось. Конечно, внутрь мы не полезли. Что же это было такое? На верхней части крепёжной рамы можно было различить выдавленные буквы, что-то вроде "HASKi — 7", но мы в этом не очень уверены. Две последних буквы "Ki" были едва видны. Что означает эта надпись, неизвестно. Больше на поверхности этого острова ничего интересного не нашлось, и вскоре путешественники вернулись к байдаркам, а затем и в лагерь. Размышляя о данном происшествии, решили, что попали на какой-то старый заброшенный склад или даже могильник ядохимикатов и наблюдали работу "ассенизаторской команды". (Прошло уже несколько лет с этого "происшествия", когда "информатор" поведал авторам эту историю и даже вызывался проводить через протоки, чтобы найти это место. Но тогда экспедиция по проверке данного сообщения не состоялась, а после, вот уже лет десять, авторы не видели своего несостоявшегося "проводника").
Во время многочисленных экспедиций, работавших в районе этих островов, авторы иногда находили оборванные силовые кабели, порой они уходили на дно безымянных озёр или проток. Местами, в осевших от времени холмах-отвалах, можно было угадать старые артиллеристские капониры, чаще всего обращённые фронтом на восток и юго-восток. Какие-то заброшенные постройки (зенитно-стрелкового комплекса?), некогда возведённые из "волжского бетона" и огнеупорного кирпича. Но на том загадочном острове авторы так и не побывали!
"HASKi — 7" — что это такое? Несколько лет назад, задействовав всех своих консультантов, авторы пытались расшифровать эту надпись. Узнать удалось крайне мало. Единственная ниточка — непроверенная информация о якобы проводившейся в годы Второй Мировой войны секретной совместной операции СССР — Союзники под кодовым названием "Хаски". её исполнителями была специальная международная группа, носившая особую форму, чем-то напоминавшую морскую английскую. Информация об этой операции всплыла в декабре 1992 г. в связи с работой Международной комиссии по розыску без вести пропавших в годы Второй Мировой войны советских и американских солдат.
Читать полустёртые буквы — проблема не из лёгких. Авторы не раз сталкивались с немалыми трудностями, пытаясь прочесть различные надписи, сохранившиеся на старых кораблях.
Есть некоторые сомнения, какая именно буква стояла первой: "Н" или "X". Чтобы отбросить все сомнения, необходимо опять найти данный объект, если, конечно, он сохранился.
Работая со словарями, авторы выделили несколько слов, схожих по написанию. В английском: Hash — путать, путаница; возможно — Haze — туман, затуманивать; а если раздельное написание то Has — иметь и Skip — прыжок, скачок. Возможно это Hard — защита. В немецком hassen — ненавидеть, Haus — дом, Насkе — кирка, мотыга. Hache (Фр.) — топор. Heck — кормовой отсек. Hush — секретность.
Пытаясь определить значение данного слова, авторы нашли в англо-русском военном словаре (Министерство Обороны СССР, М. 1968 г.), что операция по высадке англо-американских войск в Сицилии в 1943 г. шла под кодом "Husky" — "Хаски". Похоже, это был только один из элементов некоей "Большой операции". Сегодня по-прежнему неизвестно, что означает понятие "Хаски", и существует ли какая-то связь найденных объектов с военными операциями Второй мировой войны.
Возможно, ни одно из предложенных прочтений не является верным, но авторы надеются на помощь читателей.
Что могут означать буквы А — М? Точно не установлено.
По данным, приведённым в (2), в конце 20-х — начале 30-х гг. в СССР было выпущено несколько типов летающих лодок с маркировкой М. Морская авиация? Тогда А, возможно, означает арктическая? Большая летающая лодка с шестью моторами АНТ-22 и трёхмоторный МДР-4 были созданы под руководством А.Н.Туполева. В послевоенные годы работы по созданию гидросамолётов были продолжены, и долгое время самолёты серии М (М-10, М-12) стояли на вооружении советской морской авиации.
Зададим вопрос: "Насколько вышеизложенные истории Поволжья вписываются в мировую историю?" В средневековых летописях многих народов можно найти сообщения о появлении в небе Европы "Воздушных кораблей" с экипажами. Например, в IX в. в Норвегии с корабля, парившего в небе, сбросили на Землю канат с крюком, наподобие рыболовного. Человек с корабля, бросивший канат, воскликнул: "Я пойман!" (И его поняли!). Ему дали возможность вытянуть канат, и корабль затем плавно удалился.
Аналогичный случай зафиксирован в Ирландии. "Металлический якорь на канате стал опускаться с "Воздушного корабля" с людьми на борту и зацепился за деревянную арку церкви. Один из воздухоплавателей пытался спуститься вниз по якорному канату, плывя по воздуху, как в воде, но увидев возбуждение толпы, вернулся наверх и перерезал канат. Якорь остался в церкви, как доказательство этого чудесного случая". Так же, если верить хроникам, церковная решётка в Бристоле была сделана в 1214 г. из "небесного якоря". Спустившийся за ним "матрос" был схвачен толпой и быстро задохнулся... Его товарищи благоразумно обрубили канат и улетели... В 1123 г. над Лондоном появился "Воздушный корабль", похожий на морское судно, и бросил якорь в центре английской столицы. По верёвочному трапу спустились люди. Лондонцы, посчитав их посланцами дьявола, утопили пришельцев в Темзе, Оставшиеся на корабле обрубили канат и улетели. И подобных записей сохранилось довольно много... (3). Позднее образ "Воздушного корабля" сливается с образом "Летучего Голландца".
Нет необходимости рассматривать всю информацию, связанную с преданием о "Летучем Голландце", остановимся лишь на легенде о его материальных следах. "Говорят, что бывают счастливчики, которым удаётся встретить Летучий Голландец и вернуться домой. Однако случается это редко, всего два или три раза в столетие. Ночью на параллельном курсе возникает слабое радужное мерцание, как бы световой смерч, в нём корабль... Через борт летит брезентовый мешок. Там письма, только письма. Их адресаты давным-давно уже умерли, и даже след их могил потерян. Но письма всё приходят и приходят". (4).
В 1751 г. из Кале через Ла-Манш в Дувр (это дальность 45 км), а потом и в Лондон (это 110 км) прилетел Некто на "Воздушной машине", назвавшийся итальянским монахом Андреа Гримальди Воландом. Он привёз в Лондон письма и рекомендации, позволившие ему встречаться с известными учёными и механиками. Он говорил с ними о конструкции своей летающей машины. (Откуда она вообще взялась и куда исчезла потом, история умалчивает). (5).
Новый толчок развитию старой легенды дали события последнего десятилетия XIX в., породившие волну сообщений о наблюдениях в небе многих стран загадочных дирижаблей и контактах людей с их пилотами. "Последние в большинстве случаев были вполне земными людьми. Они просили снабдить их водой и съестными припасами, а также бросить несколько писем в ближайший почтовый ящик. В беседах они с готовностью подтверждали "теорию секретного изобретения" и обещали в ближайшее время, как только будет получен патент, публично открыть секрет полёта. Иногда пилоты утверждали, что их машины прилетают из района Северного Полюса, где, вопреки господствующему мнению, существует земля, населённая потомками "десяти пропавших колен Израиля". (6) Было обнаружено несколько писем, якобы сброшенных с таких дирижаблей-призраков и направленных самым известным людям Земли. Одно из них было адресовано Т.А.Эдиссону и подписано "электриком воздушного корабля №3 К.Л.Гаррисом". Эдиссон заявил, что не знает никакого Гарриса, и что, по его мнению, вся эта история — чистейшее надувательство. Ведь невозможно тайным образом построить дирижабль... (7).
Необходимо отметить, что иногда наблюдали и катастрофы подобных дирижаблей. Например, 6 июля 1884 г. в окрестностях г. Небраска (США) якобы упал большой металлический цилиндрический предмет 50-60 футов длины и 10-12 футов в диаметре. В начале ноября 1865 г. в Скалистых горах упало "нечто". Обломки упавшего имели сглаженную форму, а со стороны разлома виднелись перекрытия, наподобие отсеков в трюме корабля. (Ссылка на публикацию от 15 ноября 1865 г. одной из местных газет США).
17 апреля 1897 г. в штате Техас "летающая лодка" врезалась в ветряную мельницу. Прогремел взрыв. Местные жители среди обломков нашли тело пилота. Он не был опознан, его захоронили на городском кладбище. В 1967 г., в эпоху бума НЛО, могилу вскрыли, но она оказалась пуста. Подобных историй много, так же, как и "материальных посланий" с небес. Но, к сожалению, последние вряд ли могут быть использованы, как подтверждение контактов. Они скорее вызывают новые вопросы.
Например, в 1897 г. в штате Мичиган (США) с "небесного аппарата" упало колесо, как от телеги, около 1 м в диаметре. С "Воздушных кораблей" падали обрывки верёвок, жестяные и стеклянные банки, вёдра и прочий хлам. Всё это больше соответствует средневековым "Воздушным кораблям" и их экипажу, чем современным дирижаблям или пришельцам...
Подобные происшествия наблюдались и в России. 25 января 1824 г. с неба в окрестностях Оренбурга сыпались большие куски "ржавого железа" (8).
А в 1998 г. в этих же местах наблюдался загадочный летательный аппарат в виде "ржавой бочки". (В декабре 2001 г. в одном из документальных фильмов, демонстрировавшихся по ТВ, были показаны успехи "НАСА". Были продемонстрированы испытания в пустыне Невада экспериментального аппарата "Ратон". Внешне он напоминал огромную "бочку-конус" высотой с 6-ти этажный дом с пропеллером наверху).
"Аппарат метров восемь вертикально опустился на лес и какое-то время двигался вперёд, но не на бреющем полёте, а в метре от земли, ломая деревья перед собой, затем снова взлетел и скрылся за горизонтом. Образовалась просека из поваленных деревьев примерно шириной в два метра. На месте посадки остались отпечатки в земле трёх "лап" и поломанные дубки" (9).
Как видим, "подземные матросы", неизвестный "AM" и его "команда" хорошо укладываются в рассматриваемый перечень.
Авторы не знают, относится ли к затронутой теме легенда о "Людях в Чёрном" или история "Розуэллского пришельца". (Люди в чёрном — неизвестные люди, обычно появляющиеся в местах посадок или аварий НЛО, одетые в дорогие костюмы чёрного цвета, предупреждающие случайных свидетелей о молчании и даже угрожающие им. Часто при общении с ними создаётся впечатление, что это какие-то отшельники, долгое время изолированные от цивилизации, например, на секретных военных базах 4-го Рейха).
Всё это более подробно будет рассмотрено в третьей книге цикла "Играющие Тени".