Iii. мини-практикум по рассказу
1. Нина Берберова вспоминала о своем первом знакомстве с прозой Набокова: «Я села читать эти главы, прочла их два раза. Огромный, зрелый, сложный современный писатель был передо мной, огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции и изгнания. Наше существование отныне получало смысл. Все мое поколение было оправдано».
— Как вы понимаете это высказывание? Как вы прокомментируете фразу «Все мое поколение было оправдано»?
2. Прочитайте высказывания критиков о творчестве Набокова: «Слишком уж явная литература для литературы» (Г. Адамович); «Очень талантливо, но неизвестно дня чего» (В. Варшавский).
— Согласны ли вы с мнением критиков? Каковы основания для подобной оцен ки творчества Набокова?
3. В. Ерофеев писал о романе Набокова «Приглашение на казнь»: «Мир пошлости в этом романе оформился в тоталитарное измерение, приобрел орудия изощренных пыток, репрессивный аппарат (...) Пошлость играет с героем как с игрушкой, крутит, вертит им и уничтожает».
— Как вы понимаете мысль Ерофеева? Что понимается под словом «пошлость»?
4. Исследователь творчества Набокова Н. Анастасьев пишет: «Ровесник века, Владимир Набоков был свидетелем его неслыханных трагедий и его величественных взлетов. Но ничто — ни революция, ни атомные взрывы — даже отдаленно не отозвались в его книгах».
— Согласны ли вы с мнением Н. Анастасьева? Приведите аргументы в защиту своего мнения.
5. Какие литературные реминисценции вы увидели на страницах романа «Приглашение на казнь»?
6. Каков смысл эпиграфа к роману: «Как сумасшедший мнит себя Богом, так мы считаем себя смертными»? (Эти слова Набоков приписывает вымышленному им писателю Делаланду.)
7. В чем своеобразие композиции романа?
8. Какова функция мотива сна в романе?
9. Вспомните, каковы были ваши первые впечатления от произведений Набокова? Изменились ли они, когда вы познакомились с ними подробнее?
Домашнее задание
Написать сочинение по роману «Приглашение на казнь».
Дополнительный материал
Нина Берберова однажды заметила: «Набоков не только пишет по-новому, он учит также, как читать по-новому. Он создает своего читателя. В статье «О хороших читателях и хороших писателях» Набоков излагает свой взгляд на эту проблему.
«Следует помнить, что произведение искусства — это всегда создание нового мира, и поэтому прежде всего надо попытаться как можно полнее понять этот мир во всей его обжигающей новизне, как не имеющий никаких связей с мирами, нам уже известными. И лишь после того, как он будет подробно исследован — лишь после того! — можно отыскивать его связь с другими художественными мирами и другими областями знания.
(...) Искусство писать превращается в пустое занятие, если оно не является прежде всего искусством видеть жизнь через призму вымысла.(...) Писатель не просто упорядочивает внешнюю сторону жизни, но переплавляет каждый ее атом».
Набоков считал, что читатель должен иметь воображение, хорошую память, чувство слова и, самое главное, — художественное чутье.
«Есть три точки зрения, с которых можно рассматривать писателя: как рассказчика, учителя и мага. Большой писатель обладает всеми тремя свойствами, но маг в нем преобладает, именно это и делает его большим писателем. Рассказчик нас попросту развлекает, возбуждает ум и чувства, дает возможность совершить далекое путешествие, не тратя на него слишком много времени. Несколько иной, хотя и не обязательно более глубокий, ум ищет в художнике учителя — пропагандиста, моралиста, пророка (именно этой последовательности). К тому же, к учителю можно обращаться не только за моральными поучениями, но и за знаниями, фактами. (..) Но прежде всего большой художник — всегда великий маг, и именно в этом заключается самый волнующий момент для читателя: в ощущении магии великого искусства, созданного гением, в стремлении понять своеобразие его стиля, образности, строя его романов или стихов».
Раздел ХIII. Литература последних десятилетий
Урок 62 (123). Литература на современном этапе
Цели урока: дать обзор произведений последних лет; показать тенденции современной литературы; дать понятие о постмодернизме,
Методические приемы: лекция учителя; обсуждение сочинений; беседа по прочитанным произведениям.
Ход урока