VI. «Высокая» поэзия первой половины XVIII века

Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Личность М. В. Ломоносова, его универсальность по-своему отражает характер времени, его сложность и противоречивость. Очень хорошо выразил это А. С. Пушкин в своей оценке личности Ломоносова: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все знал и во все проник…» Данная оценка свидетельствует прежде всего об универсальности личности Ломоносова. Она же в свою очередь является характерной чертой времени. Известно, что каждая эпоха рождает свое поколение людей, обладающих своими историческими чертами. Ломоносов завершал плеяду людей, воспитанных петровским временем . Страсть к учению заставляет его бежать из дома без благословения отца, она же принуждает его скрыть свое происхождение, хотя это ему грозило неприятностями .В 1730 году он с обозом уходит в Москву и поступает в Славяно- Греко- Латинскую академию, а в 1735 году он уже зачислен в Петербургскую академию наук в качестве студента. Еще через год он в числе лучших студентов отправлен в Германию для продолжения образования (в Марбург и Фрейбург). В 1740 году он возвращается в Россию и до конца своей жизни самозабвенно служит отечественной науке. Для него « насаждение наук в отечестве» - это дело чести. Ради этого он не остановится ни перед чем, даже, как он писал,-«и против отца своего родного восстать за грех не ставлю». Сама же наука для него лишь средства служения отечеству и « общей пользе». Такая ярко выраженная гражданская позиция заставляет его искать способы реализации ее. И здесь на помощь приходит стихотворство .Отношение Ломоносова к стихотворству было как физика к лирике. « Физика мои упражнения- стихотворство моя утеха»,- признавался он .Но и в области стихотворства он достиг значительных успехов, чем внес вклад в дело становления русской поэзии. И проявилось это прежде всего в становлении одного из ведущих жанров поэзии этого времени-оды. Как жанр лирической поэзии ода прежде всего связана с торжественностью, приподнятостью. Состояние лирического героя поэтому отличает особый эмоциональный подъем, граничащий с состоянием аффекта .Восторженный поэт руководствуется не разумом. но восхищением, его воображение парит, он пролетает мигом пространство, время, подобно молнии освещает разнообразные пространства, нарушая тем самым логические связи. Поэтический текст распадается на ряд лирических отрывков, связанных чаще всего вставными строфами. Своеобразным эпиграфом для одического текста поэтому может служить начало Ломоносовской оды « На взятие Хотина»: «Восторг внезапный ум пленил», то есть подчинил себе. И сам характер времени , и особенности ломоносовского сознания сделали жанр оды одним из востребованных жанров как для времени, так и для творчества Ломоносова.

Общая характеристика оды в русской литературе XYIII века дана Г.А. Гуковским- одним из талантливых ученых XX века .Взяв за основу мысль о том, что ода- это древнейший жанр лирической поэзии, известный русским поэтам еще со времен античности, исследователь приходит к выводу о том, что именно Ломоносов сумел в пространстве русского языка реализовать возможности данного жанра. В оде особую роль играет слово, которое в ней теряет свое конкретное значение и приобретает иную сущность. Отсюда особое значение приобретают метафоры, смелые эпитеты, нарушающие логическую связь понятий. Свои представления об оде Ломоносов представил в теоретическом трактате « Риторика»- этом своеобразном эстетическом манифесте поэта XVIII века. По мнению Ломоносова, характерной особенностью поэтической речи является ее изобилие, она требует многого, а не достаточного. Каждое существенное слово- это тема, которая должна обрасти целой сетью зависимых словесных тем, не столько поясняющих, сколько необходимых для построения правильного рисунка разветвленной фразы. В поэтическую речь, по мнению Ломоносова, входят так называемые «витиеватые речи». Принцип возвышенности достигается при этом введением церковно- славянской лексики. Оды Ломоносова и были тем поэтическим опытом, который соответствовал его теории. Заслугой Ломоносова было то, что он верно угадал возможности славянизмов, библейских выражений при создании высокого слога оды. Слова в оде следует подбирать не по принципу их значения, а по принципу отбора наивысшего в эмоциональной окраске семантического ряда. Для Ломоносова носителем восторга-этим единственным персонажем его лирической темы,- является душа, пребывающая в состоянии сильнейшего аффекта, вознесенная к небесам. Восторженный поэт руководим в своем пении не разумом, но восхищением, его воображение парит, пролетает мигом пространство, время, нарушает логические связи, подобно молнии сразу освещает разнообразные места. Отсюда возникает пресловутый «лирический беспорядок», предписанный для оды еще Буало. Ломоносов разрабатывает в своей « Риторике» учение о развитии словесных тем. Он полагает, что необходимо всеми способами обогащать речь, стремиться к речевому изобилию. По его мнению, каждое слово-тема должно обрасти целой сетью зависимых словесных тем, не столько поясняющих, сколько служащих материалом для построения правильного рисунка разветвленной фразы, создающих впечатление пышности, всеобъемлющего величия. И поэтому Ломоносов рекомендует вводить в произведение так называемые «витиеватые речи». Торжественность стиля достигается еще и тем, что в оде много славянизмов, библеизмов, риторических вопросов и восклицаний. Это особенно сочетается с основной темой Ломоносовских од- прославлением государства, просвещенного монарха и науки. Так, например, ода Ломоносова « На день восшествия…Елизаветы Петровны ….1747 года» ярче всего иллюстрирует вышесказанное о поэтике Ломоносовских од. В ней главной темой является тема сильной государственной власти. Именно поэтому в пространство хвалебной оды- посвящения естественно и непринужденно входит тема Петра, России и науки. Сама Елизавета здесь лишь только повод для реализации основной идеи. Это безусловно связано с миросознанием поэта, ориентированного на «общую пользу». Подобная модель сознания определяет и эстетическую позицию Ломоносова, ярче всего выраженную им в « Разговоре с Анакреоном». Текст его построен следующим образом - Ломоносов переводит фрагмент из оды Анакреона, а затем отвечает на него сам. Подбор фрагментов из анакреоновых од для Ломоносова не случаен: он дает возможность ему выразить свое отношение к позиции античного поэта. Так, Ломоносов переводит из 1-ой оды Анакреона

Мне петь было о Трое,

О Кадме мне бы петь,

Да гусли мне в покое

Любовь велят звенеть.

Как видим, здесь представлена эстетическая позиция Анакреона, для которого принципиально петь только о любви, а не о героях. Это дает возможность Ломоносову представить свое отношение к поэтическому творчеству:

Мне петь было о нежной,

Анакреон! Любви;

Я чувствовал жар прежней

В согревшейся крови.

Я бегать стал перстами

По тоненьким струнам

И сладкими словами

Последовать стопам.

Мне струны поневоле

Звучат геройский шум,

Не возмущайте боле,

Любовны мысли ум;

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен;

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Перед нами четко выраженное представление о том, что же является главным идеалом в поэзии. И хотя поэт как будто не отказывается от камерной темы в поэзии - дальнейшее развитии темы убеждает в обратном. М. В. Ломоносов для большей убедительности своей эстетической позиции привлекает современника Анакреона – Катона, который лишил себя жизни ради высоких гражданских убеждений. Для Ломоносова такая поведенческая модель является эталоном поведения истинного героя, который ради высоких гражданских устремлений жертвует своей жизнью: «Катон старался ввесть в республику порядок». Вот почему Ломоносов сравнивает Анакреона с ним, и это сравнение не в пользу античного поэта:

От зеркала сюда взгляни, Анакреон,

И слушай, что ворчит, нахмурившись, Катон:

« Какую вижу я седую обезьяну?

Не злость ли адская на смех склонить мой хочет ум?

Однако я за Рим, за вольность твердо стану…»

Сам же Ломоносов комментирует двух современников так:

Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок,

Катон старался ввесть в республику порядок,

…………………………………………………

Ты век в забавах жил и взял свое с собой,

Его угрюмством в Рим не возвращен покой;

Ты жизнь употреблял как временну утеху,

Он жизнь пренебрегал к республики успеху;

«Разговор с Анакреоном» таким образом демонстрирует нам поэтические идеалы М. В. Ломоносова, его убеждение в том, что поэт должен быть прежде всего гражданином. И в этом была особенность времени.

VII. Выводы

Таким образом, проанализировав становление и развитие литературы в 1-й половине XVIII века, можно сказать, что она отразила те изменения в сознании человека, которые связаны с петровскими преобразованиями. И это выразилось прежде всего в появлении новых жанровых форм и модификации старых. Можно сказать, что бурный процесс развития литературных жанров позволяет выявить несколько тематических направлений – сатирического, камерного направления в поэзии и «высокой» поэзии. И ведущие писатели первой половины XVIII века (А. Кантемир, В. Тредиаковский и М. Ломоносов) так или иначе развивали их в своём творчестве.

Наши рекомендации