Семинары 7-8. Русская культура первой половины XVIII века

План

1. Основные черты русской культуры.

2. Просвещение и наука.

3. Трансформация придворного быта.

4. Рождение регулярного города. Архитектура.

5. Новый герой русского изобразительного искусства.

Понятийный аппарат

барокко, классицизм, стиль, регулярный город, секуляризация,

«обмирщение»

Темы для сообщений

1. Общественно-политическая мысль первой половины XVIII в.

2. Музыкальная культура.

Литература

1.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.

2. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.

3.Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII века. - М., 1987.

4. Ильина Т.В. Отечественное искусство. - М., 1992.

5.Очерки русской культуры XVIII в. - М., 1985-1990. - Ч.1-4.

6. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. - Л., 1992.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. XVIII в. в России – период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени, начало которому положили петровские реформы. Студенты должны показать, что главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, разрушавшая средневековую цельность древнерусской культуры, фактически разделив ее на две культуры: светскую и религиозную. Следует учитывать, что в культуре утвердился «государствоцентриз». В концепции мира, утверждаемой Петром, на место «красоты» ставится «польза»; традиционный для Древней Руси приоритет слова, словесного этикета отходит на второй план перед авторитетом вещи, материального производства, естественных и технических наук; «плетение словес» сменил деловой стиль (введенный Петром гражданский шрифт, противостоящий церковнославянскому, окончательно отделил светскую книжность от религиозной). Следует также учитывать, что петровские реформы были ориентированы на вестернизацию русской культуры, что привело к идейно-политическому и социокультурному расколу в русской культуре XVIII в. Кроме того, наметились две конфронтационные тенденции: между «просвещенным» меньшинством (культурной элитой) и консервативно настроенным большинство («непросвещенной» массой) и между прозападнически настроенными поборниками реформ и их противниками, отстаивающими самобытность России, культурное «почвеничество». Парадоксы культурно-исторического развития России получили концентрированное выражение в явлении, получившем наименование «демократия несвободы», т.е. «противоречивой связи верхов и низов». Для новой культуры было характерным значительное по сравнению со средневековой ускорение темпов развития, смены стилей, вкусов.

2. Впервые в истории России образование молодых людей становится государственной политикой. При освещении данного вопроса необходимо, во-первых, рассмотреть, как проходило обучение за границей; во-вторых, показать формирование профессиональной школы в России; в-третьих, раскрыть становление начальной общеобразовательной школы.

Интерес к научным знаниям был связан, в первую очередь, с практическими потребностями государства. Исходя из этого, следует показать развитие естественных наук, роль и значение первых экспедиций. Особое внимание следует обратить на появление первых исторических трудов П.П.Шафирова, И.Т. Посошкова, Феофана Прокоповича.

3. В первой четверти XVIII в. перемены в общественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества были значительны. Однако, следует заметить, что касались эти новшества в основном дворян и зажиточного купечества. Особенностью быта было появление новых форм общения, развлечений, многочисленных светских праздников. Вместе с новыми светскими формами развлечений получили распространение «правила хорошего тона». Изучите и прокомментируйте «Юности честное зерцало» (1717 г.).

4. До XVIII в. административно-правовых различий между городом и деревней практически не существовало. В большинстве случаев граница между городом и деревней отсутствовала и в буквальном смысле. В петровское время начинается новый этап в истории русского градостроительства. Студенты должны знать, что наряду с традиционным для Руси аграрным городом появляются новые городские типы, такие как – город – военно-административный пункт и торгово-промышленный город. Но главным детищем Петра стало создание модели идеального («регулярного») города-мира. Стефан Яворский отмечал, что в основе созидаемой Петром страны была заложена идея потального противостояния аграрному миру, поэтому ее символом становится город, ее инструментом – промышленность, ее принципом регулярность. Самое грандиозное детище Петра – это Петербурга. На примере строительства новой столицы Российского государства студенты должны показать новые тенденции градостроительства.

5. В XVIII в. на первый план выдвигается светское искусство, а по количеству созданных произведений и художественному уровню главное место занял портрет. Раскройте творчество И.Н. Никитина, А.М. Матвеева, а также иностранных живописцев И.-Г.Таннауэра и Л.Каравакка.

Семинар 9. Итоги преобразований России в первой четвертиXVIII в.

План

1. Границы Российской империи. Геополитическая ситуация. Место и роль России в системе международных отношений в петровское время.

2. Итоги модернизации государственного аппарата.

3. Формирование сословной системы России.

4. Итоги экономического развития.

5. «Обмирщение» русской культуры, ее особенности.

МЕТОДИЧЕСИК РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к итоговому семинарскому занятию используйте основную рекомендованную литературу, выводы лекций и предыдущих семинарских занятий. Студенты должны исходить из того, что первым очевидным итогом петровских реформ следует считать преодоление структурного (системного) кризиса. Кризиса традиционализма, который охватил русское общество во второй половине XVII в. Вторым очевидным итогом преобразований явилась европеизация (модернизация) важнейших политических институтов, системы управления и жизни общества в целом. Модернизация коснулась и хозяйственной сферы. В ходе реформы была осуществлена по существу индустриализация страны, которая обеспечила ликвидацию технической отсталости. Однако правовая и социальная основы индустриализации были таковы, что, выведя страну из кризиса, реформы не создали базу для благоприятного и конкурентоспособного по сравнению с Европой развития экономики в дальнейшем. Еще одним важнейшим проявлением модернизации – в созданной в ходе преобразований социальной структуре русского общества. С появлением соответствующих законодательных актов это создавало возможность возникновения полноценных сословий европейского образца. Однако студенты обязательно должны показать половинчатость модернизации в этой определяющей сфере.

Крайне противоречивы были итоги петровских реформ в сфере экономики. С одной стороны, индустриализация, преодоление технической отсталости, создание десятков новых заводов. С другой,- основанная на крепостническом труде промышленность, обреченная в силу этого на низкие темпы развития, на отсутствие стимулов повышения производительности труда, постоянную нехватку кадров рабочий и специалистов.

Необходимо учитывать и противоречивые последствия петровских реформ в духовной сфере. Именно нововведениям Петра мы обязаны появлением светской культуры, усвоившей ценности и знаковую систему европейской культуры. Однако европеизация была осуществлена таким образом, что новая культура стала достоянием лишь малой части народа. Произошел культурный раскол русского народа.

Вместе с тем, студент должны четко уяснить, что, предотвратив дезинтеграцию страны, петровские реформы создали принципиально новое Российское государство – самодержавную империю с сильным центром, разветвленным и единообразно организованным бюрократическим аппаратом и фискальной системой, опирающимися на мощь армии и полиции.

Семинар 10. Политическая ситуация в России в 30-60-х гг. XVIII в.

План

1. Обоснование законности верховной власти в 30-60-хх гг. XVIII в.

2. Внутриполитическая борьба. Социально-экономические развитие России в годы правления Екатерины I.

Понятийный аппарат

дворцовый переворот, «тестаменты», «сукцессоры»

Литература

1. История России. С начала XVIII до конца XIX в. / Под ред. член-корр.А.Н. Сахарова. - М.:АСТ, 2001.

2. История России XVIII-XIX вв.: Хрестоматия. – М., 2003.

3. История России XVIII-XIX веков /Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2008.

4. Безременье и временщики: воспоминания об эпохи дворцовых переворотов. - М., 1991.

5. Дворцовые перевороты в России. 1725-1825 гг. - Ростов-на-Дону, 1998.

6. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М., 1986.

7. Анисимов Е.В. Россия без Петра. - СПб., 1994.

8. На российском престоле: Монархи российские после Петра Великого. - М., 1993.

9. Россия XVIII в. глазами иностранцев. - Л., 1988.

10. Со шпагой и факелом: дворцовые перевороты в России. 1725-1825. - М., 1991.

11. Троицкий С.М. русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. - М.. 1974.

12. Курукин М.С. Дворцовый переворот 1741 г. Причины, «технология», уроки // Отечественная история. - 1997. - № 5. - С.3-15.

13. Щюрин В. Верховники и бировщина // Знание сила. - 1992. - № 9. - С.68-81.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Период российской истории с 1725 по 1762 гг. вошел в отечественную историографию как «эпоха дворцовых переворотов». Действительно, в этот период произошло восемь переворотов, каждый из которых возводил на престол нового государя, после чего происходила смена персонального состава правящей верхушки. Долгий период политической нестабильности в Российской империи во многом был обусловлен изменением Петром I указа о престолонаследии (5 февраля 1722 г.). Студентам необходимо, прежде всего, рассмотреть систему передачи верховной власти в допетровский период. Опираясь на текст «Устава о наследии престола», проанализируйте те изменения, которые нарушили традицию престолонаследия. В.О. Ключевский дал следующую оценку этого закона: «Лишив верховную власть правомерной постановки… Петр этим законом погасил и свою династию как учреждение: остались отдельные лица царской крови без определенного династического положения». Исходя из этого, студент должен знать, что последующие российские монархи этого периода считали необходимым законодательно обосновать легитимность своей власти. Для четкого понимания сути проблемы, необходимо изучить «Завещание» Екатерины I , в котором четко обозначена преемственность наследников – «сукцессоров». В годы правления Анны Иоанновны особым указом 17 декабря 1731 года был возвращен из забвения «Устав о наследии» 1722 г., что должно было развязать новой императрице руки при назначении наследника. Следующий шаг был сделан Елизаветой, которая свои права на престол обосновывала, во-первых, волеизлиянием подданных; во-вторых, близостью родства Петру Великому и, в-третьих, Тестаментами Екатерины I.

2. Исход противоборства придворных партий, после смерти Петра Великого, был предопределен не только указом 1722 г., но и тем, что Екатерина I в январе 1725 г. стала коронованной императрицей, которой уже была принесена присяга. При рассмотрении внутриполитической деятельности Екатерины I необходимо исходить из того, что все указы условно можно разделить на две групп. Во-первых, это указы, подтверждавшие установления Петра и направленные на продолжение им начатого; и, во-вторых, указы, основанные на записке Ягужинского, и имевшие целью ослабить социальную напряженность. В первую группу следует отнести указы о наказании беглых солдат; об увеличении числа членов Уложенной комиссии; о не поступлении в монахи без разрешения Синода. Особо следует выделить «Пункты о вотчинных делах», представлявшие собой детальное разъяснение петровского указа о единонаследии. Во вторую группу включить указы, корректирующие реформы Петра: манифест о принятии мер против притеснения украинцев и наказании виновных; о не принуждении крестьян строить полковые дворы, если они берут солдат и офицеров на постой; прощение виновных в утайке душ и др. Необходимо также показать изменения в системе центрального управления (создание Верховного тайного совета (8 февраля 1726 г.), место и роль Сената) и местного управления.

Наши рекомендации