Архитектура Москвы первой половины XVIII века

РЕФЕРАТ

по истории архитектуры

ТЕМА

Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга XVIII века

Выполнил

студент группы м-ЛА-101

Трутченкова А.Н.

Проверил

доц.

Алехина И.В.

Брянск

Содержание

Введение. 3

Архитектура Москвы первой половины XVIII века. 4

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века. 5

Архитектура Москвы второй половины XVIII века. 8

Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

Для русского зодчества XVIII века характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Продолжая свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры, перерабатывая ее принципы применительно к конкретно-историческим потребностям и условиям своей страны.

По ряду своих стилевых особенностей русская архитектура первой половины XVIII века может быть сравнима с господствующим в Европе стилем барокко. Тем не менее, прямую аналогию здесь проводить нельзя. Русское зодчество обладало значительно большей простотой форм, чем было свойственно стилю позднего барокко на Западе. Особенностями русского барокко являются обилие сложных, криволинейных форм, масштабные колоннады, обилие скульптур на фасадах и в интерьере, многоярусные купола со сложной формой.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Особенностями русского классицизма являются простота и симметрия форм зданий, сдержанный и простой внешний декор с колоннами, пилястрами, капителями и статуями, строгие, повторяющиеся линии, окна прямоугольные, эффект перспективы. Получило некоторое распространение течение «псевдоготика», когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили здания и в стиле ампир.




Заключение

XVIII век – время замечательного расцвета русского зодчества. За это столетие воздвиглась новая столица – Санкт-Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города.

В семнадцатом веке завершается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. В XVIII веке, продолжая свои национальные традиции, русские мастера стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры. Они во многом обогатили мировую архитектуру, внеся в ее развитие неповторимые черты.

Архитектура XVIII века в России выражала всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений. С политическим и экономическим развитием России предъявлялись новые требования к градостроительству.

Условно вся русская архитектура XVIII века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями: это барокко и классицизм.

Прогрессивные традиции русского зодчества XVIII века имели огромное значение для практики более поздней архитектуры. С каждым годом архитектура преобразовывалась, но некоторые особенности русского зодчества развивались на протяжении грядущих столетий, сохраняя традиции и устойчивость вплоть до XX века.

Список литературы

1. Емохонова, Л. Г.: Мировая художественная культура / 4-е издание. М / издательский центр «Академия», 2000.

2. Русское барокко и классицизм в архитектуре Москвы. 18 — начало 19-го века [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL.: http://cvetamira.ru/russkoe-barokko-i-klassicizm-v-arhitekture-moskvy-18-nachalo-19-go-veka (дата обращения: 27.11.2017).

3. Архитектура России 18 века [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL.: http://poznayka.org/s20063t1.html (дата обращения: 27.11.2017).

РЕФЕРАТ

по истории архитектуры

ТЕМА

Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга XVIII века

Выполнил

студент группы м-ЛА-101

Трутченкова А.Н.

Проверил

доц.

Алехина И.В.

Брянск

Содержание

Введение. 3

Архитектура Москвы первой половины XVIII века. 4

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века. 5

Архитектура Москвы второй половины XVIII века. 8

Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

Для русского зодчества XVIII века характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Продолжая свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры, перерабатывая ее принципы применительно к конкретно-историческим потребностям и условиям своей страны.

По ряду своих стилевых особенностей русская архитектура первой половины XVIII века может быть сравнима с господствующим в Европе стилем барокко. Тем не менее, прямую аналогию здесь проводить нельзя. Русское зодчество обладало значительно большей простотой форм, чем было свойственно стилю позднего барокко на Западе. Особенностями русского барокко являются обилие сложных, криволинейных форм, масштабные колоннады, обилие скульптур на фасадах и в интерьере, многоярусные купола со сложной формой.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Особенностями русского классицизма являются простота и симметрия форм зданий, сдержанный и простой внешний декор с колоннами, пилястрами, капителями и статуями, строгие, повторяющиеся линии, окна прямоугольные, эффект перспективы. Получило некоторое распространение течение «псевдоготика», когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили здания и в стиле ампир.

Архитектура Москвы первой половины XVIII века

В Москве жил и работал выдающийся русский зодчий Дмитрий Васильевич Ухтомский. С его именем связаны два замечательных памятника русской архитектуры в Москве: колокольня Троице-Сергиевой лавры (1740—1770) и каменные Красные ворота (1753—1757). По характеру своего творчества Ухтомский довольно близок Растрелли. И колокольня лавры и триумфальные ворота богаты по внешнему оформлению, монументальны и праздничны.

План Троицкого монастыря составил архитектор И.Ф. Мичурин, руководивший застройкой Москвы. В 1740 году началось строительство под руководством И.Ф. Мичурина и И. Жукова. Первые два яруса возводили в течение 7 лет. Такой долгий срок был обусловлен необходимостью "оседания фундамента" сооружения для устранения риска повреждения. В 1747 году руководить строительством стал московский архитектор Д.В. Ухтомский, т.к. Мичурина отозвали на другой объект. В 1753 году монастырь посетила императрица Елизавета Петровна, которой был представлен новый план дальнейшего возведения звонницы. Ухтомский предложил сделать ее самым высоким сооружением – выполнить не два яруса, а четыре, возвышающихся на двухэтажном постаменте. Проект был одобрен, и к 1770 году на территории монастыря возвышалась 88-метровая колокольня. На постамент в виде двухэтажного яруса поставили четыре яруса, каждый следующий меньше по размерам, чем предыдущий. Необычный золоченый купол с коронами удивительно гармонично сочетается с белоснежным цветом стен.

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Они были построены из дерева, неоднократно подвергались пожару и восстанавливались. В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи». Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела. Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году, при расширении Садового кольца, в соответствии с планом перепланировки.


Наши рекомендации