Русская музыка первой половины xviii века

русская музыка первой половины xviii века - student2.ru

Русский писатель, поэт, переводчик и государственный деятель

Григорий Николаевич Теплов (1717—1779)

Почему именно XVIII век стал у нас веком новой музыкальней культуры, новых родов и областей русского музыкального искусства? Потому что как раз в этом столетии сложились новые формы общественной жизни, созрела новая театральная аудитория, выросли новые круги крепостной интеллигенции.

Государственные реформы и культурные преобразования Петра I, проводившиеся с начала XVIII века, постепенно открылипути для роста светского национального искусства, для выдвижения новых кадров художников, зодчих, музыкантов и просто грамотных деятелей, проис­ходивших нередко из крепостной среды.

Завязались новые связи с западной культурой. Русские путешественники, посланные за границу Петром I для учёбы, познакомились с блистательной тогда итальянской оперой, с французской и английской музыкой. При Петре начались в Петербурге первые концерты, в которых исполнялись новые сочинения прославленных европейских композиторов.

Было положено начало концертному придворному оркест­ру. Сам Пётр усиленно заботился о полковой музыке. Все большие публичные празднества, например, празднование победы над шве­дами, отмечались торжественными спектаклями с музыкой, пением кантов на открытом воздухе во время парадных шествий, под звуки труб и литавр, а также исполнением мощных, громкозвучных, многохорных церковных концертов.

На ассамблеях, которые ввёл Петр I и где собиралось общество для танцев, бесед, игры в шахматы, звучали модные танцы того времени — менуэт, поло­нез, англёз. Все это было ново, как нов был и складывавшийся в новой русской столице общественный быт.

На первых порах, когда в России ещё не было своих артистов и своих композиторов светской музыки, в Петербурге работали крупные и прославленные иностранные мастера, стремившиеся к богатому царскому двору.

В 1736 году в Петербурге, при дворе императрицы Анны Иоанновны, была впервые поставлена опера. Её сочинил и поставил итальянский композитор Франческо Арайя, специально для этого выписанный из Неаполя вместе с итальян­скими певцами. Отсюда ведут своё начало пышные постановки итальянских опер при петербургском дворе.

Именно так водилось тогда почти всюду при богатых европейских дворах. Но очень скоро итальянская опера перестала удовлетворять русскую ауди­торию, и начали возникать русские оперы, в которых русским был вначале только словесный текст, а затем и музыка, создававшаяся уже русскими композиторами.

Тогда же, одновременно с первыми оперными спектаклями, начали появляться и получили распростра­нение инструментальные пьесы (для скрипки и других инструмен­тов), в которых поселившиеся в русских столицах иностранные музыканты, идя навстречу требованиям русских любителей музы­ки, пытались иногда обрабатывать народные мелодии.

Наконец, наряду с многочисленными кантами, наполнявшими рукописные сборники-альбомы, появились и первые сборники русских песен-романсов с сопровождением клавесина. Самый ранний из таких сборников был составлен и выпущен в 1759 году просвещённым любителем музыки Григорием Николаевичем Тепловым на слова русских поэтов и назывался «Между делом безделье или собрание разных песен».

Песни Теплова подражали модным тогда менуэтам и другим тан­цам и были очень несложны по складу. Но пока распространение всей этой новой музыкальной культуры ограничивалось ещё срав­нительно узкими кругами столичной знати. Только в последней четверти XVIII века сложилась настоящая русская композиторская школа светского направления. Эта школа сразу же утвердила свое национальное и широкое общественное значение.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ОПЕРЫ

Среди русских композиторов, выдвинувшихся, главным образом, с 70-х годов XVIII века и ставших предшественниками великого Глинки, нужно назвать имена Максима Созонтовича Березовского(1745—1777), Дмитрия Степановича Бортнянского (1751—1825), Михаила Алексеевича Матинского (1750—1820), Евстигнея Ипатьевича Фомина (1761—1800), Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747—1804), Иосифа Антоновича Козловского (1757—1831).

Их усилиями созданы первые русские оперы, новые, свободные формы церковной музыки, первые романсы, первые сонаты, квартеты, симфонии.

Первая опера на русский текст возникла еще в 1755 году при петербургском дворе. Это была опера уже известного нам Франческо Арайи на античный мифологический сюжет — «Цефал и Прокрис». Но текст её писал один из крупнейших русских поэтов XVIII века — Александр Петрович Сумароков и исполнена она была на русском языке, совсем юными русскими певцами-актерами.

Оперы же русских композиторов на русские бытовые сюжеты, в популярной, общедоступной форме комедии с музыкой, возникли уже не при дворе, а в связи с ростом иной театральной среды, когда в русских столицах созрела более широкая театральная аудитория, наполнявшая частные, «вольные» театры. Эта аудитория обладала новыми вкусами и предъявляла к искусству новые требования.

Наши рекомендации