Переход к изучению нового материала
Дидактическая задача – подготовка к изучению нового (тип урока - вводный) – 2-3 минуты.
Главные цели: 1) мобилизация внимания и познавательной активности; 2) возбуждение интереса учащихся к изучению материала; 3) обеспечение сознательного усвоения содержания темы.
Пути осуществления:1) установка связи с предшествующим материалом; 2) установка межпредметных и межкурсовых связей (понятия из других курсов); 3) мобилизация опыта учащихся.
Приёмы: 1) Вводное слова/ беседа; 2) обобщающее слово/беседа; 3) постановка учебно-познавательной задачи; 4) создание проблемной ситуации; 5) рассказ учителя.
Обязательные вопросы: 1) значение темы; 2) хронологические рамки; 3) круг проблем.
Учебно-познавательные задачи – те задачи, которые основаны на выполнении логических операций при работе с историческими документами, выделение общих черт изучаемого раздела, введение оценки исторического явления, аргументированные высказывания, отношение к историческому явлению.
Проблемные задачи (в. Окунь): проблемной является не любая задача, а та, в основе которой лежит практическая или теоретическая трудность, преодоление которой требует исследовательской активности учащихся >>> требует поискового уровня. ПРИМЕР: почему в Нидерландах началась революция?– для этого нужно рассмотреть и исследовать и другие вопросы.
Рассказ очень редко используется при переходе к изучению нового материала, но он необходим когда предстоит изучать сложные вопросы связанные с экономикой страны – рассказам необходимо создать картинную завязку.
Основные условия эффективности изучения материала:
- Правильное определение объема материала и оптимальное определение соотношение материала между главным и дополнительным. Материал дается по учебника, подчёркивается основное (есть и в учебнике и в дополнениях учителя). Дополнения нужны для: 1) создания полноценного повествования, а не пересказа учебника; 2) для систематизации материала; 3) иллюстрация примерами; 4) на основе новых подходов.
- Получение одного логического стержня урока.
- Правильное определение познавательной деятельности учащихся при использовании источника знаний.
Типы изложения: 1) иллюстративно-объяснительное; 2) догматическое; 3) рассуждение, т.е. показ учителем как он видит исторический материал; 4) проблемное изложение.
Оптимальный темп изложения: скорость восприятия реакции у детей.
Закрепление
Закрепление -вторичное восприятие, дальнейшее осмысление и углубление знаний учащихся, а также дальнейшее совершенствование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Задачи закрепления:
- Установление прочных связей между новым и старым материалом.
- Выявление и решение проблем.
- Определение результатов организации изучения нового материала.
Закрепление – это не проверка знаний, это вторичное знание >>> оценки ставить можно, но не нужно. Закрепление нужно для усвоения нескольких вопросов, но всё зависит от цели урока.
Типы закрепления:
v Последующие – закрепление следующие за изучаемым материалом.
v Пошаговое (поэтапное) – последовательное, по ходу изложения материала.
v Смешанное – пошаговое сопровождается последовательным.
В основе выбора типа закрепления лежит событийный материал.
Пошаговое закрепление применяется, когда изучается сложный исторический материал, когда изучаются вопросы, имеющие слабую теоретическую часть, когда изучение последующих вопросов требует закрепления предыдущих.
Первичное закрепление:
- Письменное – графические задания, построение различных схем и планов >>> учебно-познавательные задачи.
- Устные – фрагменты беседы или опроса, решение учебно-познавательных задач.
Домашнее задание
Домашнее задание – это связующие звено между уроками, его формулировка направляет на организацию изучения материала + это форма самостоятельной работы учащихся.
Главная задача: закрепление изученного материала.
Минусы д\з: 1) перегрузка учащихся в связи с введением дополнительного материала; 2) неправильно определённое содержание материала и опроса >>> новый материал учащиеся вынуждены изучать самостоятельно.
Цель д\з: определить нагрузку для работы учащихся, объяснение пути оформления и выполнения д\з.
Требования к Д/З:
- Оно должно быть направлено но более прочное закрепление, на развитие знаний и навыков.
- Определяется материалом двух уроков (где д\з формулируется и следующим).
- Должно быть построено на основе программ и дополнительного материала при условии обеспечения учащихся дополнительными источниками.
- Строится в порядке постепенного усложнения.
- Строгая дозировка д\з (10-11 класс – 20-30 минут).
Формулировка Д\З:
- Четко должен звучать источник – учебник, хрестоматия, тетрадь, художественная литература, наглядное средство, периодика.
- Определяется характер деятельности учащихся – репродуктивный, поисковый, механический.
- Определяется форма деятельности – письменная, устная, учебно-практическая, познавательная.
- Организация выполнения – групповое, индивидуальное или коллективное задание.
- Можно предложить варианты заданий + задания по желанию и по выбору.
|
|
Практические методы
Практические методы – это группа методов по источнику – самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся.
НО! Самостоятельная работа по одному из уже названных источников. Самостоятельная работа предполагает формирование знаний и навыков.