II. Проверка домашнего задания. Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить стихотворение А
Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить стихотворение А. Фета. Те дети, которые выучили стихотворение, рассказывают его наизусть.
После этого можно заслушать выразительное чтение стихотворения А. Фета несколькими учащимися.
Обязательно следует отметить выразительность, красоту чтения как тех учеников, которые читали стихи по книге, так и тех, что рассказывали их наизусть. Это могут сделать и учитель, и сами ученики.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Конец 50-х годов XIX века стал для Афанасия Фета временем его творческого расцвета, его «звездным часом». Стихи, которые он создает, сразу печатаются в различных журналах.
К этому времени относится и стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Учитель выразительно читает стихотворение А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Беседа.
– Какая картина открылась перед вами?
– Какие запахи почувствовали, какие звуки услышали?
– Какие слова использовал поэт, чтобы показать необъятность, величие хлебного поля?
– Какие бы краски вы использовали, чтобы нарисовать картину, изображенную поэтом?
– Как бы вы передали настроение поэта при чтении стихотворения?
– Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах).
IV. Итог урока.
– Что понравилось, запомнилось?
– Что бы вы сделали по-другому?
Домашнее задание:подготовить выразительное чтение стихотворения А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой» (с. 65, часть 1-я), выучить стихотворение наизусть (по желанию учащихся), сделать рисунок к стихотворению.
Урок 12
ИВАН САВВИЧ НИКИТИН.
«ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО...»
Цели:начать знакомить учащихся с поэзией И. С. Никитина, показать красоту, образность стихотворений И. С. Никитина; воспитывать любовь к русской природе; работать над развитием красивой, правильной речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На доску вывешиваются рисунки учащихся, выполненные к стихотворению А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...».
– Посмотрите на это бескрайнее золотое море.
– Что хотите сказать?
– Какие мысли навевает эта работа? О чем заставляет задуматься? (О людях, которые вырастили хлеб, их нелегком труде.)
– Да, труд пахаря нелегок, но как радостно на сердце, когда видишь картину, подобную той, какую изобразил А. Фет в своем стихотворении.
– Перечитаем стихотворение еще раз.
Учащиеся выразительно читают или рассказывают наизусть стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
или другие:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям...
– А знаете ли вы, кто автор этих замечательных стихотворений?
– Их написал Иван Саввич Никитин.