Лекция 1. Периодизация древнерусской литературы
Эта проблема очень сложна в науке, она никогда не может иметь однозначного решения. В основе периодизации лежит историко-хронологический принцип, но важен и учет внутренних законов развития литературы. Нужно учитывать те новые художественно-эстетические свойства, которые появляются в определенный период: это стиль, приемы изображения действительности, художественные особенности. Один из авторов учебников по древнерусской литературе Гудзий строит периодизацию на историко-хронологическом принципе, но учитывает и внутренние особенности развития литературы. Д.С. Лихачев принял дробное членение по векам, выделяя даже одну четверть и одну треть века, что осложняет общее восприятие развития литературного процесса. Внутри этих периодов литература рассматривается также по жанрам. Справедливо выделяется литература XVI века – это время укрепления единого централизованного государства, что имеет свое отражение и в литературе. Лихачев выделяет литературные памятники первой половины 17 века (в смутное время появляется публицистика) и второй половины 17 века (когда наметились предпосылки создания новой русской литературы).
Еще один автор учебника по русской литературе В.В. Кусков дает периодизацию, основанную на историческом принципе, но с учетом эволюции стилей и принципов изображения человека.
I период
Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны только от второй половины 11 века. Это «Остомирово Евангелие» (1056 – 1057 гг.), «Изборник Святослава» (1073 г.) и «Изборник» (1076 г.). Таким образом, литература этого времени дошла до нас только переводная.
Интенсивное развитие письменности на Руси приходится на период принятия Христианства, которое принималось не одномоментно – до конца 14 века. Письменность на Руси стала развиваться с конца 10 века, вместе с этим возникает и определенная система образования. В 30-е годы 11 века в Киеве работают писцы, которые переписывали и переводили многие книги с греческого на славянское письмо. Это позволяет выделить Первый период – конец 10 века – первая половина 11 века, характеризующийся началом формирования литературы, что совпало с образованием раннефеодального государства.
В этот период нельзя говорить о тематике произведений, о жанрах, стилях достоверно. Преобладающее место занимали переводные книги религиозно-нравственного содержания – Евангелие, Апостол, Служебные минеи; греческие хроники, которые близки к нашей летописи; записи устных сказаний о распространении Христианства на Руси, которые заложили основу «Повести временных лет». Кроме того, в это время переводится житийная литература. Художественной вершиной этого периода и начала нового периода стало «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Иллариона. Это первое дошедшее до нас оригинальное произведение древнерусской литературы.
II период
Середина 11 – последняя треть 12 веков.
Это литература Киевской Руси – самое яркое время развития русской литературы. Д.С. Лихачев называет этот период Киевско-Новгородским.
К концу 11 века начинается слабо выраженный процесс феодального дробления на Руси, что приводило к образованию новых политических и культурных центров. Но все же в это время вся культурная и политическая жизнь была централизована в Киеве. Одной из основных тем в литературе становится тема Руси как единого целого.
Это время расцвета оригинальной русской литературы. Это повести, сказания, предания, которыми продолжалась «Повесть временных лет»; появляется оригинальная житийная литература – сказание о Борисе и Глебе, житие Феодосия Печерского; дидактические Слова и поучения – «Поучение Владимира Мономаха» (дошло до нас в составе «Повести временных лет»).
В это время формируется новый жанр – хождение или хожение, то есть путешествие.
Центральным памятником древнерусской литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве».
В это время бытует и переводная литература – это философско-дидактические и нравственно-дидактические сборники, исторические хроники и апокрифы, которые не признавались официальной церковью.
Стили: эпический, монументально-исторический, экспрессивно-эмоциональный (в житийной литературе, так как полна была плачей по умершему святому). Многие стили представлены в единстве в одном произведении.
III период
Конец 12 века – середина 13 веков
Это период феодальной раздробленности. Начинается процесс объединения северо-восточной Руси. В связи с этим развитие литературы приобретает областнический характер, создаются местные литературные школы. Самая известная Владимиро-Суздальская.
IV период
Конец 13 века – начало 14 века – 15 века
Это время борьбы Руси с монголо-татарским нашествием. Происходит объединение Северо-восточной Руси. Начало формирования Русского централизованного государства. Главные культурные центры: Москва, Новгород, Псков, Тверь.
Характерен стиль – экспрессивно-эмоциональный. Много памятников панегирической литературы.
V период
Конец 15 века – 16 век
Время укрепления единого централизованного государства. В литературе происходит процесс слияния всех местных литератур в единую общерусскую литературу. Создаются своды. Эта литература была призвана дать идеологическое обоснование централизованной власти государя.
Развивается новый стиль – идеализирующий биографизм – второй монументализм, где бытуют образы мдеальных царей, князей и пр.
VI период
17 век
Это литература формирующейся русской нации. Время создает предпосылки для возникновения нового периода истории и литературы. Здесь выделяются два этапа:
Первый этап – до 60-х годов 17 века
Второй этап – с 60-х годов 17 века до конца 17 века.
Первый этап характеризуется развитием публицистики и исторических произведений, а второй – созданием бытовых сатирических повестей, новых произведений исторического плана.