Лекция 10. Народы Африки. Часть2.

План:

1. Народы Западной Африки

2. Народы Центральной Африки

3. Народы Южной Африки

1. В регион Западной Африки входит население Бенина, Буркина Фасо, Гамбии ,Ганы Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде , Кот д'Ивуар , Либерии , Мали, Нигера, Нигерии , Сенегала , Сьерра-Леоне , Того.

Большинство народов Западной Африки относится к большой негро­идной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Ни­гера и Конго. Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки - результат длительного исторического развития региона. Постепенно «высыхание» Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу. Вовлечение Западной Африки в евро­пейскую работорговлю также внесло заметные изменения н этническую кар­ту региона. Языки афразийской семьи представлены берберским языком и языками чадской группы. Большинство же принадлежат к нигеро-кордофанской семье, к нигеро-конголезской группе. На языках нило-сахарской семьи говорят в Чаде, Нигере.

Скотоводческие народы Западной Африки разводят крупный рогатый скот, главным образом короткорогие породы. Повсюду выпас крупного рогатого скота сочетается с выпасом коз и овец. В засушливых зонах распро­странено верблюдоводство, Кочевым скотоводством продолжают заниматься, в частности, фульбе-бороро, тогда как большая часть фульбе, расселившихся по Западной Африке от Сенегала до Камеруна, перешла к отгонному скотоводству, Общие черты скотоводческого хозяйства: отсутствие выраженной мясной и молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность. Для скотовода скот - главное достояние и основа его существования. Это самая высокая ценность, и количество его определяет место человека в обществе. Скот также - одежда, обувь, утварь из кожи и шерсти, пища: молоко и реже мясо. Режут скот редко, по поводу рождения, свадьбы, посещения наиболее уважаемых гостей. Перекочевки скота сезонные. Они связаны с обеспеченностью пастбищами и водой, а также с движениями в зависимости от сухого и влажного сезона мухи цеце.

После окончания сезона дождей и уборки урожая (кукурузы и проса) фульбе уводят свои стада к югу и проводят там сухое время года. На этот период строятся легкие временные жилища, а в основных поселениях остаются старики и дети. С началом дождей скотоводы возвращаются на север, с тем чтобы к началу полевых работ оказаться на месте.

Земледельцы возделывают и местные и завезенные культуры. В Африке окультурены многие зерновые (сорго, просо, рис, ячмень), клубневые (разные виды ямса), бобовые, масличные (карите, кунжут, клещевина), разные виды пальм (мас­личная, финиковая, кокосовая). Местного происхождения гвинейский перец (мала-гета), кофе (вероятнее всего, из Эфиопии). Из Азии еще в древности сюда попали банан, таро, дагусса (элевзина), во времена арабского завоевания Северной Африки на континент попали гранат, сахарный тростник, лук. Позднее, в XVI в. португальцы завезли маниоку, батат, ананас, кукурузу, арахис, авокадо, дынное дерево. Еще позднее из Америки появились какао и томаты, из Индии - манго.

Традиционное африканское земледелие было сосредоточено на производстве пищевых продуктов в размерах, необходимых лишь для пропитания. Технические культуры — хлопок, индиго - возделывали немногие народы. По использованию сельскохозяйственных культур и технологии выделяются зона сухих саванн с производством зерновых и зона влажных районов экваториального пояса, где их место занимают корнеплоды.

В наши дни нет возможности осу­ществлять перелог, падает плодородие почвы, не успевая восстанавливаться, па­дает и урожайность. В колониальный период много земель было занято под экспортные культуры (прежде всего арахис). Будучи привязаны к мировому рынку, и современные страны Западной Африки вынуждены продолжать занимать земли под эти культуры, иногда даже в ущерб продовольственным. Кроме трудоемких работ по подготовке поля, все остальное - дело женщин, Они же занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих деревьев. Влажные южные районы вдоль Гвинейского залива занимают народы, основ­ными сельскохозяйственными культурами у которых являются клубневые и корнеплоды, масличные пальмы, карите, малагета. Народы Гвинеи, Сенегала, Ли-перии, Сьерра-Леоне еще в средневековье торговали гвинейским перцем - эти районы на европейских картах отмечались как Перечный берег.

Для пищи земледельческих народов сухих саванн типична кухня, где основой пищевого рациона являются зерновые. Самое главное блюдо - жидкая просяная каша «фура», которую едят с молоком, и «туво» - каша из сорго. Эти каши дополняются острыми приправами и подливами с солью, чесноком, помидорами, перцем. У иоруба популярен луковый суп с перцем, рыбой, курицей.

Пища скотоводческих народов немногим более разнообразна, в основном счет молока и молочных продуктов.

Наиболее искусные ткачи Западной Африки - хауса. Они не только снабжал своими хлопчатобумажными тканями другие народы этого региона, но и продавал в Северную Африку. Виды тканей были разнообразны. яркие, полосатые. Фульбе, туареги, хауса - искусные кожевники. Они изготовляли больший кожаные сумки, переплеты для них, пояса, седла, сандалии, высокие сапоги для верховой езды. мешки для перевозки тяжестей и т.п. Кожевники хауса, рабо­тающие и ныне, достигли большого мастерства в обработке кожи. Окрашенный и красные, зеленые, желтые цвета, тонко выделанный сафьян был издавна К остается одним из важных товаров для Северной Африки.

Традиционная верхняя мужская одежда хауса - шаровары и длинная сво­бодная рубаха с большим вышитым карманом на левой стороне груди. Поверх нее носят свободное широкое одеяние без рукавов, но сшитое по бокам. Традиционные цвета - от бледно-голубого до темно-синего.

Одно из самых развитых и древних ремесел - металлургия и обработка металлов. Вначале медь, железо и сплавы использовались главнтам образом для изготовления культовых предметов. Наибольшей древностью отличается обработка металлов в Нигерии (у народов бини и иоруба). Резьба по дереву — столь же древнее искусство. Из дерева резали табуреты. подголовники, чаши, кубки, разнообразные коробочки. Они украшались зоо- или антропоморфной резьбой, или - в зонах преобладания ислама - геометрическим или растительным орнаментом. Делали и крупные вещи - барабаны и пироги

Тип жилища зависит от хозяйственной деятельности, от этнических предпоч­тений и от строительного материала. Кочевники пустыни и сахеля сооружают легкие переносные жилища, крытые шкурами, циновками или ковровыми тканями. В районах полупустынь и земледельцы, и оседлые или полуоседлые скотоводы районе саванн - дерево: а для покрытия крыш - стебли проса, хлопка и друг растении; в лесных районах основными материалами являются пальма, рафия, бамбук, листья банана и фикусовых. Основную работу по постройке до нынолняют мужчины, а завершают (покрывают листьями или соломой) женщины

Клан - довольно крупная группа родственных семей, сохраняющих память об общем предке, в него входит несколько линиджей-более мелких групп. Родство чаще считается по мужской линии, но у ряда народов Гвинейского побережья сохраняется материнский счет родства. И в том, и в другом случае существуют строгие брачные запреты на союзы между родственниками до пятого—седьмого колена. Сохраняются сорорат, левират, отношения «шуточного родства», традиционные полигамные семьи, официально вытесняемые у христиан моногамными. Свадьба - результат договора семей, а то и кланов. Отец или дядя (в матрилинейных обществах) жениха выплачивает выкуп (у скотоводов - скотом, у земледельцев и горожан чаще в денежной форме).

Значительное число жителей Западной Африки сохраняют традиционные верования. Распространены культ предков, племенные культы, вера в духов при­роды, фетишизм. Некоторые народы знали и довольно развитые поли­теистические религии. До наших дней существует политеизм у акан (Кот д'Ивуар и Гана) с сонмом богов во главе с небесным божеством Ньяме. Наиболее развит пантеон у йоруба. У них выделились великие боги: господин неба Олорун, господин земли Обатала, бог воды Олокун, богиня домашнего очага Олораза, бог железа и войны Огун. В наши дни вера в них трансформируется и модифицируется. У народов, создавших в доколониальный период государства (ашанти, йоруба.), складывался культ священного правителя, формировалось жречество. До наших дней сохра­нились тайные союзы: мужской Поро и женский Бунду у народов Либерии, Сьер­ра-Леоне. Широко распространена вера в магию, обереги, талисманы. Местных традиционных культов придерживается большинство населения Либерии, Кот д'Ивуара,Буркина Фасо и Ганы. Ислам в Западной Африке имеет длительную историю. Ислам здесь не столь ортодоксален, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке, он впитал и множество элементов тради­ционных верований. Мусульмане Западной Африки - сунниты. Они живут в основном в сахельской зоне и на западе региона. В таких странах, как Сенегал, Гамбия, Гвинея, Мали, Нигер, мусульмане составляют подавляющее большинство населения. В Нигерии почти половина жителей.

В регионе также представлены разные направления христианства; като­личество. протестантизм: евангелизм. англиканство. После второй мировой войны активно (особенно католиками) проводится «африканизация» церкви, Преобладание католиков или протестантов в хрис­тианском населении той или иной страны исторически связано с ее колониальным прошлым: бывшие колонии Франции имеют больше католиков, Англии - про­тестантов.

2.К Центральной Африке традиционно относят территорию Габона, Заира, Камеруна, Конго, Сан-Томе и Принсипи, Центрально-Африканская Республики, Чада, Экваториальной Гвинея.

Большинство населения стран, входящих в Центральную Африку, принадлежит к большой негроидной расе. В северных районах у отдельных народов в той или иной степени заметна примесь европеоидности.

Этнолингвистическая карта Центральной Африки однороднее, чем Западной Африки. Большинство народов говорят на языках бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской языковой семьи (известной как банту). На севере распространены языки афразийскои семьи , нило-сахарская семья языков представлена сахарской группой, шари-нильской группой. Все языки региона (за исключением канури) до недавнего времени были бесписьменными. Ныне разработана письменность на основе латинской графики. Большое распространение получил ряд языков межэтнического общения. На севере это хауса, в центре региона - лингала, в восточных областях Заира -кингвана, один из диалектов суахили.

Народы Центральной Африки занимаются как присваивающим хозяйством (пигмеи), так и производящим - земле­делием и частично (на севере региона) скотоводством. В традиционном хозяйстве преобладали экофильные черты: у охотников запрещалось убивать без нужды животных; земледельцы следили за восстановлением плодородия почвы; скотоводы разрабатывали твердые маршруты перекочевок, следили за сохранностью пастбищ и колодцев. С введением монокультур в сельское хозяйство колоний Африки, появлением частной собственносги на землю, демографическим давлением, привед­шими к невозможности перелога, экологическая ситуация ухудшилась. Интенсивно идет опустынивание, падает плодородие почвы, вырубаются леса.

Пигмеи представляют собой особый охотничье-собирательский ХКТ. Когда-то пигмеи занимали обширные пространства Центральной Африки, но были оттеснены. Охота - мужское занятие у пиг­меев, собирательство - женское. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни - группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать вновь в другом составе в зави­симости от обеспеченности территории дичью. Наследование и счет родства идут но мужской линии, поселения вирилокальны. Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право пигмеев экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище; рубка деревьев; загрязнение проточной воды. Самая суровая кара - изгнание, запрещение охотиться вместе с группой.

С высокорослыми соседями они связаны отношениями серважа.. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остаются пигмеи в бесссйне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь.

Большинство народов Центральной Африки занимается мотыжным земле­делием экваториального пояса. Здесь возделываются и зерновые: просяные куль­туры, кукуруза; но на первое место все же выдвигаются корнеплоды и клубневые: ямс, таро, кассава. Широкое распространение имеют и бобовые (фасоль, арахис), огородные культуры (в том числе огурцы и тыквы), фруктовые деревья и пальмы (кокосовая и масличная), дерево кола, цитрусовые, бананы. В традиционном земледелии существовала разработанная система и целый цикл смены растений на одном поле. Дифференциации сельскохозяйственных орудий (как у хауса в Западной Африке) здесь не знают. Главное орудие для обработки земли и ухода за посевами-мотыга, вид которой варьируется от народа к народу. Легальные виды работ в земледелии лежат на плечах женщин.

Традиционно использовали чередование культур или, чаще, одновременное высаживание нескольких - так повышалось плодородие почвы, поля меньше засорялись сорняками, повышалась устойчивость к вредителям.

Народы Центральной Африки славятся деревянной скульптурой. У народов этого региона не существовало столь разнообразного литья металла, как в Западной Африке, но кузнечное дело было также почетным распространенным ремеслом. Юго-восточные области Заира издавна снабжал: рудами всю Центральную Африку. Ткачи работали на вертикальных станках, сырьем служили листья пальмы.

Основой пищи пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или кусками запекают в золе очага. Так же готовят крупные клубни и кпрни, некоторые сорта бананов, которые нельзя есть сырыми. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц - заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, затем его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный напиток -вода.

У земледельцев экваториального пояса главное место в пищевом рационе занимают клубневые и корнеплоды: яме, маниока, кассава. Перед употреблением в пищу маниоку и кассаву вымачивают, так как некоторые виды содержат алка­лоиды. Затем клубни разрезают, рубят в деревянном корыте, растирают дере­вянными пестиками. Полученную тестообразную массу месят, скатывают в жгуты, обертывают банановым листьями, перевязывают и варят на пару. Так, конго готовят «чикнанго» - хлеб из маниоки. Высушивая размельченную массу, получают тапиоку - муку из маниоки.

Пигмеи ограничивались передниками из кожи или травы. Ныне она практически вытеснена одеждой европейского типа. В Заире и Конго народной одеждой считаются легкие брюки и рубаха с открытым воротом и короткими рукавами у мужчин из легкой одноцветной ткани и длинные платья или юбки с блузами из ярких многоцветных тканей у женщин.

В Центральной Африке встречается и квадратное в плане и круглое жилище. Первый тип характерен для ряда народов бассейна реки Конго (конго, куба и др.), второй - более распространен. Строительный материал - глина или камень на севере региона; дерево, циновки для стен, тростник, травы и пальмовые листья. В условиях переложного земледелия и достаточных сво­бодных земель преобладало хуторское поселение. Ныне они становятся более компактными. Наиболее типичная планировка поселений - кругового плана с открытой площадкой посреди деревни. На ней обычно росло старое дерево, строился открытый навес, где работали ремесленники и собирались члены общины.

Большинство народов Центральной Африки сохраняет местные традиционны верования. Вера в духов природы, культ предков фетишизм, вера в магию колдовство, талисманы и обереги еще сильна. У народов, создавших в доколониальную эпоху собственные государства (конго. куба, лунда, луба), сложился культ священного правителя. Однако ни у одного народа Центральной Африки не развился политеизм. Вес верования сохраняли локальный характер и не выходили за пределы расселения одного народа. Почти у всех народов Центральной Африки, исповедующих местные традиционные культы, есть представление о создателе мира - его называют Нзамби. .

Ислам распространен по окраинам региона - на севере, крайнем востоке в юго-востоке и играет в жизни народов Центральной Африки незначительную роль. Исключение составляют Чад и Камерун.

Христианство еще на рубеже XV-XVI вв. стало государственной религией в Конго, однако после распада государства Конго в начале XVIII в- лишилось опоры и практически исчезло. В период колониального раздела Африки в регионе в результате работы католических и протестантских миссий вновь появились христиане. Самый больший процент христиан - в Габоне, Заире ,Камеруне, Конго, Анголе .

3. Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, Южно-Африканская Республика .

Значительную часть автохтонного населения региона составляют народы языковой подгруппы бенуэ-конго, известные нередко как народы банту (конго, зулу , коса, свази, тсвана). В расовом отношении население Южной Африки представлено негроидной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населении.

Исторически в Южной Африке сформировались два основных ХКТ: тропи­ческого мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. На земледельческих областях основными культурами являются сорго, сезам, личная пальма, корнеплоды маниока и яме, просо, кукуруза, рис. В их восточной части, где климат более сухой, главные культуры составляют просо, сорго, бо­бовые, кукуруза, ячмень, корнеплоды. Европейцы ввели здесь плантационные культуры: хлопок, кофе. чай, табак, сизаль. В прошлом была распространена подсечно-огневая система земледелия, теперь распространяются техника чередо­вания культур, внесения удобрений и другие методы, что вызывается нехваткой земли, годной под обработку.

В саванне и полупустынях к югу от реки Замбезь, где обитают такие крупные народы, как зулу, коса, суто, тсвана, свази, сравнительно недавно было распрост­ранено скотоводство древнего номадного типа. Местное население разводило крупный и мелкий рогатый скот. Все подвижные скотоводческие народы занимались еще в разной степени и обработкой земли. К настоящему времени скотоводство в регионе приобрело форму отгонно- пастбищного, что было вызвано сокращением когда-то обширных пастбищных территорий из-за захвата земель европейскими колонистами. Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов.

Народы банту до прихода европейцев были знакомы с металлургией. Куз­нечное ремесло развито издавна у многих народов Южной Африки. Правда, теперь кузнечество основано на переработке привозного железного лома.

Жилищами служат в центральных областях прямоугольные в плане хижины с двускатной крышей. В восточных распространен тип тукуля - круглой хижины с конусообразной соломенной крышей. Наиболее распространен у народов Южной Африки тип поселения в виде «крааля»: в его центре располагается загон для скота, вокруг него ставят хижины, зернохранилища (ямы, обмазанные изнутри глиной или плетеные большие корзины из ветвей и соломы на помостах), места для очага. 'этот жилой комплекс обносится забором из колючего кустарника.

Одежда населения тропических областей состоит из набедренных повязок, передников, юбок из хлопчатобумажных тканей, кожи, лубяной материи.

У большинства африканских народов Южной Африки сохраняется отцовский счет родства, однако в тропических областях встречаются общества и с материнским счетом. Большая патриархальная семья мало где сохранилась. Минимальная социальная ячейка - малая индивидуальная семья. Наибольшая структурная социальная общность - племя.

Основная социальная единица - сельская община, владеющая землей. Каждый член общины получает для своей семьи в пользование надел. Уже давно развивается частная собственность на особые ценные участки или участки единолично отвоеванные у леса под посадку плантационных культур. Углубляется социальное и имущественное расслоение. Патриархальные отношения находятся процессе активного разложения. На традиционные формы жизни народов оказали сильное воздействие до­вольно раннее проникновение сюда товарно-денежных отношений.

На общий ход развития культуры народов Южной Африки оказали силь­нейшее влияние древние миграции больших масс населения, двигавшихся по всему континенту. Есть основания полагать, что некогда бушмены и готтентоты населяли всю Южную и значительную часть Восточной Африки.

Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький лук и стрелы с каменными наконечниками - их основное оружие, облик которых восходит к эпохе верхнего палеолита. С. появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники стрел из бутылочного стекла, обивая его так же. как камень. Иногда они выменивали у соседей - готтентотов и банту железные наконечники. Единст­венная одежда бушменов - набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц. Из нее же делали бусы. Из растительной (оломы изготовляли мелкие мешочки и корзиночки. Основное занятие мужчин -охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охот­ников.

У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укры­вались на ночь в кустарнике, за что и получили свое этническое название от голландцев. Бушмены постоянно воевали с готтентотами, теснившими их в пески Калахари, и с народами банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Локальная группа передвигается по определенной территории пока там есть пища. В сухое голодное время года группы дробятся на ячейки по 10-12 человек, так как так легче прокормиться, во главе с опытным охотником, и бродят в поисках пищи и воды.

Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их кар­тине мира главное место занимали силы природы - солнце, луна, звезды.

В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое насе­ление пигмеев. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи нс умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и соби­рателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия Наиболее крупная группа пигмеев батва (бачва) рассредоточена к югу от Конго.

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окруща ющих народов негроидной расы.

В Южной Африке живет около 80% европейского и 70% азиатского населена» всех стран континента. Среди них европейцев большая часть - африканеры (буры), метисы и англоафриканцы.

Более четверти населения Южной Африки придерживается традиционных систем верований. Христианство распространено среди половины населения - евро­пейцев. метисов и части коренных африканцев. 70% индопакистанцев – индуисты, 30% - мусульмане.

Наши рекомендации