Глава XI. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

Средневековый Китай

1. Империя Тан. В начале VII века в Китае утвердилась династия Тан, управлявшая стра­ной около 300 лет. Единое государство возглав­лял император с неограниченной властью: он считался «Сыном Неба». В его распоряжении была большая армия и много чиновников.

Империя Тан стремилась подчинить себе соседей. В зависимость от Китая на время попа­ли Корея и Вьетнам, китайская армия овладе­ла Великим шелковым путем вплоть до Средней Азии. После поражения от арабов в середине VIII века Китай потерял над ним полный кон­троль. Но торговля по этому пути с Ираном, Средней Азией и Византией продолжалась.

Китай вел и морскую торговлю со странами, расположенными по берегам Индийского океа­на. В приморских городах в Китае свои посто­янные поселения создавали арабы и персы. Для облегчения перевозок внутри страны был соору­жен Великий канал длиной 1700 км. Он соеди­нил могучие реки Янцзы и Хуанхэ, связал их с юго-восточным морским побережьем, а позже его протянули далеко на север. Канал использо­вали и для орошения полей.

Сначала земля в Китае считалась собствен­ностью императора. Крестьяне получали от го­сударства небольшие наделы. Они платили на­логи в казну, работали на строительстве двор­цов, крепостей и храмов. Позднее военачальни­ки и чиновники начали присваивать земли с живущими на них крестьянами и облагали их тяжелыми оброками. Возникали имения с сот­нями крестьянских дворов. Многие крестьяне бежали из родных деревень в горы и леса, где собирались в большие отряды.

2. Крестьянская война в конце IX века. В 874 году на северо-востоке Китая началось восстание. Крестьянские отряды объединились в большую армию во главе с торговцем солью, смелым и решительным Хуан Чао. Армия кре­стьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый порт Гуанчжоу (Кантон), где произошли кровавые стычки по­встанцев с жившими в порту иностранцами.

Отсюда повстанцы направились к столице Китая — городу Чанъань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При ее приближении импе­раторские войска разбежались, а император со своим двором покинул столицу. Вступив в Чанъань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Он отменил тяжелые налоги и прика­зал выдавать бедноте хлеб из императорских амбаров. Повстанцы перебили знатных людей и высших чиновников, а их богатства и ценные вещи поделили между бедняками.

Императору удалось собрать войско, и оно осадило Чанъань. В городе начался голод, и повстанцам пришлось уйти из столицы. Власти призвали себе на помощь жестоких кочевников с севера; в народе их прозвали «черными воро­нами».

Лишь в 884 году повстанцы потерпели пора­жение. Они были рассеяны, а их вождь покон­чил с собой. Но и после этого еще долгие годы крестьяне продолжали партизанскую войну в различных частях империи, отстаивая свои пра­ва на землю.

3. Империя Сун. Завоевания монголов. В течение полувека в стране не прекращались междоусобицы. Ослабленная восстаниями и воинами, династия Тан была свергнута На севере Китая сменилось пять династий: это вре­мя было названо «Период пяти династий и де­сяти царств». В 960 году в Китае утвердилась династия Сун. Ее правление прошло в борьбе с соседями и народными восстаниями.

В начале XIII века на северной границе Ки­тая появились племена монголов. Монголы сна­чала жили на территории нынешней Монголии Они были кочевниками-скотоводами, занима­лись охотой и рыбной ловлей. Монголы делились на племена и роды. Среди родичей возвысились знатные. Во главе племени стоял хан — военный вождь, передававший власть по наследству в своей семье.

В 1206 году съезд представителей монголь­ских племен выбрал правителем всех монголов Чингисхана. Он был искусным полководцем и в своем окружении нашел немало талантливых военачальников. Чингисхан создал большое, дисциплинированное войско, в основном кон­ное, которое направил в далекие завоеватель­ные походы. Войско было четко организовано: оно делилось на подразделения в 10 тысяч во­инов («тьма» — во главе с «темником»), каждое из которых делилось на тысячи (с «тысяцки­ми»), сотни (с «сотниками») и десятки. Такое деление, в известном смысле напоминавшее римскую армию, делало войско монголов хоро­шо управляемым и мобильным (подвижным).

Арабский историк писал о завоеваниях мон­голов: «Не было от сотворения мира катастро­фы, более ужасной для человечества, и не будет ничего подобного до скончания веков». И в са­мом деле, вторгаясь в страны с древней культу­рой, монгольские всадники вытаптывали возде­ланные поля, грабили и разрушали города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей, прежде всего ремесленников, пре­вращали в рабов. Детей, особенно мальчиков, монголы брали в свои семьи, чтобы вырастить их в своих традициях и восполнить число вои­нов, которых им нужно было очень много.

В1211 году войско Чингисхана обрушилось на Северный Китай. В течение четырех лет оно овладело частью империи Цзинь вместе со сто­лицей Пекином. Монголы переняли у китайцев осадные орудия, научились брать штурмом крепости. В следующие годы Чингисхан и его полководцы совершили поход на запад: были завоеваны Средняя Азия, Поволжье, Северный Кавказ и часть Закавказья, часть Ирана. На всех завоеванных территориях Чингисхан при­нуждал боеспособных мужчин вступать в свою армию, которая становилась многочисленной и многоязычной. Но командирами были только монголы, и из них же состояли самые боевые и преданные хану отряды. После смерти Чингис­хана монголы завоевали Восточную Европу и двинулись на запад, но, уже истощив свои силы и встретив упорное сопротивление, отступили. Завоевание Китая монголы продолжали еще около 70 лет. Они заняли столицу империи Сун и с конца XIII века Китай стал основной частью Монгольского государства со столицей в Пеки­не. Монгольская знать захватила в Китае мно­го земель. Постепенно великие ханы перенима­ли китайские порядки и допускали к управле­нию образованных китайцев.

В середине XIII века Монгольская держава распалась на четыре государства — улусы. В них правили потомки Чингисхана — Чинги-сиды. Они перестали признавать власть велико­го хана.

4. Освобождение Китая от власти монголов.

В середине XIV века в Китае поднялось восста­ние против монголов. Оно было названо по от­личительному знаку повстанцев восстанием Красных повязок. Борьбу начали крестьяне, к ним присоединились горожане. Началась осво­бодительная война, которая продолжалась око­ло 20 лет.

Повстанцы совершили поход на север и за­няли Пекин. Последний монгольский импера­тор с остатками войска бежал в северные степи. В 1368 году Китай добился независимости.

После освобождения от власти монголов в Китае наступил хозяйственный подъем. Заново были отстроены разрушенные города. Земли, отнятые у монгольской знати, поделили на участки и передали в пользование крестьянам. Все, кто возделывал заброшенные земли, на три года освобожда­лись от повинностей.

5. Художественные ремесла. Китай славился производством шелка. Из шелка шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На шелке вышивали сцены из ска­зок, картины родной природы.

Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастера говорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Производство фарфо­ра требовало большого опыта, знаний и мастер­ства, оно, как и производство шелка, хранилось в строгом секрете. Много изделий из фарфора вывозил Китай в далекие страны: Византию, Багдадский халифат, европейские государства, где они очень высоко ценились.

Замечательные произведения мастера изго­товляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покры­вали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

6. Изобретения. Китайцы научились печа­тать книги раньше европейцев: мастера изго­товляли их, вырезая текст на деревянных дос­ках (см. § 30), причем каждый новый текст при­ходилось вырезать на новой доске. В XI веке был изобретен разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Но это изобретение не нашло тогда широкого применения в Китае и вообще в странах Дальнего Востока, так как для печатания книг требовались тысячи иероглифов.

В VIII веке в столице Китая стала выходить ежедневная газета «Столичный вестник». В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газету размножали с вы­резанного на досках текста.

В Китае был изобретен порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в воен­ном деле. Порохом начиняли зажигательные снаряды. В XIII веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в XIV веке — метал­лические пушки, которые заряжались камен­ными и железными ядрами.

Китайские моряки раньше других начали применять в мореплавании компас, изобретен­ный еще в древности. Из Китая компас вывез­ли на запад арабы, а от них его заимствовали ев­ропейцы.

7. Образование и научные знания. Для уп­равления огромной страной нужно было много грамотных людей. Только сдавшие сложные экзамены могли стать чиновниками и войти в особое сословие служилых дворян. Чиновников готовили в городах в специальных школах.

Средневековый Китай продвинулся дальше европейцев в ряде отраслей науки. Астрономы измерили длину градуса меридиана. Задолго до европейцев они открыли пятна на Солнце, а в XIII веке создали календарь, в котором длитель­ность года расходилась с истинной величиной лишь на 27 секунд. Китайцы представляли все­ленную в виде яйца, где Земля напоминает желток, а небо — вращающуюся вокруг него скорлупу; к небу прикреплены Солнце, Луна и звезды. Астрономы знали причины солнеч­ных и лунных затмений, умели их предсказы­вать.

Врачи хорошо знали лечебные свойства рас­тений. Издавна они применяли корень жень­шеня для лечения от переутомления и дряхлости. Большим достижением китайской медицины были прививки от оспы. Для лечения многих болезней применяли иглоукалывание и прижи­гание.

Китайцы тщательно изучали историю своей страны. Они говорили: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Во времена правления каждого императора собирали и хранили его указы и другие документы, чтобы в будущем облегчить труд историков. Ученые составляли подробную, многотомную историю правления прежней династии.

Китайские путешественники побывали в Средней Азии, Индии и Индонезии, описали жизнь и обычаи многих народов.

Китайцы хотели овладеть морским путем вдоль южных берегов Азии. В начале XV века император снарядил 7 экспедиций во главе с опытным мореплавателем Чжэн Хэ. Китайский флот в составе 50—60 кораблей с 30 тысячами моряков, воинов и купцов посетил Зондские и Молуккские острова, Индию, Иран, юг Ара­вии. Во время одного из плаваний корабли доб­рались до восточного берега Африки. Были со­ставлены подробные карты морского побережья Юго-Восточной и Южной Азии.

8. Литература и искусство. VIII—IX века были «золотым веком» китайской поэзии: в это время творили около 2 тысяч поэтов.

В XIV веке расцвело искусство историческо­го романа. Особой известностью и любовью пользовались романы «Троецарствие» и «Реч­ные заводи». Их читают и в наше время.

Китайские постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы стро­или пагоды — буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загну­тые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.

После освобождения Китая от власти монго­лов был полностью перестроен Пекин. В цент­ре квадратной территории был возведен Храм Неба. Это здание, имеющее в плане круг - знак Солнца или неба, с синими остроконечными крышами в форме конусов, напоминает о непре­рывном движении природных стихий.

В пагодах помещали статуи и рельефы — изображения божества. Образы Будды, его уче­ников и последователей отличаются ясностью и чистотой, они представляют красоту человека-мудреца в его величии и спокойствии.

В средневековом Китае главным видом искус­ства была живопись. Художники получали обра­зование в специальных школах, а в столице была открыта академия живописи. Здесь часто устра­ивали выставки картин лучших художников.

Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажных свитках. Они изображали пейзажи — виды природы, которые китайцы называли «горы и воды». В танское время природу представляли сказочным миром, красочным, праздничным и светлым. Потрясения, пережи­тые страной в сунское время, внесли в пейзажи щемящую грусть, воспевание тишины и покоя. Природа предстает как единственное надежное прибе­жище человека в мире войн, мятежей и бедствий.

Пейзаж всегда был тесно свя­зан с человеком, выражал его чувства; через состояние приро­ды передавалось и настроение мастера. Кроме пейзажей, художники писали также плоды, нежные цветы и листья, зверей и птиц. Такие картины называ­лись «цветы и птицы». В картинах большую роль играли красиво выписанные и расположен­ные иероглифы.

В Средние века культура Китая была очень высокой. Она оказала большое влияние на куль­туру Кореи, Индокитая, Японии.

Наши рекомендации