Виды раздаточного материала
- Карточки с фрагментом текста и система заданий. Индивидуальная или групповая работа с документом.
- Фрагмент или текст документа целиком баз вопросов и заданий.
Самый сложный приём работы с документом связан с чтением источника: язык архаичный >>> требует объяснений и комментируется учителе.
Методы работы с документом
v Репродуктивный метод (комментирование учителя).
· Вводное слово учителя: информация о документе, целесообразность и направленность работы.
· Чтение документа (чтение вслух документа вместе с учителем + словарная работа).
· Приём комментированного чтения.
· Обобщающее слово учителя (оценка документа).
v Проблемный метод. При изучении информации документа перед учащимися ставится проблема, и учитель должен указать пути разрешения данной проблемы.
· Проблема (вводное слово учителя + задание).
· Первичное ознакомление с приёмами учебного исследования.
· Анализ документа (демонстрация использования того или иного приёма).
· Заключение учителя (проверка значимости).
V Частично-поисковый метод.
· Вводное слово, постановка учебно-познавательных задач, вводная беседа.
· Чтение документа вслух.
· Аналитическая беседа.
· Обобщающая беседа.
v Исследовательский метод.Используется при наличии у учащихся опыта работы с документами.
· Подготовка к восприятию.
· Первичное ознакомление с текстом.
· Анализ текста.
· Оценка, выводы, обобщения.
Лекция №7.Урок истории и подготовка к нему учителя
Требования к уроку истории.
Типология уроков истории
Подготовка к уроку. Основные этапы и аспекты. Выбор типа урока. Определение цели урока. План, план-конспект и конспект к уроку.
Формы организации обучения: 1) экскурсия; 2) индивидуальные занятия; 3) семинар; 4) лекция; 5) зачёт, экзамен; 6) урок (основная форма обучения).
Урок –основная форма учебно-воспитательной работы.
Признаки урока:1) постоянный состав учащихся в классе приблизительно на равной стадии развития; 2) определённая продолжительность занятий, твёрдое расписание; 3) непосредственное руководство учителя работой учащихся; 4) применение разнообразных методов обучения; 5) возможность сочетания коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Компоненты урока:урок – сложный педагогический комплекс, состоящий из 1) источников знаний, благодаря которым учащиеся овладевают содержанием урока; 2) различных звеньев обучения (согласно этапам развития усвоения); 3) различных форм учебной деятельности.
Требования к уроку:
1) Правильное определение значения урока в системе исторических знаний (формирование мировоззрения, развитие способностей, качественное просветление).
2)Урок должен давать полноценные исторические знания >>> достоверность исторической информации, должен соответствовать уровню развития современной науки, реставрация (реконструкция) прошлого.
3)Создание перспективности при изучении прошлого ( как из прошлого возникает настоящие, прогнозируется будущие). >>> Передача учащимся знаний и достижений и понимание закономерностей исторического развития.
4)Урок должен иметь научно обоснованную организацию деятельности.
5)Урок должен быть развивающим, в широком смысле слова, т.е развитие способностей, интеллектуальное развитие.
6)Урок должен быть результативным >>> реализует свою цель и становится знанием.
Типология уроков
Существует две типологии уроков, но на практике господствует только одна.
1. Тип урока определяется по ведущим дидактическим задачам >>> дидактическое направление >>> урок – дидактическая категория. Сущность урока – процесс завоевания знаний, который проходит определённые этапы. Этапы зависят от дидактической задачи >>> урок зависит от дидактической задачи.
I этап. – Подготовка к первичному усвоению знаний.
II этап. – Первичное усвоение знаний и ознакомление с материалом.
III этап. – Вторичное восприятие материала, закрепление и осмысление.
IV этап. – Повторение и систематизация знаний.
Четыре типа урока решают одну из задач. Пятый тип – решает все четыре задачи.
Типы урока.
1. Вводный урок – подготовка к первичному восприятию.
2. Урок изучения нового материала.
3. Урок закрепления знаний.
4. Урок повторительно-обобщающий.
5. Комбинированный урок.
Если конкретизировать путь усвоения знаний, будет больше дидактических задач и больше этапов и типов уроков.
Комбинированный урок есть в любой классификации – это один из ведущих типов урока.
2.Эта позиция осталась только в литературе по урокам. Бернадский и др. определяли типы урока по методу обучения: уроки объяснения, рассказа, картинного описания, урок с применением экранных средств, работа с картой.