Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Правописание имен существительных
Упражнение 1
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и отмечая склонение и падеж выделенных существительных. Обозначьте их падежные окончания.
Образец: Луч надежд… вдруг скользнул (Г.).— Луч надежды вдруг скользнул (I, род. п.).
1. По судам шли просьбы за просьбой... Явились даже улики против Чичикова в покупк… мертвых душ, в провоз… контрабанд… . 2. Еще день такой груст…, и не было бы Чичикова вовсе на свет... 3. Он зарыдал громко от нестерпимой бол… . 4. Буду трудиться в пот… лица в деревн… . 5. В удовольстви… он [Чичиков] совершил тут же легкий прыжок. 6. Высшее над собой начальство Самосвитов считал чем-то вроде неприятельской батаре… . 7. Расплатившись с портным, Чичиков уехал наконец из города в каком-то странном положени… (Н. В. Гоголь).
Упражнение 2
Прочитайте. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных, указав начальную форму (именительный падеж единственного числа), собственное или нарицательное, род, склонение, в какой форме употреблено - число и падеж.
1. Я ехал один в цветущей пустыне.2. Казаки разбудили меня на заре.3. Не было следов не только болезни, но и усталости.4. Меня обгоняли конные наши отряды; я увидел полковникаПолякова, начальника казацкой артиллерии(А. С. Пушкин).
Правописание падежных окончаний имен
Существительных
Упражнение 3
Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительные в нужном падеже единственного числа. Отметьте их склонение, падеж и обозначьте окончания.
1. Узнать о (постановка) (драма). Делиться впечатлениями о (драма) и особенностях ее (постановка). 2. Присутствовать при (репетиция) (пьеса). Сообщить о (пьеса) и ее (репетиция). 3. Подъехать к (башня) (крепость). 4. Вплотную подойти к (цитадель). Бои в (цитадель). Рассказ о (героизм) защитников (цитадель). 5. Найти отражение в (легенда), в (предание), в (летопись). 6. Не относиться безразлично к (полемика и дискуссия). 7. Обвинять в (деспотизм и тирания).8.Свидетельствовать о (смелость, отвага и мужество).9.Побывать в (подземелье), находиться в (подполье), упрекать в (свободомыслие), остановиться на (распутье), задержаться в (укрытие), повернуться в (не
доумение), виднеться в (поднебесье), жить в (Запо-
лярье), чувствовать на (расстояние).
Упражнение 4
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Отметьте склонение и падеж существительных, заключенных в скобки, обозначьте их падежные окончания.
I. Уже более (неделя) пр…езжий господин жил в
(город). 2. Разговор начался за столом об (удовольствие) спокойной (жизнь). 3. Манилов посмотрел на
него в некотором (недоумение). 4. Чичиков в довольном
(расположение) духа сидел в своей (бричка), катившейся давно по столбовой (дорога). 5. Она была одета
лучше, нежели вчера, в темном (платье), но на (шея)
все так же было что-то повязано. 6. Эти господа ни-
когда не возбуждали в нем (зависть). 7. Он [Ноздрев]
везде между нами и, может быть, только ходит в другом (кафтан). 8. Чичиков подошел к ручке (Феодулия
Ивановна). 9. Он был в (горе), в (досада), р…птал
на весь свет. 10. Он пов…лился в ноги князю так, как
был: во (фрак) наваринского (пламя) с дымом, в бархатном (жилет) с атласным галстуком (Н. В. Гоголь).
Упражнение 5
Перепишите, раскрывая скобки. Обозначьте падежные окончания фамилий й названий населенных пунктов.
I. Музыкальные произведения, созданные композиторами (Балакирев, Глазунов, Бородин). 2. Жить некоторое время под (Пасов, Чудово, Пушкин). 3. Художественные полотна, написанные (Суриков, Репин, Шишкин). 4. Сражения под (Бородино) и (Тарутино). 5. Старт пробега за городом (Калязин).
Упражнение 6
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
I. 1. Как в просв…щенной Европ… так и в просвещ…нной Росси… есть теперь много почтенных людей которые без того не могут покушать в трактир…, чтоб не
поговорить со слугою а иногда даже забавно пошутить над ним. 2. Ноздрев был в некотором отношении
исторический человек. Ни на одном собрани... где он
был не обх…дилось без истори… . 3. Было заметно что
при постройк... его [дома] зодчий беспрерывно боролся
со вкусом хозяина. 4. Чичиков продал тут же ветхий
дворишко с ничтожной землиц… за тысячу рублей а
семью людей перевел в город. 5. Это происшествие
случилось именно тогда когда Чичиков служил при
таможн… (Н. В. Гоголь).
II. 1. Несколько доменных печей которые стояли у
самой плотин… время от времен… выбрасывали длинные языки красного пламен… (М.-С.). 2. Множество
узелков и мешков с сем…нами, цветочными огородными
арбузными, в…село по стенам (Г.). 3. Уж утро хладное
сияло на темен… полнощных гор но в дивном замк…
все м…лчало (П.). 4. Было темно и холодным ветром,
как нож... резало лиц… (Арс.). 5. Огонь превращал
дерево в розовые и алые цв…ты углей угли покрывались
сероватым плюш… пепла (М. Г.). 6. Вот уж веет про-
хладой ночною грезит колос над у…кой меж…й (Ник.). 7. Он не замечал как вздрагивает на помосте накрытый
кумач… стол (Фед.).
Упражнение 7
Перепишите, раскрывая скобки к ставя данные в них существительные в форме родительного падежа множественного числа или в форме именительного (винительного) падежа единственного числа.
I. 1. Строительство кооперативных (дача). 2. Появление странных (чудовище). 3. Дружеская (речи). 4. Сочные травы альпийских (пастбище). 5. Последствия нескольких (неудача). 6. Радость нежданных (встреча). 7. Скопление грозовых (туча). 7. Ненужная (вещи). 9. Свежесть березовых (роща). 10. Мощь богатырских (плечо). 11. Дым лесных (пожарище).
II. 1. Конкурс авторских (песня). 2. Штурм каменных (твердыня). 3. Силуэты крепостных (башня). 4. Изучение (басня) Крылова. 5. Песчаные бури (пустыня). 6. Цветение (яблоня и вишня). 7. Сбор (черешня). 8. Оборудование современных (кухня).
III. 1. Склоны южных (предгорья). 2. Отблеск далеких (молния). 3. Залпы артиллерийских (орудия). 4. Выборы народных (судья). 5. Результаты глубоких (раздумье). 6. Выставка старинных (ружье).
Упражнение 8
Перепишите, вставляя пропущенные буквы,раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
1. Один среди своих (владение) чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить (П.). 2. (Предчувствие) горестных полна ждала несчастия она (П.). З. В тоске сердечных (угрызение) рукою стиснув пистолет гл...дит на Ленского Евгений (П.). 4. Умолк вчера неповт…римый голос и нас покинул собеседник (роща) (Ахм.). 5. Замолкли звуки ч…дных (песня) не раздаваться им опять (Л.). 6. Ветки цветущих (черешня) смотрят мне в окнои ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.). 7. На этом иламенно-з…лотомнеобозримом поле облаков л…жат целые миры волшебных городов (здание) (башня) (чудовище) (зверь) (Гонч.).
Упражнение 9
Прочитайте и укажите приложения. Объясните пунктуацию при них. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
1. В сказке упом…нались деревья великаны (Пауст.). 2. Белые чайки рыболовы с криком носились над Доном (Шол.). 3. Катя достала сонату фантазию Моцарта (Т.). 4. Дедушка большой любитель цыганских песен велел принести своему казачку гитару (Т. Куз.). 5. Чемодан внесли кучер Селифан низенький человек в тулупчик…, и лакей Петрушка малый лет тридцати (Г.). 6. Для пополнения картин…, не было недостатка в петух…, предвозвестник… переменчивой погоды (Г.). 7. В столовой уже стояли два мальчика сыновья Манилова (Г.). 8. Аркадий подождал пока Федот содержатель постоялого двора запряг лошадей (Г.). 9. В литератур… рассматриваемого периода продолжали выступать и поэты романтики (Посп.). 10. Фет выдающийся лирик пейзажист (Посп.).
Упражнение 10
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите склонение и падеж тех существительных, в которых пропущены падежные окончания.
Отчетливо вспоминается тот необыкновенно острый незабываемый момент когда наш самолет краснокрылый гигант впервые сделал посадку на полюс... Послышался толч…к как-то сразу зам…рли винты и затем наступила внезапная т…шина которую не нарушал ни один звук. В этом всеобщем оцепенени… было что-то гн…тущее и тревожное. Тысячи мысл...й успели промчаться в голове за несколько секунд которые тогда нам показались вечност... . Каждый ждал что вот-вот раздастся страшный оглушительный треск льды не выдержат тяжест… маш…ны ра…ступятся...
Наконец кто-то решился открыть плотно пр…жатый люк. Внезапный стук сразу вернул нас к действительности и тотчас же неудержимые крики радостные вос-клицани… и громовое «ура» взорвали вечную тишину полюса. Что тут началось! Некоторые по стремянк… некоторые по крыл…ям попрыгали вниз на пуш…стый снежный к…вер. Сне… полюса! Мы радо…но т…птали его мяли в руках ра…швыривали сапогами. Все словно превратились в ребят. Об…ятия поцелуи поздравления (По И. Спирину).