Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Правописание имен существительных

Упражнение 1

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и отмечая склонение и падеж выделенных существительных. Обозначь­те их падежные окончания.

Образец: Луч надежд… вдруг скользнул (Г.).— Луч надежды вдруг скользнул (I, род. п.).

1. По судам шли просьбы за просьбой... Явились даже улики против Чичикова в покупк… мертвых душ, в провоз… контрабанд… . 2. Еще день такой груст…, и не было бы Чичикова вовсе на свет... 3. Он зарыдал громко от нестерпимой бол… . 4. Буду трудиться в пот… лица в деревн… . 5. В удовольстви… он [Чичиков] совершил тут же легкий прыжок. 6. Высшее над собой началь­ство Самосвитов считал чем-то вроде неприятельской батаре… . 7. Расплатившись с портным, Чичиков уехал наконец из города в каком-то странном положени… (Н. В. Гоголь).

Упражнение 2

Прочитайте. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных, указав начальную форму (именитель­ный падеж единственного числа), собственное или нарицательное, род, склонение, в какой форме употреблено - число и падеж.

1. Я ехал один в цветущей пустыне.2. Казаки раз­будили меня на заре.3. Не было следов не только болез­ни, но и усталости.4. Меня обгоняли конные наши отряды; я увидел полковникаПолякова, начальника казацкой артиллерии(А. С. Пушкин).

Правописание падежных окончаний имен

Существительных

Упражнение 3

Перепишите, раскрывая скобки и ставя сущест­вительные в нужном падеже единственного числа. Отметьте их склонение, падеж и обозначьте окончания.

1. Узнать о (постановка) (драма). Делиться впечат­лениями о (драма) и особенностях ее (постановка). 2. Присутствовать при (репетиция) (пьеса). Сообщить о (пьеса) и ее (репетиция). 3. Подъехать к (башня) (крепость). 4. Вплотную подойти к (цитадель). Бои в (цитадель). Рассказ о (героизм) защитников (цита­дель). 5. Найти отражение в (легенда), в (предание), в (летопись). 6. Не относиться безразлично к (полеми­ка и дискуссия). 7. Обвинять в (деспотизм и тирания).8.Свидетельствовать о (смелость, отвага и мужество).9.Побывать в (подземелье), находиться в (подполье), упрекать в (свободомыслие), остановиться на (рас­путье), задержаться в (укрытие), повернуться в (не­
доумение), виднеться в (поднебесье), жить в (Запо-­
лярье), чувствовать на (расстояние).

Упражнение 4

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Отметьте склонение и падеж существительных, заключенных в скобки, обозначьте их падежные окончания.

I. Уже более (неделя) пр…езжий господин жил в
(город). 2. Разговор начался за столом об (удоволь­ствие) спокойной (жизнь). 3. Манилов посмотрел на
него в некотором (недоумение). 4. Чичиков в довольном
(расположение) духа сидел в своей (бричка), катив­шейся давно по столбовой (дорога). 5. Она была одета
лучше, нежели вчера, в темном (платье), но на (шея)
все так же было что-то повязано. 6. Эти господа ни­-
когда не возбуждали в нем (зависть). 7. Он [Ноздрев]
везде между нами и, может быть, только ходит в дру­гом (кафтан). 8. Чичиков подошел к ручке (Феодулия
Ивановна). 9. Он был в (горе), в (досада), р…птал
на весь свет. 10. Он пов…лился в ноги князю так, как
был: во (фрак) наваринского (пламя) с дымом, в бар­хатном (жилет) с атласным галстуком (Н. В. Гоголь).

Упражнение 5

Перепишите, раскрывая скобки. Обозначьте падежные окончания фамилий й названий населенных пунктов.

I. Музыкальные произведения, созданные компо­зиторами (Балакирев, Глазунов, Бородин). 2. Жить некоторое время под (Пасов, Чудово, Пушкин). 3. Ху­дожественные полотна, написанные (Суриков, Репин, Шишкин). 4. Сражения под (Бородино) и (Тарутино). 5. Старт пробега за городом (Калязин).

Упражнение 6

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

I. 1. Как в просв…щенной Европ… так и в просвещ…н­ной Росси… есть теперь много почтенных людей кото­рые без того не могут покушать в трактир…, чтоб не
поговорить со слугою а иногда даже забавно пошу­тить над ним. 2. Ноздрев был в некотором отношении
исторический человек. Ни на одном собрани... где он
был не обх…дилось без истори… . 3. Было заметно что
при постройк... его [дома] зодчий беспрерывно боролся
со вкусом хозяина. 4. Чичиков продал тут же ветхий
дворишко с ничтожной землиц… за тысячу рублей а
семью людей перевел в город. 5. Это происшествие
случилось именно тогда когда Чичиков служил при
таможн… (Н. В. Гоголь).

II. 1. Несколько доменных печей которые стояли у
самой плотин… время от времен… выбрасывали длин­ные языки красного пламен… (М.-С.). 2. Множество
узелков и мешков с сем…нами, цветочными огородными
арбузными, в…село по стенам (Г.). 3. Уж утро хладное
сияло на темен… полнощных гор но в дивном замк…
все м…лчало (П.). 4. Было темно и холодным ветром,
как нож... резало лиц… (Арс.). 5. Огонь превращал
дерево в розовые и алые цв…ты углей угли покрывались
сероватым плюш… пепла (М. Г.). 6. Вот уж веет про-
хладой ночною грезит колос над у…кой меж…й (Ник.). 7. Он не замечал как вздрагивает на помосте накрытый
кумач… стол (Фед.).

Упражнение 7

Перепишите, раскрывая скобки к ставя дан­ные в них существительные в форме родительного падежа множест­венного числа или в форме именительного (винительного) падежа единственного числа.

I. 1. Строительство кооперативных (дача). 2. Появ­ление странных (чудовище). 3. Дружеская (речи). 4. Сочные травы альпийских (пастбище). 5. Послед­ствия нескольких (неудача). 6. Радость нежданных (встреча). 7. Скопление грозовых (туча). 7. Ненужная (вещи). 9. Свежесть березовых (роща). 10. Мощь бо­гатырских (плечо). 11. Дым лесных (пожарище).

II. 1. Конкурс авторских (песня). 2. Штурм камен­ных (твердыня). 3. Силуэты крепостных (башня). 4. Изучение (басня) Крылова. 5. Песчаные бури (пустыня). 6. Цветение (яблоня и вишня). 7. Сбор (череш­ня). 8. Оборудование современных (кухня).

III. 1. Склоны южных (предгорья). 2. Отблеск да­леких (молния). 3. Залпы артиллерийских (орудия). 4. Выборы народных (судья). 5. Результаты глубоких (раздумье). 6. Выставка старинных (ружье).

Упражнение 8

Перепишите, вставляя пропущенные буквы,раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

1. Один среди своих (владение) чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить (П.). 2. (Предчувствие) горестных полна ждала несчастия она (П.). З. В тоске сердечных (угрызение) рукою стиснув пистолет гл...дит на Ленского Евгений (П.). 4. Умолк вчера неповт…римый голос и нас покинул собеседник (роща) (Ахм.). 5. Замолкли звуки ч…дных (песня) не раздаваться им опять (Л.). 6. Ветки цветущих (черешня) смотрят мне в окнои ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.). 7. На этом иламенно-з…лотомнеобозримом поле облаков л…жат целые миры волшебных городов (здание) (башня) (чудовище) (зверь) (Гонч.).

Упражнение 9

Прочитайте и укажите приложения. Объясни­те пунктуацию при них. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

1. В сказке упом…нались деревья великаны (Пауст.). 2. Белые чайки рыболовы с криком носились над Доном (Шол.). 3. Катя достала сонату фантазию Моцарта (Т.). 4. Дедушка большой любитель цыган­ских песен велел принести своему казачку гитару (Т. Куз.). 5. Чемодан внесли кучер Селифан низенький человек в тулупчик…, и лакей Петрушка малый лет тридцати (Г.). 6. Для пополнения картин…, не было недостатка в петух…, предвозвестник… переменчивой погоды (Г.). 7. В столовой уже стояли два мальчика сыновья Манилова (Г.). 8. Аркадий подождал пока Федот содержатель постоялого двора запряг лошадей (Г.). 9. В литератур… рассматриваемого периода про­должали выступать и поэты романтики (Посп.). 10. Фет выдающийся лирик пейзажист (Посп.).

Упражнение 10

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите склонение и падеж тех существительных, в которых пропущены падежные окончания.

Отчетливо вспоминается тот необыкновенно острый незабываемый момент когда наш самолет краснокры­лый гигант впервые сделал посадку на полюс... По­слышался толч…к как-то сразу зам…рли винты и затем наступила внезапная т…шина которую не нарушал ни один звук. В этом всеобщем оцепенени… было что-то гн…тущее и тревожное. Тысячи мысл...й успели про­мчаться в голове за несколько секунд которые тогда нам показались вечност... . Каждый ждал что вот-вот раздастся страшный оглушительный треск льды не вы­держат тяжест… маш…ны ра…ступятся...

Наконец кто-то решился открыть плотно пр…жатый люк. Внезапный стук сразу вернул нас к действитель­ности и тотчас же неудержимые крики радостные вос-клицани… и громовое «ура» взорвали вечную тишину полюса. Что тут началось! Некоторые по стремянк… некоторые по крыл…ям попрыгали вниз на пуш…стый снежный к…вер. Сне… полюса! Мы радо…но т…птали его мяли в руках ра…швыривали сапогами. Все словно превратились в ребят. Об…ятия поцелуи поздравления (По И. Спирину).

Наши рекомендации