Прочитайте текст и выполните задания 13 - 20
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 3, 4
11.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу
отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как
сходства так и различия.
12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие
того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает
содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время
совершения того, о чём говорится во второй части.
Прочитайте текст и выполните задания 13 - 20.
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение. (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки. (10)Варя сразу наткнулась на главное место. (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...» (27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдатоказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок. (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыклиеё называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
13. Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
14. Из предложений 16–18 выпишите числительное.
15. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ.
16. Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
17. Среди предложений 1–9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
18. Среди предложений 2–9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.
19. Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
20. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора. Список терминов:
1) анафора 2) метафора 3) гипербола 4) профессиональная лексика
5) парцелляция 6) лексический повтор 7) противопоставление
8) эпитеты 9) контекстные синонимы
2 вариант.
1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
За шубой, на струга(1)ом, но некраше(2)ом стеллаже расставле(3)а литературная продукция объединё(4)ого издательства. (В.Астафьев)
1) 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 3
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) зан...мательный рассказ, водор...сли, об...жаться
2) ут...пический, м...рцающий цвет, л...вушка
3) ур...вень, нав...вать печаль, непредск...зуемый
4) к...лючий крыжовник, не на кого оп...реться, ад...птация
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ра...жевать, бе...полезный, и...хоженый
2) пр...готовленный, пр...мудрый, пр...зидент
3) о...ходчивый, о...далиться, о...винчивать
4) небез...нтересно, пост...мпрессионизм, без...скровый
4.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) подерж...шь, маяч..вший
2) забот..шься, очища..мый
3) беспоко..шься, заряж..нный
4) грохоч...шь, замет...вший
5. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. черешн...вый Б. расстра...ваться В. юрод...вый Г. раз...вать
1) А, В 2) А, Б 3) А, В, Г 4) А, Г
6.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Дети (не)истовствуют от восторга.
2) За черной (не)замерзшей рекой белела даль.
3) Низкорослые животные с разлапистыми рогами, будто поросшими мхом, выступали (не)спеша.
4) Разведчиков отделяла от немцев (не)широкая речка, поросшая камышом.
7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) Изредка (ОТ)КУДА-ТО доносились глухие взрывы, но встревоженные горожане ВСЁ(ЖЕ) тянулись с корзинами на базар.
2) (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах всё новые и новые лужайки зелёной травы.
3) Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ)так же уверенно, как в небе Крыма.
4) (В)ВОЛЮ отдохнувшие собаки легко понесли установку, ТАК(ЧТО) Анисимов едва поспевал за ними на своих ещё не обкатанных лыжах.
8.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Прошёл часовой мимо командирской машины ( ) и повеяло бесконечным покоем ночных гор.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Денисов встал (1) и (2) не успев шагнуть к порогу (3) заметил (4) входящего из горницы Лаврова.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 2,3 4) 1, 2, 4
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Анна Рудольфовна была единственной учительницей в нашем классе, да (1) пожалуй (2) и во всей школе, которая называла учеников на «вы». С этим «вы» у нас случалось много разных историй. Вот (3) например(4) скажет Анна Рудольфовна ученику, стоящему у доски: "Вы свободны", - и мы все дружно вскакиваем со своих мест. (Алексин А.)
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 3, 4