Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) Прибыл я в Ульяновск, чтобы провести ток-шоу на одной из местных телевизионных станций. (2) Встретила меня в аэропорту Саша, коллега-телевизионщик из Питера, посадила в машину и тут же стала рассказывать историю, которую я вряд ли забуду:

- (3) Владимир Владимирович, я везу вас в гостиницу «Венец», где я живу на двадцать первом этаже. (4) Оттуда открывается изу­мительный вид на Волгу; красота неописуемая! (5) Но меня пора­зила не красота, а мост, который строят через Волгу: его монтируют не с берегов, навстречу друг другу, а с середины реки. (6) Поставили на реке, посередине, центральный пилон и пошли строить полотно моста в обе стороны от него.

- (7) А зачем?

- (8) И я спросила зачем, и мне ответили: чтобы не воровали. Да-да! (9) Объяснили так: если стройматериалы складировать на бере­гу, воровать их не представляет никакого труда. (10) А вот если они на баржах посреди реки - украсть намного труднее.

(II) Тут молчавший до сих пор водитель весело сказал. (12) «Всё равно воруют».

(13) История эта произвела на меня глубочайшее впечатление. (14) Она тянет на притчу, в ней великий философский смысл.

(15) В этом самом городе родился человек, который полагал воз­можным изменить нашу с вами природу, если будет отменена част­ная собственность. (16) Ему с товарищами удалось получить власть. (17) Частную собственность отменили, объявили её всенародной, то есть принадлежащей всем одновременно. (18) Народ посмотрел-по­смотрел, подумал и пришел к выводу, что всенародная собствен­ность не принадлежит никому, а следовательно, её можно брать се­бе.

(19) Теперь всё изменилось: вновь появилась частная собствен­ность. (20) И только одно осталось неизменным - наши мозги.

(21) Левобережная часть Ульяновска соединена с правобережной одним единственным мостом. (22) Мост задыхается от транспорта, и в часы пик, как сказал нам водитель, приходится выстаивать в пробках по два, а то и по три часа. (23) Вот и строят второй мост, строят годами, потому что воруют и деньги, выделенные на строи­тельство, и стройматериалы.

(24) Вывод, как мне кажется, один: все наши трудности и беды связаны с нашим сознанием, с отношением к нашей и чужой работе, к собственности, закону. (25) Пока мы не изменимся, вряд ли мож­но ожидать серьезных изменений в стране. (26) Так и будем мы сто­ять в пробках на мосту. (27) Через Волгу, Каму, Енисей или без­вестную сельскую речонку. (28) И на многих других мостах самого разного толка.

(По В. Познеру)

А28. В каком предложении говорится об отношении автора к эпизоду, рассказанном ему? 1) 5 2) 13 3) 24 4) 25

А29. Какой тип речи представлен в предложениях 1-12?

1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание с элементами повествования

А30. Укажите предложение, в котором есть слова терминологического характера. 1) 6 2) 21 3) 22 4) 25

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начи­ная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об­разцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запяты­ми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В1. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 10 выпишите наречие.

В3. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В4. Среди предложений 1-10 найдите простое односоставное неопре­деленно-личное. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1 - 6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 21-28 найдите сложноподчиненное предло­жение с придаточным времени. Напишите номер этого предложе­ния.

В7. Среди предложений 3-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью сочинительного союза, частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особеннос­ти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, ка­кая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пиши­те цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они за­писаны в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. В статье В. Познера, известного журналиста и телеведущего, используется _ (предложения 7 -10) . Выразительность язы­ка достигается за счет _, например таких, как изменить на­шу с вами природу, мост задыхается от транспорта, которые в конце текста (предложения 26 - 28) приобретают характер ал­легории. В тексте есть выразительные _ (предложения 4, 13, 14,27) и _ (в этом городе на Волге - предложение 15).

Список терминов:

1) перифраз 2) литота 3) метафора 4) парцелляция 5) эпифора

6) вопросно-ответная форма изложения 7) эпитет 8) оксюморон 9) градация

Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Б.А. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ-2008. Русский язык. М: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.

Разбор Варианта № 11

Часть 1

варианта № 11

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (Al - А31) поставьте знак « х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа._

В каком слове произносится звук [б]?

1) коробка 2) робот

3) дуб 4) ребенок

При выполнении данного задания необходимо помнить, что парные звонкие согласные (б, в, г, д, ж, з) оглушаются, то есть превращаются в глухие, если оказываются в абсолютном конце слова или в середине слова перед глухим согласным.

Правильный ответ: № 2

В каком слове ударение падает на второй слог?

1) диспансер 2) двухмачтовый 3) погналась 4) украинский

Для определения верного ответа важно произнести слова вслух, определяя в каждом ударный гласный звук. Знание орфоэпических норм позволит исключить варианты с неверным ударением.

Правильный ответ: № 2

В каком слове вместо слова БЕДНОСТЬ нужно употребить БЕДНОТА?

1) Основным местом действия автор выбрал самую отвратительную часть старого Петербурга, на фоне которой разворачиваются ужасающие картины беспросветной БЕДНОСТИ.

2) Природная БЕДНОСТЬ этого края обусловлена суровыми климатическими условиями.

3) Назар, будучи выходцем из деревенской БЕДНОСТИ, был принят односельчанами как свой.

4) БЕДНОСТЬ сокрушает душевную силу, ожесточает сердце, притупляет ум.

Для того чтобы выбрать правильный вариант решения, необходимо различать лексические значения паронимов БЕДНОСТЬ и БЕДНОТА. Если различие значений паронимов кажется вам неочевидным, попробуйте заменить в предложениях один пароним на другой и выберите правильный вариант ответа.

Правильный ответ: № 3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четыре пары носок

2) менее сильный ветер

3) командует армией

4) четырьмястами километрами

Это задание проверяет у учащихся знания

• нормы образования форм прилагательных и наречий;

• нормы склонения и сочетания разных разрядов числительных;

• нормы склонения существительных;

• нормы сочетаемости различных частей речи.

Правильный ответ: № 1

(неправильно дана грамматическая форма родительного падежа множественного числа существительного носки - четыре пары носков).

Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Выбирая фасон платья,

1) это отнимает много сил.

2) подчеркивается ваша индивидуальность.

3) исходите прежде всего из особенностей фигуры.

4) большую роль играет ткань.

Чтобы выбрать правильный вариант, необходимо владеть синтаксическими нормами употребления деепричастного оборота: деепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол (сказуемое), обозначающий основное действие, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету. В данном задании это условие выполняется в варианте 3.

Правильный ответ: № 3

1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче.

2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта.

3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене.

4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.

Для нахождения верного ответа учащийся должен знать основные синтаксические нормы русского языка. Правильный ответ: № 2

Прочитайте текст и выполните задания А 7-А12.

(1)... (2)К северу от песков широкий пояс каменистой полупустыни занимает южную, гобийскую, половину Монгольской Народной Республики. (3)... в жарких безводных котлованах — впадинах между хребтами - залегают красноцветные породы. (4)Это пески, глины и песчаники, некогда отлагавшиеся в устьях рек Центральноазиатской суши, которая не покрывалась морем последние сто тридцать миллионов лет. (5)В этих породах сохранились неприкосновенными самые различные наземные животные, населявшие Центральноазиатский материк от меловой эпохи до наших дней, - исторические документы великой лестницы эволюционного развития животных от неуклюжих, безмозглых ящеров до быстрых и сообразительных млекопитающих -ближайших родичей человека.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Здесь должны быть сохранены свидетельства великого вымирания гигантских ящеров — динозавров.

2) В пути из Москвы в Улан-Батор я не переставал думать об экспедиции, стараясь представить себе высокое плоскогорье в самом центре Азиатского материка.

3) Волны барханных песков Черной Гоби уходят на юг, во Внутреннюю Монголию, в Китай.

4) Высокогорное плато в самом центре Азиатского материка - Монголия - в отдалённые времена земной истории была сушей, на которой семьдесят миллионов лет назад жили огромные ящеры.

При выполнении этого задания требуется умение устанавливать логические и грамматические связи между предложениями текста. Правильный ответ: № 3

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Для успешного выполнения необходимо умение понимать смысл каждого предложения и определять место каждого предложения в общей композиции текста.

Особое внимание при выполнении задания следует обратить на выраженные в речи средства связи между соседними предложениями.

Правильный ответ: № 2

Какое слово или сочетание слов является одной из грамматических основ в четвёртом (4) предложении текста?

1) не покрывалась

2) не покрывалась морем

3) которая не покрывалась морем

4) которая не покрывалась

Это задание предполагает владение учащимися умением выделять грамматическую основу и определять синтаксическую роль слова в предложении.

Правильный ответ: № 4

Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое

4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью

Чтобы выбрать правильный вариант, необходимо владеть следующими умениями:

• умением выделять части сложного предложения, отличать сложное предложение от простого осложненного;

• умением определять тип связи между частями сложного предложения.

Правильный ответ: № 1

1) к тому же 3) между тем

2) там 4) всегда

A11 Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

В этом задании важно правильно найти в предложениях все местоимения и выбрать среди них определительное. Правильный ответ: № 4

А12 Укажите значение слова ЛЕСТНИЦА в пятом (5) предложении.

1) неровности

2) уступы

3) сооружение в виде ряда ступеней

4) последовательное расположение по восходящей линии от низшего к высшему

При выполнении этого задания требуется приложить предлагаемое толкование к каждому из слова ЛЕСТНИЦА к пятому предложению. Знание лексических значений предложенных слов позволит исключить варианты с неверным толкованием. Правильный ответ: № 4

А13 В каком слове нет суффикса -УШ-?

1) крикуша 2) волокуша

3) копуша 4) груша

Для того чтобы выбрать верный ответ, необходимо умение определять состав слова.

Правильный ответ: № 4 (груш-а)

А14 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Нефтя(1)ики плыли сюда, преодолевая песча(2)ые перекаты на самоходной плоскодо(3)ой барже.

А16 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) д..вести, д..смотреть, н..писать

2) пр..зидент, пр..даваться воспоминаниям, пр..бежище

3) меж..гровой, вз..мать, сверх..ндустриализация

4) ра..формировать, ра..жечь, и..сякнуть

При выполнении этого задания необходимо вспомнить правила, связанные с правописанием неизменяемых приставок, приставок, оканчивающихся на з-/с-, приставок пре-/при- и гласных ы-/и- после приставок на согласную. Правильный ответ: № 3

А17 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У/Ю?

1) (они) пиш..т, плач..щий

2) (они) тащ..т, та..щий

3) (они) уме..т, вар..щийся

4) (они) приукрас..т, бре..щийся

Учащийся, выполняя задание А17, должен знать следующие орфографические правила:

• правописание личных окончаний глагола;

• правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Не забудьте: оба правила основаны на умении определять тип спряжения глагола.

Особое внимание следует обратить на глаголы-исключения. Правильный ответ: № 1

1) скр..пить, сув..ренный, ф..рель

2) облокачиваться, пл..вчиха, об..яние

3) ощ..пать (гуся), утв..рь, р..туал

4) тр..щать, наскр..сти, утопический

При выполнении этого задания необходимо четко разграничить слова с чередующимися корнями, слова с безударными гласными в корне слова, которые проверяются ударением, и слова с непроверяемыми гласными в корне слова. Также необходимо вспомнить правило правописания сомнительной согласной в корне слова. Правильный ответ: № 4

A. изменчи..вый Б. баш..нка

B. трещ..нка Г. невеж..ство

1) А, В 2) А, Б 3) В, Г 4) Б, В

Для успешного выполнения необходимо знать следующие орфографические правила:

• правописание глагольных суффиксов (-ыва- \ -ива-, -ова-\ -ева-, -ва-.);

• правописание суффиксов имен прилагательных (-чив-, -лив-, -ев- \ -ов-).

Следует различать в глаголах суффиксы -ива- (-ева-) и ударный -ва-, нужно помнить о правописании глаголов застрЕвать, затмЕвать, продлЕвать, намерЕваться, недоумЕвать.

Не следует путать между собой суффиксы прилагательных -чив-, -лив- и -ев- \ -ое-. Правильный ответ: № 1

А19 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Остап волновался, (не)приспособили ли их стулья на новый лад.

2) (Не)занятые актёры похожи на привидения, которые ищут тело, в которое могли бы вселиться.

3) Это (не)что иное, как золото.

4) Мы были отнюдь (не)одиноки в своей склонности к праздношатанию.

Для того чтобы выбрать правильный вариант, требуется знать следующие орфографические правила:

• правописание НЕ с глаголами и деепричастиями;

• правописание НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на -О- (-Е-);

• правописание НЕ с причастиями.

Прежде чем применять правила, следует определить часть речи каждого слова с НЕ. Особое внимание обратите на слова, не употребляющиеся без НЕ. Правильный ответ: № 2

1) Новый дом мне совсем не нравился, ПРИ(ТОМ ) мне было жаль старый дом с его некрашеными дощатыми полами и беленными мелом потолками, может быть ОТ(ТОГО), что я родился и вырос в нём.

2) Жалуясь няне, я имел В(ВИДУ) вчерашний случай, когда меня так строго наказали ЗА(ТО), чего я не делал.

3) ЧТО(БЫ) ни случилось в нашей жизни потом, школьные друзья остаются с нами навсегда, ПО(СКОЛЬКУ) нет привязанностей крепче тех, что зарождаются в юности.

4) ТО(ЖЕ) странное, сонное и презрительное выражение имело его пополневшее за эти годы лицо, и ТАК(ЖЕ), как в школьные времена, избегал он смотреть в глаза собеседнику.

Выбирая правильный вариант, важно знать следующие орфографические правила:

• слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений;

• слитное и раздельное написание предлогов;

• правописание союза чтобы и местоимения что с частицей бы;

• правописание союза тоже и местоимения то с частицей же;

• правописание союза также и местоимения так с частицей

• правописание союзов и союзных слов отчего, почему, зачем, потому, поэтому;

• правописание производного предлога несмотря на;

• слитное и раздельное написание частиц.

Прежде чем применять правила, следует определить часть речи каждого выделенного слова. Правильный ответ: № 1

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её - отсутствия в предложении:

Тихон Ильич велел запрячь жеребчика () и через десять минут уже гнал его вдоль шоссе к Дурновке.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Для выполнения этого задания надо, во-первых, выяснить простое это предложение или сложное, во-вторых, вспомнить правила постановки запятых перед союзом И в простом или сложном предложениях соответственно.

Правильный ответ: № 1 (простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна)

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте - которых в предложении должны стоять запятые?

По шоссе (1) идущему мимо кладбища (2) и (3) пропадающему среди волнистых полей (4) никто никогда не ездит.

1) 1,2,4 2) 1,4 3) 1,3,4 4) 2,3,4

Для выполнения этого задания надо знать следующие пунктуационные правила:

• знаки препинания при обособленных определениях;

• знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Правильный ответ: № 2

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Конечно (1) о вкусах не спорят, однако (2) вкус развивают - в себе и в других. Не следует (3) при этом (4) исходить из мнения других, хотя к этому мнению стоит прислушиваться. 1) 1,2,3,4 2) 1 3) 1,2 4) 1,3,4

Нахождение верного ответа предполагает знание пунктуационного правила «Знаки препинания при вводных словах».

Следует обратить внимание и на то, что омонимичные вводным словам члены предложения часто играют роль сказуемого. Обратите внимание также на то, что многие слова и выражения, близкие по своим значениям типичным вводным словам, не выступают в функции вводных слов. Правильный ответ: № 2

1) Он припал к шее коня и слышал только его короткое и резкое дыхание да воющий свист посылаемых ему вдогонку пуль.

2) Долго торговались мы с хозяевами дома зато добились в цене уступки немалой.

3) В доме живёт и всю эту чистоту и уют и старинный порядок блюдет один человек - девяностолетняя старуха Марфа.

4) Эти радостные и странные мысли скоро уходят и уступают место привычным и скучным заботам.

Чтобы выбрать правильный вариант, необходимо знать следующие пунктуационные правила:

• знаки препинания при однородных членах, связанных одиночными союзами;

• знаки препинания при однородных членах, связанных повторяющимися союзами;

• знаки препинания при однородных членах, связанных двойными союзами.

Обратите внимание на то, что при одиночных союзах ИЛИ, ЛИБО запятая между однородными членами не ставится. Обратите внимание также на то, что при двойных союзах КАК... ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И и др. перед первой частью союза запятая не ставится.

Правильный ответ: № 2

А25. Как объяснить постановку двоеточия в этом предложении?

О бедности его свидетельствовало и всё прочее: отсутствие манжет, заношенный бумажный воротничок, ветхий галстук.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения называет следствие первой.

При выполнении задания А25 важно знать следующие пунктуационные правила:

• знаки препинания при обобщающих словах;

• знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Особое внимание нужно уделить различению простого предложения с однородными членами и сложного предложения, а также раскрытию смысловых отношений между частями сложного бессоюзного предложения.

Правильный ответ: № 1 (обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения)

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

- которых в предложении должны стоять запятые?

На пруду (1) где ветром сдуло снег со льда (2) Мишка на минутку задержался, вынул перочинный ножик и коробку спичек, присел (3) и (4) шмыгая носом (5) стал долбить синий лед в том месте (6) где в нем был внутри белый пузырь. 1) 3,4,5 2) 1,3,5,6 3) 1,2,4,5,6 4) 2,3,5,6

Для того чтобы выбрать верный ответ, необходимо знать пунктуационное правило «Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения».

Особое внимание требуется обратить на границы между частями сложносочиненного предложения в случае, когда придаточная часть располагается внутри главной части. Союзное слово может находиться не на границе между частями сложного предложения, а внутри придаточного предложения, запятые же следует ставить на границе между частями сложного предложения. Необходимо также помнить о расстановке знаков препинания в простом предложении, входящим в состав сложного. Правильный ответ: № 3

А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

- которых в предложении должны стоять запятые?

Ощупью сойдя в четвертый этаж (1) я остановился (2) и (3) вдруг (4) меня как будто подтолкнуло (5) что здесь (6) в сенях (7) кто-то был и прятался от меня.

1) 2,3,4,5

2) 1,2,5,6,7

3) 3,4,5,6,7

4) 2,5

Необходимо знать пунктуационное правило постановки знаков препинания в сложном синтаксическом целом. Правильный ответ: № 2

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Тасманию воистину можно назвать экспериментальным участком суши, который дожил до XXI века без вмешательства человека.

2) Окна моей комнаты выходили на улицу, которая почти круглый год утопала в грязи.

3) Справа от нас то уходил за горизонт, то приближался, восставал мрачный пустынный берег, который ниспадал в море тяжёлыми каменными складками.

4) Есть книги, в которых можно найти ответы на все вопросы.

При выполнении этого задания необходимо помнить, что обо­собленное определение и придаточное определительное могут быть синонимичны. Замена возможна в следующих условиях:

• если сказуемое придаточной части стоит в настоящем или прошедшем времени;

• если придаточная часть присоединяется относительным ме­стоимением (который, какой, что) и это местоимение стоит в име­нительном падеже;

• если относительное местоимение стоит в винительном падеже без предлога, а сказуемое придаточной части выражено переходным глаголом и не имеет при себе неопределенной формы, обозначаю­щей действие лица или предмета, указанного подлежащим.

Правильный ответ: № 4

Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В8; С1.

(1) Никто из нас не пожелает себе жизненных испытаний: они заставляют нас страдать. (2) Несчастья вторгаются в нашу жизнь, опустошая её, лишая смысла. (3) Предательство друга, измена близ­кого человека, пережитое насилие, теракт, уход из жизни того, кто дорог тебе... (4) Всё это испытания, которые не просто ранят, но ставят под удар основы нашего существования, оставляя только один вопрос: (5) «Как же теперь жить?»

(6) Поскольку развитие и перемены свойственны самой природе человека, с детства и до старости мы переживаем череду кризисов, одним из которых является кризис подросткового возраста. (7) Меняется наша внешность, рождаются иные ощущения и чув­ства. (8) Первая любовь, предательство, ревность...(9) Родители предъявляют нам высокие требования, а общаются как с детьми. (10) Мучительный поиск ответов на вопросы: (11) «Кто я? (12) Какой я?».

(13) В тяжелые минуты кризиса становится ясно: так, как прежде, уже не будет. (14) В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов - «опасность» и «возможность». (15) Так дошла до наших времён убежденность древних мыслителей, что в каждой проблемной ситуации заложено не только разрушение старого, но и созидание нового. (16) Стена кажется непреодолимой, но если ты изо всех сил пытаешься через неё перебраться, лезешь вверх, ушибаясь и ошибаясь, то за ней ты увидишь новый простор. (17) Именно в моменты кризиса мы можем стать мудрее, задуматься о своей жизни, пересмотреть прежние ценности. (18) Новые ценности, иной взгляд на себя и на мир, то, что приобрели, может оказаться ценнее потерянного. (19) Оказывается, что наши ошибки, неудачи и страдания - это абсолютно необходимый путь к той мысли, к тому пониманию времени, которые мы, оказывается, обрели. (20) И мы почти с ужасом осознаём, что ничего бы не поняли, если бы не эти страдания, неудачи, если бы не эта боль. (21) И мы восклицаем: (22) «Как точно всё сложилось! (23) Два - три везения там, где не повезло, и я бы ничего не понял!»

(24) Насколько успешно мы преодолеваем кризисные ситуации, зависит от того, кого или что мы считаем первопричиной случившегося. (25) Одни из нас винят в происходящем кого-то и успокаивают себя: (26) «Я ничего не мог поделать». (27) Другие чувствуют свою ответственность за происходящее и руководствуются принципом «всё в моих руках».

(28) Если в самой тяжелой ситуации мы найдем мужество честно разобраться в себе, понять, чего хотим от жизни и что можем дать другим людям, принять решение и исполнить его, только в этом случае в старости мы сможем сказать:

(29) «Моя жизнь - не цепь упущенных возможностей и не время, потраченное напрасно. (30) Это моя жизнь!»

(По Ю. Пучковой, Ж. Сергеевой)

После какого предложения текста должно стоять следующее предложение:

«Кризис словно высокая стена»?

1)1 2) 2 3) 14 4) 15

При выполнении этого задания требуется умение устанавливать логические и грамматические связи между предложениями текста.

Для успешного выполнения необходимо умение понимать смысл каждого предложения и определять место каждого предложения в общей композиции текста.

Правильный ответ: № 4

1) описание

2) повествование и описание

3) повествование

4) рассуждение

Для того чтобы выбрать правильный вариант, необходимо по совокупности признаков уметь определять стиль текста и ведущий тип речи, использованный в тексте.

Правильный ответ: № 4

А31 Укажите предложение, в котором употреблены контекстные синонимы.

1) 3 2) 13 3) 14 4) 23

При выполнении этого задания следует помнить, что есть слова, заменяющие друг друга только в данном тексте. Правильный ответ: № 1

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (Bl - В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 - ВЗ запишите словами.

Из предложения 3 выпишите слово, образованное способом сложения.

Для успешного выполнения требуются следующие умения:

• умение строить словообразовательное звено;

• умение определять способ образования слова.

Особое внимание следует обратить на наиболее типичные морфологические способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.

Правильный ответ: теракт (сложение - теракт —> тер-акт).

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

Среди предложений 1 - 10 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.

При выполнении этого задания необходимо владеть следующими умениями:

• находить грамматическую основу предложения;

• различать простые и сложные предложения;

• различать двусоставные и односоставные предложения;

• определять тип односоставного предложения. Правильный ответ: 5

Среди предложений 24 - 30 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Чтобы выполнить задание, нужно предпринять следующие действия:

1) в указанных предложениях найти все обособленные (выделенные с помощью запятых или тире) члены предложения;

2) задать вопрос к каждому из найденных обособленных членов;

3) определить, какую синтаксическую роль они выполняют;

4) выбрать обособленные определения. Правильный ответ: 29

При выполнении этого задания необходимо знать лексические, морфологические и синтаксические значения знаменательных частей речи.

Правильный ответ: потерянного

Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Чтобы определить тип связи в словосочетании, нужно:

1) найти зависимое слово;

2) установить, какими частями речи являются главное и зависимое слова;

3) если зависимое слово - существительное, прилагательное или глагол, определить, в какой форме оно употреблено;

4) определить тип связи.

Правильный ответ: абсолютно необходимый

Среди предложений 1-12 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное причины. Напишите номер этого предложения.

Для успешного выполнения важно владеть следующими умениями:

• различать простые и сложные предложения;

• определять тип придаточного предложения.

Чтобы выполнить задание, нужно предпринять следующие действия:

1) среди указанных предложений найти сложноподчиненные предложения;

2) задать вопрос к придаточным частям каждого из предложений;

3) определить типы придаточных частей в этих предложениях по вопросу;

4) выбрать сложноподчиненное предложение с тем типом придаточного, который требуется в задании.

Правильный ответ: 6

Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

Для того чтобы справиться с заданием, необходимо умение определять средства связи предложений в тексте.

Чтобы выполнить задание, нужно предпринять следующие действия:

1) сопоставить каждое из предложений с предыдущим (или предыдущими);

2) найти в предложении элемент, связывающий его с предыдущими предложениями;

3) охарактеризовать найденное (-ые) средство (-а) связи данного предложения с предыдущими;

4) выбрать предложение, связанное с предыдущими с помощью того средства связи, которое указано в задании.

Правильный ответ: 4

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 — А31,В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки._

В статье авторы поднимают проблему, важную для каждого из нас. Чтобы подтолкнуть нас к совместным раздумьям, они

прибегают к _ (предложения 5, 11, 12). Выразительности текста способствует использование_ (предложения 6, 9, 15, 18, 23) и _ (предложения 2, 4, 6, 16, 19, 29). Используется также приём _ (предложения 7, 20, 21, 25, 26).

Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) индивидуально-авторские слова

3) ирония

4) ряды однородных членов предложения

5) эпитеты

6) контекстные антонимы

7) просторечные слова

8) вопросно-ответная форма изложения

9) синтаксический параллелизм

Для успешного выполнения требуется умение находить средства выразительности, использованные в тексте, и определять их специфику.

Чтобы выполнить задание, нужно поочередно попытаться найти в тексте каждое из перечисленных в задании средств выразительности, не обращая внимания на другие средства выразительности, которые присутствуют в тексте.

Правильный ответ: 8, 6, 1, 9

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Правильные ответы к вариантам по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Часть 1

А1 А2 A3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20 А21 А22 А23 А24 А25 А26 А27 А28 А29 А30 А31
В1 В2 ВЗ В4 В5 В6 В7 В8
опрос домашних впоследниегоды 6,3,1,7
предстать накружающих/ окружающих болезненнореагирует 6,1,3,5
общемировой похуже неубитывнас/убитывнас 6,2,1,3
почувствовать деньги втотмомент 2,9,3,4
размышляли затем своегокандидата 9,5,8,6
возможность главным частожалуются 5,3,7,6
своеобразно болеехмурая малоулыбаются 2,6,8,9
выиграл болеебодрым вдословномпереводе 5,7,9,1/7,5,9,1
связь ближайший реалистичноокрашенного 2,4,5,3
посередине труднее виднаВолгу 6,3,7,1

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «X», а не «О»._

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения  
К1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  
  Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
КЗ Отражение позиции автора исходного текста  
  Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, -жизненный или читательский опыт.
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.
II Речевое оформление сочинения  
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
Кб Точность и выразительность речи  
  Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм.
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи.
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
III Грамотность  
К7 Соблюдение орфографических норм  
  орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
допущена 1 ошибка
допущено более 1 ошибки
К8 Соблюдение пунктуационных норм  
  пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
допущены 1 - 2 ошибки
допущено более 2 ошибок
К9 Соблюдение языковых норм  
  грамматических ошибок нет
допущены 1 - 2 ошибки
допущено более 2 ошибок
К 10 Соблюдение речевых норм  
  допущено не более 1 речевой ошибки
допущены 2-3 ошибки
допущено более 3 ошибок
К 11 Соблюдение этических норм  
  этические ошибки в работе отсутствуют
  допущены этические ошибки (1 и более)
К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  
  фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
  допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 -К12)
                 

При оценке грамотности (К7 - К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 - 300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов,, то такая работа не засчитывается вовсе (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 - К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 - орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 - пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка);

К9 - грамматических ошибок нет;

К10 - допущено не более 1 речевой ошибки.

2 балла по критериям К7 - К10 за работу объёмом от 70 до 150 слов вообще не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (Kl - К12) оценивается нулём баллов.

Подписано в печать 15.08.07. Формат 60 х 90 'Лб. Тираж 35000. Печать офсетная.

Отпечатано в ОАО «Московская типография № 6» 115088, г. Москва, ул. Южнопортовая, д. 24 Заказ № 886.

Наши рекомендации