В тридцатых годах двадцатого века

(Автобиография)

К Тебе, о Мать Святая,

Я, бедный раб грехов,

Со скорбью и слезами

Пришел под Твой Покров.

Мне много горя грешном,

В чужой стране одном,

Как изгнанному Адаму

Из рая вон мечом.

Изгнали меня люди

Из России вон,

Оставил мать родную,

Друзей, и Отчий дом.

Я выслан в даль иную,

Там много лет мне отбыть

Мне дали вольну ссылку

Где хочешь можно быть

Теперь всего лишен я,

Посаженный в тюрьму,

Досада, горе, голод,

Терпеть уж не могу.

Решетка, стены толсты —

Все надоело мне,

И день за днем жду воли,

Но не дождаться мне.

Увы! Я вновь в изгнанье,

Б стране снегов и льда,

Где с людом обреченным,

Покорный раб труда.

В Полярье путь железный

Готовим проложить,

Облегчить жизнь крещеным

— Страну обогатить.

Физически устали,

В зарях недуг слепит,

От скудости питанья

Нас смерть косой разит.

Прошу, Святая Дева

В несении Креста,

Для славы Божьей Церкви

Спаси, спаси меня!

Так страдали и страдают «за други своя» угодники Божии. В этих мыслях святого Старца нет иронии и сарказма, свойственных людям с нечистым сердцем, наполняющим весь мир «двойным», темным смыслом подозрении и намеков. Это стихотворение Батюшки Николая «Автобиография. В тридцатых годах двадца­того века», написанное им 8 ноября 1931 года, повест­вует простым, безыскусным языком об очистительных страданиях его души. Оканчивается оно, как все у Ба­тюшки, — чисто и светло, пасхально: «Прошу, Святая Дева! В несении Креста, для славы Божией Церкви, спаси, спаси меня!»

Воистину, молитва праведника не бывает не услы­шана! Несколько раз Старец святой был избавлен Ца­рицей Небесной от преждевременной смерти. Однаж­ды его придавили на лесоповальных работах вагонет­кой, ему продавило всю грудную клетку. Страдания были невыразимые, он уже не дышал, душа выходила из тела. Тогда его отнесли на руках, сокрылись, и не­сколько архиереев и отцов служили на нем Господу Бо­жественную Литургию, как в Древней Церкви на мо­щах святых мучеников-исповедников. Великий молит­венник Земли Русской был сохранен Господом для Церкви. Это чудесное избавление Батюшка предвидел и о нем написал в 1931 году: «Прошу, Святая Дева! В несении Креста, для славы Божией Церкви, спаси, спаси меня!» В этих пророческих словах Господь пред­начертал и будущее церковное прославление подвиж­ника благочестия и исповедника наших времен Стар­ца Николая, которое свершится в Богом назначенное время. Ведь слава Божией Церкви в ее святых!

В другой раз Батюшке уронили на ноги тяжелый рельс и покалечили все ступни, с той поры ноги его «едва держали», как говорил Батюшка. Посему, огромное му­жество являл нам Старец, стоя на больных ногах часами во время Божественной службы в Храме, затем у своей калитки или же дверей келлии, принимая народ. Он все­гда стоял! Стоял твердо за Веру Христову стопами, стоял, утешая страдающих людей на стопах, молился Господу обо всем грешном мире на стопах! И когда телесные его силы иссякли, держась за шкаф у постели, стоял на сто­пах, умоляя со слезами Спасителя продлить жизнь миру для покаяния. Потому мы величаем подвиг Батюшки Ни­колая столпничеством... По окончании земного столп­ничества, «к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пас­ху хваля вечную», Старец Николай возлетел ко Спасите­лю мира Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу.

Страшным испытанием в узах было для исповед­ника долгое пребывание почти до плеч в ледяной воде... Страдальцев-мучеников, заключенных, согнали в уже замерзавшую реку и никому не давали выйти... Вытер­пел мучения и остался в живых только кроткий молит­венник — исповедник Старец Николай, души же иных мучеников «отлетели ко Господу», очищенные страда­ниями. Батюшка открыл, что его согревала молитва Иисусова, и он не чувствовал холод. Он часто говорил: «Я холод люблю и не чувствую его». Батюшка всегда хо­дил легко одетый, в любой мороз, никогда не кутался и не утеплялся. Потому и украшает житие святого отца прославление его досточудных подвигов, пред которы­ми, по слову святого Василия Великого, способны пре­клоняться и враги: «хлада и мраза терпение, в лани­ты и перси заушение, от безбожных иудей гонение».

«Большевики хотят всех Архиереев,

Наши рекомендации