Упражнения для самостоятельной работы

I Тематическое содержание разделов

«Словообразование. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Пунктуация»

Раздел русского языка

«Словообразование»

Общие сведения о словообразовании

План темы

1. Исследователи морфемного состава слова в русском языке.

1. Словообразование как особый раздел науки о языке.

Содержание темы

Исследователи морфемного состава слова в русском языке

Морфемный состав слова (см. глоссарий) рассматривается в разделе русского языка «Морфемика».

Морфемика – это морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы, раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом. Основными объектами исследования в морфемике являются морфемы, их формальные видоизменения – морфы и их линейные сочетания – слово в целом как последовательность морфем, основа слова, словоформа.

Термин «морфемика» стал широко применяться в науке о русском языке, начиная с 70-х годов ХХ века, после выхода академической «Грамматики современного русского литературного языка» (1970 г.). Учение о морфемах и принципы описания морфемного уровня русского языка к этому вренени были уже разработаны учеными-языковедами. Раздел «Морфемика», включающий словообразование, выделен во всех ныне действующих школьных учебниках русского языка.

Морфемный состав слова, а также вопросы русского словообразования интересовали многих ученых-языковедов и интересуют до сих пор. О различных явлениях морфемного состава и словообразования в русском языке писали в своих научных трудах академик Ф.Ф. Фортунатов, профессор И.А. Бодуэн де Куртенэ, профессор В.А. Богородицкий др. (см. Приложение 1 «Сведения об исследователях русского языка»).

Большая заслуга в разработке теории русского словообразования принадлежит профессору Московского университета Г.О. Винокуру (см. Приложение 1 «Сведения об исследователях русского языка»). В 1946 году была напечатана его новаторская статья «Заметки по русскому словообразованию», которая не утратила своей научной значимости до сих пор.

Большой вклад в разработку теоретических вопросов русского словообразования внес академик В.В. Виноградов в своих работах – «Вопросы современного русского словообразования» (1951 г.) и «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» (1952 г.) (см. Приложение 1 «Сведения об исследователях русского языка»).

Свой весомый вклад в изучение русского словообразования внес также ученик В.В. Виноградова – профессор Н.М. Шанский (см. Приложение 1 «Сведения об исследователях русского языка»).

Благодаря научным трудам этих ученых-языковедов, начиная с 50-х годов прошлого века, словообразование было выделено в особый раздел науки о русском языке. А раньше вопросы словообразования различных частей речи рассматривались в русских грамматиках в разделе «Морфология».

Словообразование как особый раздел

Науки о языке

Словообразование – это сфера языка и само­стоятельный раздел языкознания. Словообразование тесно связано, с одной стороны, с лекси­кой (как источник пополнения языка но­выми словами), с другой - с грамматикой, прежде всего с морфологией, с которой его сближает как общность морфемного механизма, так и многообразные прояв­ления взаимозависимости морфологических и словообразовательных характе­ристик слов. Для русской грамматической традиции характерно включение раздела «Словообразование» в описательные грамматики. Словообразование при этом рассматривается как система по­строения и образования слов определённых частей речи, мотивированных словами определённых частей речи.

Словообразование - это

1) образо­вание слова на базе другого однокоренного слова (или слов), которым оно мотиви­ровано (т.е. выводится из него по смыс­лу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку.

Например, аффик­сов:

стол - стол-ик

петь - за-петъ

дом - без-дом-н-ый

пять этажей - пят-и-этажн-ый);

один из важнейших путей пополнения словарного состава языка новыми словами;

2) раздел языкознания, изучающий такие мотивированные слова (называемые так­же производными): учение об их строении и о средствах, используемых для образо­вания новых слов.

Словообразовательная структура кон­кретных производных слов, как и система словообразовательных средств, присущих языку в целом, исторически изменяется. В связи с этим следует различать диахронное и синхронное словообразование.

Диахронное словообразование изучает пути возникновения производ­ных слов в различные периоды развития языка и их первоначальную (этимологи­ческую) словообразовательную структуру, а также исторические изменения словообразовательной структуры слов.

Син­хронное словообразование изучает систему слово­образовательных средств, присущих язы­ку на данном этапе его развития (напр., современному языку), и структуру слов, опреде­ляемую их синхронными (существующи­ми на данном этапе развития языка) мотивационными отношениями с други­ми однокоренными словами. Синхронная словообразовательная структура слова может совпадать с его первоначальной словообразовательной структурой.

Например:

дом - домик

или не совпадать с ней.

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Так, слова путник и цветник историче­ски образованы с помощью суффикса -ик от прил. путный и цветной (др.- рус. путьныи, цвътьныи), имевших в древности соответственно значения «относя­щийся к пути или путешествию» и «по­крытый цветами» (ныне утраченные); в современном же языке эти слова мо­тивированы только существительными (путь, цветы) и в них выделяется суф­фикс - ник.

Диалектическая связь между синхрон­ным и диахронным словообразованием состоит в том, что на каждом этапе развития языка для воз­никновения новых слов по образцу (моде­ли) тех или иных ранее образованных (старых) слов существенна не первона­чальная словообразовательная структура этих старых слов, а их синхронная слово­образовательная структура. Так, в современном русском языке в существительных, мотиви­рованных существительными, высоко про­дуктивен суффикс –ник, представляю­щий собой исторически соединение суф­фикса относительных прилагательных -н- с суффиксом существительных -ик; суффикс этот появился в таких словах, как путник или цветник, синхронная словообразовательная структура которых, уже не совпадающая с первоначальной, послужила впоследствии образцом для возникновения других слов с суффиксом -ник прямо от основ существительных.

Например:

коровник

градусник

Центральным понятием синхронного словообразования является понятие словообразо­вательной мотивации. Отно­шения мотивации устанавливаются меж­ду двумя однокоренными словами, одно из которых синхронически является с фор­мальной и семантической точек зрения первичным, мотивирующим, исходным, а другое - вторичным, мотивированным, выводимым из него. Мотивированное слово - обычно более сложное по струк­туре основы, содержащей больше морфов, чем основа мотивирующего слова. Всякое мотивированное слово бинарно (двучленно): оно состоит из двух частей - мотивирующей основы и форманта. Пер­вая - та часть, которая является у него об­щей с мотивирующим словом (с учётом возможных морфонологических видоиз­менений, например, чередований), вторая - та, которая отличает его от мотивирующего слова. Например, в словах головка и водичка мотивирующая основа соответственно голов- (совпадающая с основой мотиви­рующего слова голова) и водич- (отличаю­щаяся от основы мотивирующего водица только чередованием ц-ч); формант в обоих случаях - суффикс -к(а). Сло­ва, мотивированные более чем одним сло­вом, содержат сложную, комплексную мотивирующую основу, состоящую из двух (или более) простых мотивирующих основ; напр., в слове мор-е-плава-тель сложная мотивирующая основа - мор-... плава- (основы мотивирующих слов море и плавать), а формант - интерфикс (соединительный аффикс) -е- и суффикс -тель.

Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности, представляет собой словообразовательную цепочку.

Например:

учить-учитель-учительница

Исходное слово цепочки - немотивированное; каждое последующее слово отличается от предшествующего только одним формантом. Одно и то же слово может выступать по отношению к одному однокоренному слову как мотивированное, а к другому - как мотивирующее (так, учитель по отношению к глаголу учить - мотивированное слово, а по отношению к слову учительница - мотивирующее). Совокупность словообразовательных цепочек с одним и тем же исходным словом представляет собой слово­образовательное гнездо (см. глоссарий), определямое также как совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразо­вательной мотивации.

Различаются два вида анализа струк­туры словообразовательно мотивированных слов: морфемный анализ (иногда называемый также морфологическим, в школьной практике - анали­зом слов по составу) и словообра­зовательный анализ. Первый предполагает выделение всех составляю­щих слово (в данной его словоформе) морфов. Второй требует установления словообразовательной структуры слова как минимум - выделения мотивирую­щей основы и форманта (напр.: устарелость), как максимум - указания всех предшествующих звеньев словообразовательной цепочки.

Например, в «цепочечной» записи:

старый - стареть - устареть – устарелый -устарелость;

то же иног­да передаётся «скобочной» записью: {[у(стар-е)]л}ость

Основная единица классификации словообразовательной системы языка - словообразовательный тип. Это схема построения слов определимой части речи, характеризующаяся годностью трёх признаков:

а) части речи мотивирующих слов,

б) форманта,

в) словобразовательного значения.

Например, к одному словообразовательному типу относятся глаголы с суффиксом -ну(тъ), мотивированные глаголами и обозначающие однократность действия, названного мотивирующим глаголом: прыгать - прыгнуть, свистеть - свистнуть и т.п. При характеристике словообразовательных типов существенную роль играют такие их признаки, как продуктивность (способность служить образцом для производства новых слов) или непродуктивность; семантические и формальные видоизменения общей схемы построения слов данного типа; стилистическая окраска слов и сферы их употребления.

Словообразовательное значение понимается как обобщённое значение ряда мотивированных слов одним и тем же формантом, отличающее эти слова от их мотивирующих. Словообразовательные значения мотиви-рованных слов в русском языке многообразны. Среди них:

а) значения, состоящие в характеристике предмета или признака по его отношению к другому предмету или признаку.

Например:

предметно-характеризующее в существительных – названиях носителя признака (старый – старик, синий - синяк),

агентивное в существительных-названиях производителя действия (читать - читатель, прыгать - прыгун),

относительное зна­чение прилагательных (вода - водный);

б) модификационные значения, представляющие собой дополнительный семантический компонент, добавляющийся к значению мотивирующего слова.

Например:

уменьшительное (дом - домик)

«женское» (мастер - мастерица)

начина­емое (петь - запеть);

в) транспози­ционное значение, сводящееся к наделению мотивированного слова грамматической семантикой части речи, отличной от части речи мотивирующего слова, без изменения других компонентов его значения.

Например:

ходить – ходьба

красный – краснота

смелый - смело;

г) носящее наиболее абстрактный характер соединительное значение - указание на связь простых основ в составе сложной основы.

Например:

ярко-жёлтый

западносибирский

Наиболее крупную, чем словообразовательный тип, единицу классификации представляет собой способ словообразования (о способах словообразования см. подробнее в 1.3).

Контрольные вопросы для закрепления

Материала

1. В каком разделе русского языка изучается морфемный состав слова?

2. Какие ученые-языковеды изучали вопросы морфемного состава слова и русского словообразования?

3. Что понимается под словообразованием?

4. Поясните понятия: синхронное и диахронное словообразование. Приведите примеры.

5. Что Вы понимаете под термином «словообразовательная мотивация»?

6. Что представляет собой словообразовательная цепочка? Приведите примеры.

7. Поясните понятия морфемного и словообразовательного анализа.

8. Что понимается под словообразовательным значением? Приведите примеры.

Словарь по теме

Морфемика – это морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы, раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.

Словообразование – это сфера языка и само­стоятельный раздел языкознания, это

1) образо­вание слова на базе другого однокоренного слова (или слов), которым оно мотиви­ровано (т.е. выводится из него по смыс­лу и по форме), с помощью специальных средств, присущих языку;

2) раздел языкознания, изучающий такие мотивированные слова (называемые так­же производными): учение об их строении и о средствах, используемых для образо­вания новых слов.

Диахронное словообразование изучает пути возникновения производ­ных слов в различные периоды развития языка и их первоначальную (этимологи­ческую) словообразовательную структуру, а также исторические изменения словообразовательной структуры слов.

Син­хронное словообразование изучает систему слово­образовательных средств, присущих язы­ку на данном этапе его развития (напр., современному языку), и структуру слов, опреде­ляемую их синхронными (существующи­ми на данном этапе развития языка) мотивационными отношениями с други­ми однокоренными словами. Синхронная словообразовательная структура слова может совпадать с его первоначальной словообразовательной структурой.

Слово­образовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразо­вательной мотивации.

Словообразовательное значение понимается как обобщённое значение ряда мотивированных слов одним и тем же формантом, отличающее эти слова от их мотивирующих.

1.2 Морфемный состав слова (морфемика)

План темы

1. Соотношение понятий: морфемный состав слова, словообразование, формообразование.

2. Основа слова и окончание. Типы окончаний и основ.

3. Корень, префикс, суффикс, постфикс и интерфикс как составные части основы.

4. Исторические чередования гласных и согласных в слове.

5. Исторические изменения в морфемном составе слова.

Содержание темы

1.2.2.1Соотношение понятий: морфемный состав слова, словообразование, формообразование

1.2.2.2 Основа слова и окончание.

Типы окончаний и основ

1.2.2.3 Корень, префикс, суффикс, постфикс и

интерфикс как составные части основы

1.2.2.4 Исторические чередования

гласных и согласных в слове

При разборе слов по составу следует учитывать исторические чередования в корне, а также в суффиксе и приставке.

Эти чередования в русском языке возникли в результате его исторического развития, в результате тех фонетических процессов, которые происходили еще в дописьменный период, т.е. в общеславянском праязыке, или в древнерусский период.

Исторические чередования в области гласных.

а //о в корнях:

кас // кос (касаться – прикоснуться)

клан //клон (кланяться – наклониться)

лаг // лож (излагать – изложить)

равн // ровн (равнение – выровнять)

раст // рост (растение – росток)

скак // скоч (скакать – вскочить);

и//е в корнях:

бир // бер (собирать – соберу)

пир // пер (запирать – запереть)

стил // стел (застилать – постелить)

Чередование гласных О и Е с нулем звука.

Например:

сон – сновидение

день – дневной

Беглые гласные О и Е могут также быть в суффиксах и приставках.

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Например:

петушок - петушка

               
  Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru   Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru   Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru   Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru

сыночек – сыночка

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru собирать – сборы

С нулем звука могут также чередоваться гласные И и Ы.

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Например:

читать – чтение

 
  Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru созывать – созвать

Однако этот тип чередования является малопродуктивным в русском языке, и авторы школьных учебников его не выделяют.

Исторические чередования согласных.

1) к//ч (рука – ручка)

2) г//ж (друг – дружба)

3) х//ш (ухо – наушники)

4) с//ш (просить – прошение)

5) з//ж (повозка – вожу)

6) д//ж//жд (городить – горожу – заграждение)

7) т//ч//щ (светить – свечка – освещение)

8) п//пл (купить – купленный)

9) б//бл (любовь – влюбленный)

10) в//вл (ловить – ловля)

11) м//мл (кормушка – кормление)

12) ф//фл (разграфить – разграфлю).

1.2.2.5 Исторические изменения в морфемном

составе слова

В процессе исторического развития русского языка в морфемном составе слова могут происходить изменения. Известно три таких исторических процесса: опрощение, усложнение и переразложение. Поэтому принято различать морфемный состав слова в современном русском языке и этимологический состав слова.

Самым продуктивным историческим процессом в морфемном составе слова является опрощение. Это превращение ранее производной основы в непроизводную.

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Например:

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru пир (пировать, пирушка, пиршество)

(раньше слово «пир» членилось на корень – пи – и суффикс –р, от слова «пить»).

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru дар (дарить, подарок)

(раньше слово «дар» членилось на корень – да – и суффикс – р, от слова «дать»).

Усложнение – это исторический процесс в морфемном составе слова, противоположный опрощению. При этом ранее непроизводная основа становится производной. Процесс усложнения наблюдается только в заимствованных словах.

Рассмотрим это на примере слов «агитация» и «анархия», пришедших к нам из немецкого языка. Вначале основы этих слов воспринимались носителями русского языка как нечленимые (непроизводные), равные корню.

Например:

агитация (корень агитаци -)

анархия (корень анархи -)

Затем, уже на базе русского языка, от этих слов были образованы новые слова:

агитировать, агитки, агитатор, агитпункт (корень агит -);

анархист, анархизм (корень анарх -).

В результате чего и произошло усложнение: ранее нечленимая основа стала члениться.

Переразложение – это переразложение морфем внутри слова. При этом основа остается производной.

Например:

отворять (приставка о-, корень – твор -, суффиксы –я- и – ть)

(раньше было иначе: приставка от-, корень – вор -, суффиксы –я- и – ть, от слова «ворота», где корень вор, суффикс – от-, окончание –а)

Как видим, в результате переразложения в этом слове изменились только корень и приставка.

Контрольные вопросы для закрепления

Материала

1. Что понимается под морфемным составом слова?

2. Что такое морфема? Приведите примеры.

3. Что понимается под словообразованием? Приведите примеры.

4. Что понимается под формообразованием? Приведите примеры.

5. Что обозначает окончание? Приведите примеры.

6. Какое окончание называется материально выраженным? Приведите примеры.

7. Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры.

8. Какие слова и формы слов в русском языке не имеют окончания? Приведите примеры.

9. Расскажите об особенности морфемной структуры неопределенной формы глагола.

10. Что понимается под основой? Приведите примеры.

11. Какие основы называются производной, непроизводной, производящей? Приведите примеры.

12. Что называется корнем? Приведите примеры.

13. Какие корни называются свободными и связанными? Приведите примеры.

14. Что называется приставкой, или префиксом? Приведите примеры.

15. Что называется суффиксом? Приведите примеры.

16. Что называется постфиксом? Приведите примеры.

17. Что такое интерфикс? Приведите примеры.

18. Расскажите о чередованиях гласных и согласных в словах русского языка. Приведите примеры.

19. Какие происходили изменения в морфемном составе слова в процессе исторического развития русского языка?

20. Что такое опрощение? Приведите примеры.

21. Что такое усложнение? Расскажите на примере слов «анархия» и «агитация» об усложнении.

22. Что такое переразложение? Приведите примеры.

Упражнения для самостоятельной работы

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Сравните слова, выделив окончание и определив основу, сделайте выводы.

Красные, полей, революция, конституция, темя, семя, друзей, коней, окончание, работа.

Упражнение 2

Выделите окончание в словах и определите, какое оно: материально выраженное или нулевое.

Играют, работают, живут, мама, сын, заячий, четвертый, рассказал, хорош, стол, стул, выскажись, диваны, пришел, ответил, направо, слева.

Упражнение 3

Расскажите, каким образом выделяется окончание в слове, докажи это на примерах следующих слов:

стол, работая, окно, красивый, большой, держа, цветок, принеси, делай, лисий, яркий, говорить, хорошо.

Упражнение 4

Докажите, что в данных словах и формах слов нет никакого окончания:

делая, создав, больше, крупнее, влево, справа, быстрее, тоньше, выше, глубже.

Упражнение 5

Разберите слова по составу и определите, какая в слове основа: производная, непроизводная (членимая), производящая:

Гордость, прибрежный, подосиновик, подберезовик, скоординировать, столик, травяной, прекрасный, приближение, большой, радость.

Упражнение 6

Выделите в словах корни, докажите с помощью примеров, что это общая часть родственных слов.

Переходить, передача, приехать, подберезовик, спланировать, вылететь, стульчик.

Упражнение 7

Выделите в словах корни и докажите, какие они: свободные или связанные.

Передача, вылить, уйти, вынуть, кто, что, сделать, прочитать, нарисовать, перенести.

Упражнение 8

Выделите приставки, или префиксы. Определите, какие они - формообразующие или словообразующие.

Перенести, соавтор, правнук, прабабушка, проректор, небольшой, сделать, прочитать.

Упражнение 9

Выделите суффиксы. Определите, какие они - формообразующие или словообразующие.

Писать – писатель – письмо – писака.

Упражнение 10

Разберите слова по составу. Объясните, с каким явлением вы столкнулись при разборе слова.

Оренбургский, пермский, орский, курский (жители).

Упражнение 11

Найдите интерфикс в следующих словах. С какими интерфиксами вы столкнулись, объясните.

Пылесос, сталевар, пароход, ялтинский.

Упражнение 12

Выделите интерфиксы в словах (где необходимо), в чем заключается особенность представленных слов.

Кофейник, чайник, Волгоград, Оренбург.

Упражнение 13

Найдите чередования гласных и согласных в следующих словах:

ровняться, клонится, скакать, отрасль, прикасаться, вышли, постелить, собираться, засыпать, дружить, рукав, возить, купить, кормить, земля, любовь.

Упражнение 14

Разберите слова по составу, подберите к ним однокоренные и сравните современный разбор слова с историческим.

Окно (от слова «око»);

мыло (от слова «мыть»);

басня (от слова «баять», т.е. рассказывать).

Упражнение 15

Разберите данные слова по составу.

1. Синий, ранний, вороний, ветреный. 2. Пение, гуляние, давление, утомление. 3. Наливать, распевать,
растирание, нарастание, отросток. 4. Окно, давно
(уехать), (утро) ясно, отчетливо (слышать). 5. Крас­нота, темнота, теснота, скрипеть, скрепить. 6. Ручей, (блеск) лучей, (изгиб) бровей, соловей.

Словарь по теме

Морфемный состав слова – это его морфемная структура (его «скелет»).

Морфема – это кратчайшая значимая часть слова.

Словообразование – это способ образования данного слова.

Формообразование – это способ образования тех или иных грамматических форм данного слова.

Окончание (флексия) – это изменяемая часть слова.

Основа – это часть слова, которая остается после отделения окончания.

Материально выраженное окончание – это окончание, которое в устной речи выражается одним или несколькими звуками, а на письме обозначается буквенно.

Нулевое окончание - это окончание материально не выраженное в слове, т.е. мы его не произносим и не пишем, но, тем не менее, оно в слове незримо «присутствует».

Непроизводные основы – это основы, состоящие из одной неделимой корневой морфемы, они нечленимые.

Производные основы – это основы членимые, т.е. состоящие из нескольких морфем.

Производящая основа - это основа, от которой образованно данное слово.

Корень слова – это общая часть родственных слов, содержащая, как правило, основное лексическое значение слова.

Свободный корень слова – это такой корень слова, который может употребляться самостоятельно, без сочетания с приставками или суффиксами.

Связанный корень слова – это такой корень слова, который самостоятельно, без сочетания с суффиксами или приставками, не употребляется.

Префикс (приставка) – это морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или форм какого-то слова.

Суффикс – это морфема, стоящая, как правило, между корнем и окончанием и служащая для образования новых слов или форм одного слова.

Постфикс - это такая морфема, которая в слове стоит после окончания.

Интерфикс – это какой – либо звук, не выражающий лексического значения, а служащий для связи морфем в слове.

Опрощение - это превращение ранее производной основы в непроизводную.

Усложнение – это исторический процесс в морфемном составе слова, противоположный опрощению. При этом ранее непроизводная основа становится производной.

Переразложение – это переразложение морфем внутри слова. При этом основа остается производной.

1.3 Типы и способы русского словообразования

1.3.1 План темы

1. Основные типы русского словообразования.

2. Способы морфологического типа русского словообразования.

1.3.2 Содержание темы

1.3.2.1 Основные типы русского словообразования

Согласно грамматическому учению академика В.В. Виноградова, принято выделять четыре основных типа образования слов в русском языке:

- лексико-семантический;

- лексико-синтаксический;

- морфолого-синтаксический;

- морфологический.

Лексико-семантический тип словообразования заключается в том, что слово, уже существующее в русском языке, приобретает новое смысловое значение, т.е. возникает омонимия (омонимы – (гр. homos - одинаковый + опуmа - имя) - это слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию).

Например:

кулак (кисть руки), кулак (эксплуататор);

пояс (ремень), пояс (как географическое понятие: географический пояс), пояс (как политическое понятие: красный пояс);

спутник (человек, идущий рядом: спутник жизни), спутник (космическое тело, октябрь 1956г.)

Лексико-семантический тип словообразования связан с распадом полисемии и появлением слов–омонимов. Вначале он в русском языке был самым непродуктивным.

Лексико-семантический тип словообразования стал довольно продуктивным в русском языке в последние два десятилетия, в связи с жаргонизацией русской речи. Новое лексическое значение приобрели такие общеупотребительные слова, как лимон, бабки, предки, блин (горелый), тарелка, тачка, тёлка, братки и др. Все эти слова лишь только засоряют нашу речь. (Существует специальный словарь молодёжного жаргона).

Лексико-синтаксический тип словообразования заключается в том, что новое слово образуется на базе словосочетания.

Так, например, в русском языке образовались наречия:

сегодня

сейчас

тотчас;

сложные числительные:

пятьдесят

триста

пятьсот и др.

Задание:

Сравните образование числительных: одиннадцать, двенадцать.

Морфолого-синтаксический тип словообразования заключается в том, что слово из одной части речи может переходить в разряд другой части речи. Чаще всего в русском языке наблюдается переход прилагательных в разряд существительных. Этот процесс получил название субстантивации.

Например:

рабочий

дежурный

больной

Все эти слова склоняются как прилагательные.

В разряд существительных могут переходить также некоторые причастия.

Например:

отдыхающие

гуляющие

провожающие

заведующий и др.

Морфологический тип словобразования заключается в том, что новое слово образуется, прежде всего, с помощью различных морфем (приставок, суффиксов) (см. 1.3.2.2). Это самый продуктивный тип образования слов в русском языке, имеющий, в свою очередь, несколько различных способов.

1.3.2.2 Способы морфологического типа русского словообразования

1-й способ (самый продуктивный) – суффиксальный. Когда от существительного, прилагательного, глагола или какой-либо другой части речи образуется новое слово с помощью того или иного суффикса.

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Например:

задача – задачник

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru

охота – охотник

2-й способ – префиксальный. Когда новое слово образуется с помощью приставки.

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Например:

автор – соавтор

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru

участник – соучастник

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru город – пригород

3-й способ – префиксально-суффиксальный. Когда новое слово образуется одновременно при помощи приставки и суффикса.

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Например:

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru стакан – подстаканник

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru

окно – подоконник

4-й способ – безаффиксный. Когда новое слово образуется путем усечения данного слова.

Например:

переходить – переход

перекурить – перекур

ранний – рань

5-й способ – основосложение. Когда новое слово образуется путем сложения основ двух каких-то слов с помощью соединительных гласных О или Е.

Например:

самовар

самолет

пылесос и др.

Основосложение иногда сопровождается дополнительной суффиксацией.

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Например:

кофеварка

       
  Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru   Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru мясорубка

ракетоноситель

При этом следует различать основосложение и суффиксальный способ образования.

Например:

Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru водопровод – водопроводчик

       
  Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru   Упражнения для самостоятельной работы - student2.ru

пароход – пароходство, но судоходство

6-й способ – словосложение. Когда в результате сочетания двух слов образуется одно новое слово.

Например:

диван-кровать

шапка-ушанка

плащ-палатка

Свои способы образования имеют сложносокращенные слова.

1-й способ – сочетание части одного слова с другим словом.

Например:

госуниверситет

агитпункт

бухучет

профсоюз

2-й способ – слоговый (в широком смысле слова).

Например:

комсомол

нарком

юннат

генсек

журфак

3-й способ – буквенный. Когда сложносокращенное слово образуется путем сочетания начальных букв.

Например:

СССР

РФ

УВД

КВН

ОГУ

4-й способ – звуковой. Когда сложносокращенное слово образуется путем сочетания начальных звуков.

Например:

вуз

загс

ДОСААФ

БАМ

СМИ

Сложносокращенные слова, образованные буквенным или звуковым способом, называются аббревиатурами, а сам процесс образования таких слов называется аббревиацией.

5-й способ – смешанный. Это когда совмещается звуковой способ с буквенным или прибавляется слог.

Например:

ГУЛАГ ГУЛАГ

зв.+слог.

КамАЗ КамАЗ

слог.+зв.

ГИБДД ГИБДД

зв.+букв.

ГОСТ ГОСТ

зв.+слог

Контрольные вопросы для закрепления

Материала

1. Сколько принято выделять основных типов образования слов в русском языке?

2. В чем заключается лексико-семантический тип словообразования?

3. Как он возникает? Приведите примеры.

4. В чем заключается лексико-синтаксический тип словообразования? Приведите примеры.

5. В чем заключается морфолого-синтаксический тип словообразования? Приведите примеры

6. В чем заключается морфологический тип словообразования?

7. Назовите способы морфологического типа русского словообразования.

8. Расскажите об особенностях каждого способа морфологического типа русского словообразования. Приведите примеры.

Наши рекомендации