Правописание согласных и гласных в приставках. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки
Упражнение 26
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки.
П…сеять рожь - посеять рожь, о…бросить врага, на…стройка дома, по…клеить страницу, пре…чувствовать неудачу, сложная о…становка, по…твердить решение, сдать пре…писание, тщательно п…р..работать, п…р…выполнить обязательства, пре…ставить на комиссию, з…конспектировать статью, пр…растание семян, …держать об…щание, неполное …горание.
Упражнение 27
Перепишите, вставляя пропущенные буквы сили з, обозначьте приставку с-.
...борный пункт, …жатое изложение, современное …дание, …дать конспект, …жечь дотла, …брить волосы, …гладить неприятное впечатление, бесследно …гинуть, преступный …говор, …дешний житель, …дельная оплата, проявить …держанность, со…дать аварийную бригаду, …жиженный газ.
Упражнение 28
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки. Объясните (устно) их правописание. К выделенным словам подберите синонимы.
Ра…гадать шараду, ра…пространять газеты, ра…ставлять фигуры, ра…считать время, точный ра…чет, ра…следовать дело; …бивчивый ответ; во…пользоваться случаем, во…вращаться домой, во…становить завод; полезные и…копаемые, и…портить машину, ...тратить деньги; бе…спорный случай, бе…полезные усилия, бе…вкусная пища; трудно …говориться; чре…мерные требования, чре…вычайный съезд; низ…вергаться с гор, ни…кие облака, ни…провержение старого строя; неи…сякаемый источник; материалистическое мировоз…рение, поднять во…стание; чере…чур сложная ситуация; неожиданно и…чезнуть.
Упражнение 29
Перепишите, ставя ударение в выделенных словах и обозначая приставки.
Составлять р…списание, древнерусские р…списи, дать р…списку в получении чего-либо, р…сплатиться с долгами, ехать в р…звальнях, р…ссыпать порошок, золотые р…ссыпи, р…зыск преступника, р…зыскать пропавший журнал, не верить всяким р…сказням, р…ссказы очевидцев.
Приставки пре- и при-
Упражнение 30
Прочитайте, установите лексическое значение выделенных слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая приставки пре- и при-.
Своевременно пр…ступить к работе, не пр…ступать закон; пр…дать правонарушителя суду, пр…дать в помощь ремонтной бригаде трех человек; пр…емники великого ученого, пр…емник для сточных вод; пр…зирать лгуна, пр…зреть больного; пр…клонить ветви дерева к земле, пр…клонить колена, пр…клоняться перед талантом художника; пр…творить калитку, пр…твориться больным, пр…творить замысел в жизнь.
Упражнение 31
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.
1. Чиновник кончил свое чтение сложил бумагу грозно пр…крикнул на народ. 2. Дорога пр…скучная погода холодная. 3. Пр…горки рощи и долины весны огнем ож…влены. 4. Др…бясь о мрачные пр…грады жемчужной огненной рекой валятся плещут водопады. 5. Василиса Егоровна присмиревшая под пулями взгл…нула на степь. 6. На другой день войска пр…следовавшие неприятеля получили приказ возвратиться в лагерь. 7. Всякое слово напоминающее мнимое пр…ступление сына было ему тягостно. 8. Пр...знаюсь, известие о прибытии молодой и прекрасной соседки сильно на меня подействовало. 9. Понятна мне времен превратность не пр…кословлю право ей. 10. Я петь пустого не умею высоко тонко и хитро, и в лиру пр…вр…щать не смею мое - гусиное - перо! (А.С. Пушкин).
Упражнение 32
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.
В дни тр…гической гибели Пушкина Россия услышала голос мол…дого поэта которому суждено было стать пр…емником Пушкина в ос…ротевшей русской литературе.
Это был двадцатидвухлетний корнет кв…ртиро-вавшего в Царском Селе лейб-гвардии гусарского полка - Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихи на смерть Пушкина, скорбные гневные обл…чительные.
Не только пр...зренного иностранца чья рука не дрогнула выстр…лить в Пушкина обл…чил он в этих стихах. Он обв…нял злобных кл…ветников которые пр…следовали Пушкина при жизни и н…правляли руку Дантеса. Он ук…зал на них: это в…ликосветская знать потомки пр…дворных холопов, пр...славившихся своей подлост…ю... Он н…звал их в своем стихотв…рении п…лачами св…боды и славы п…лачами русского гения. Он гр…зил им народной ра…правой. Он ув…рял что их ждет суд истории - суд неизбежный и бе...пощадный.
В безропотной тишине, ц...рившей тогда в России, это было пр...явлением неслыханной смелости... В несколько дней стихи ра…пространились по Петербургу а затем стали известны всей грамотной России.
В этом стихотв…рении Лермонтов говорил то что думал что ч…ствовал в те дни каждый кому дорога была честь и слава России кому дор…го было русское слово и в…ликое имя поэта (И. Андроников).
Двойные согласные
Упражнение 33
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание.
1) жили з, с: жу…жание веретена, дро…ание голоса,
со…женное письмо, ...жечь рукопись, тихонько ви…жать,
натянуть во...жи, дро…жевые грибки, мо…жевеловая трубка, иногда брю…жать, чуть бре..жить, бры…жжет искрами, дребе…жащее колесо;
2) с или сс: ро…ийский опыт, колхозы Белору..ии,
просторы Ро…ии, студенты-белору...ы.
Упражнение 34
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки и корни.
Бе…контрольный, бе…срочный; ра…тащить, ра..ста- вить; в…зрение, в…стание; и…пытать, и...следовать, и…жарить, и...зябнуть; п…давать что-либо, п...даваться чему-либо; по…считать, о…читать; ра…считать, ра…чет, ра…четливый, о…считывать, ра…считывать; ра...светать, ра…цветать; о…тирать, о...дирать; по…черкнуть, п…черк.
Упражнение 35
От данных слов с помощью указанных приставок образуйте новые слова и перепищите, подчеркивая конечную согласную приставки и начальную согласную корня. Составьте по два словосочетання со словами, образованными от выделенных.
1) из-(ис-): сохнуть, черпать, жевать, сушить;
2) без- (бес-): спорный, злобный, смертный, вкусный, шумный,ценный, сонный, славный;
3) раз- (рас-): чертить,считать, следовать, знакомься, седлать, стелить, счет, сеять;
4) воз- (вос-): звание, становление, зрение, создать, давать.
Упражнение 36
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание (устно).
1. Нина Иванцова угадывала каждый его взгляд, дв... жение, бе…прекословно, б…страшно выполняла любое его поручение (Ф.). 2. Отец Виктора, опустив во...жи, тоже соск…чил с телеги и тут же на месте и…чез, будто и…парился (Ф.). 3. Поезд углублялся в леса Севера пр…дверие Кольского полуострова (Лид.). 4. Она стала пр…хварывать, а потом и совсем ра…хворалась, нервы ее совершенно расстроились (Остр.). 5. Грифцов уверял, что на р…четном счете денег у него мало. Дней через пять начнут поступать средства от заказчика, тогда он р…считается (Рыб.). 6. В чине поручика он п...давал в отставку… Отставка р…сорила его с отцом (Т). Комендант подпустил их [мятежников] на бли…кое р…стояние и вдруг вып…л ил опять (П.). 8. Крепость была р…зорена и вы…жена (П.). 9. Долго говорил мне этот человек о своем миров…зрении (Аpc.).
Упражнение 37
От данных слов образуйте сушествительные, обозначающие названия лиц. Составьте с ними словосочетания и перепишите, подчеркивая двойные согласные.
Программа - программист, опытный программист; коммуна, артиллерия, классицизм, пессимизм, террор, металл, оккупация, коммерция, диссертация.
Упражнение 38
От данных слов образуйте прилагательные с помощью указанных суффиксов, подберите к ним существительные и запишите полученные словосочетания, подчеркивая двойные согласные.
1) -н-: параллельно, пассив, программа, компромисс;
2) -ивн-: масса, прогресс, эффект;
3) -(иче)ск-: кристалл, классик, пессимист;
4) -онн-: оккупация, дискуссия, комиссия;
5) -альн-:коллегия, колосс, территория.
Упражнение 39
Прочитайте данные слова, обратите внимание на их написание (в них нет двойных согласных). Составьте по одному словосочетанию с каждым словом и запишите их, подчеркивая выделенные согласные.
Галерея, гуманизм, десант, драма, имитация, карикатура, коридор, пьеса, ресурсы, гостиная, труженик, разорять, расчет.
Упражнение 40
Составьте словосочетания с существительными, образуя их от слов, указанных в скобках. Перепишите и подчеркните в этих существительных удвоенные согласные.
Подать... (апеллировать) - подать апелляцию, работать... (ассистировать), получить... (аттестовать), подробный... (комментировать), строить... (баррикадировать), строгая... (дифференцировать), яркая... (иллюстрировать).
Упражнение 41
Перепишите, вставляя пропущенные согласные. В случае сомнений проверьте по орфографическому словарю.
I. 1) л или лл: полная и…юзия, провести ко…оквиум, криста…ическое вещество, криста…ьно чистый человек, художественная га…ерея, мета…ический звук, писатель бе...етрист;
2) нили нн: мраморная коло…ада, пробить ту...ель,
те…исный корт, труже…ики тыла, роскошная гости...ая;
3) м или мм: програ…ированное обучение, стойкий
и…унитет, су…ировать результаты, удачная и...итация,
опубликовать ко…юнике, подлинный гу…анизм, дра…атизм обстановки.
II. 1) р или рр:жестокий те…ор, известный карикату…ист, те…иториальные воды, небольшая те...аска, темный ко...идор;
2)с или сс: открыть диску…ию, новая тра...а, богатые
ре…урсы, коло…альные возможности, советская пре...а,
прогре…ивный писатель, ставить пье...у, высадить де…ант;
3)тили тт:предъявить а…естат, новый а…ракцион,
развивать а…аку.